Внутренний контроль качества аудиторской проверки
Правила внутреннего контроля качества аудита должны содержать принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества работы, которые следует применять как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждого аудита, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг.
Аудиторской организации следует определить совокупность организационных мер, методов и конкретных процедур внутреннего контроля, направленных на то, чтобы обеспечить качество проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг (далее – качество аудита) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими аудиторскую деятельность.
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, сроки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией, могут зависеть от следующих основных факторов:
· от размера аудиторской организации и характера оказываемых услуг;
· от территориального расположения аудиторской организации;
· от организационной структуры аудиторской организации;
· от соотношения затрат и результатов.
В зависимости от указанных факторов будут меняться методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией, и объем документации по вопросам качества аудита.
Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемые аудиторской организацией, включают в себя следующее:
· профессиональные требования (работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения);
· профессиональную компетентность (работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками, соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, а также обладать необходимой профессиональной компетентностью, требующейся для выполнения обязанностей с должной тщательностью);
· требования к поручению заданий (проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, требующиеся в данных условиях);
· контрольные полномочия (необходимо в достаточной мере направлять работу и осуществлять текущий контроль на всех уровнях и этапах аудита, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества);
· консультирование (в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями);
· работу с аудируемыми лицами (необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с реальными заказчиками. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации и ее способности предоставлять услуги надлежащим образом);
· мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества (необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита).
Установленные правилами аудиторской деятельности аудиторской организации принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех работников таким образом, чтобы обеспечивалась разумная уверенность в том, что принятые в организации принципы и процедуры понятны и применимы на практике.
Руководитель аудита должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимого аудита. Каждый работник обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудита. При этом руководитель аудита анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу.
Любое поручение должно даваться аудиторам и ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудита четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. Их необходимо информировать о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, сроки и объем аудиторских процедур. При этом программа аудита, расчет затрат времени и общий план аудита являются основными средствами для доведения до сведения аудиторов и ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
В ходе аудита работники, осуществляющие руководство и надзор за работой аудиторов и ассистентов аудитора, должны выполнять следующие функции:
· контролировать процесс аудита, чтобы определить, обладают ли участвующие в аудите аудиторы и ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий, понимают и выполняют ли они указания по проведению аудита, а также выполняется ли аудит согласно общему плану и программе;
· обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита, корректируя при необходимости общий план и программу аудита;
· устранять возникающие расхождения в профессиональных суждениях работников, определяя при этом потребность в дополнительных внешних либо внутренних консультациях.
Проверку работы аудиторов и ассистентов аудитора должны выполнять работники, имеющие необходимый уровень компетентности. При этом важно выяснить следующие:
· была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
· были ли надлежащим образом задокументированы результаты работы и процесс их достижения;
· были ли охвачены, урегулированы и отражены в аудиторских выводах все существенные аспекты аудита;
· были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
· соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной исполнителями работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
При осуществлении контрольных функций в процессе проведения аудита особое внимание необходимо акцентировать на следующем:
· на общем плане и программе аудита;
· на оценке внутрихозяйственного риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки;
· на документальном отражении аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
· на бухгалтерской (финансовой) отчетности, предлагаемых к ней поправках и форме аудиторского заключения.
Комплекс мер по контролю качества оказываемых аудиторских услуг может включать (особенно в случае масштабных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данном аудите, выполнили по ней дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
4.13. Особенности проведения аудита
в условиях применения ПЭВМ
Под компьютерной обработкой данных (далее – КОД) подразумевается обработка финансовой информации аудируемого лица, существенной для аудита, с использованием средств электронной вычислительной техники.
При проведении аудита в условиях КОД цель и основные принципы выполнения аудита не меняются. Однако применение систем КОД вносит изменения в организацию обработки, хранения и передачи финансовой информации аудируемого лица и, соответственно, оказывает влияние на процесс изучения аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, оценку аудиторского риска и осуществление процедур, необходимых для достижения целей аудита.
Использование КОД ведет к изменению отдельных элементов в организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, а именно:
· для проведения проверки правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета наряду с первичными документами на бумажных носителях используются и первичные документы на машинных носителях;
· нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машинных носителях;
· применяются способы ведения бухгалтерского учета, ориентированные на прогрессивные методы формирования и обеспечения достоверности выходной информации, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического с хронологическим, а также на повышение оперативности и удобство использования учетной и отчетной информации.
При оценке систем КОД аудируемого лица аудиторской организации необходимо выяснить следующее:
· соответствуют ли алгоритмы обработки первичной информации законодательству Республики Беларусь и существует ли возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного и налогового законодательства;
· как осуществляется сохранность и обновление информации;
· как обеспечивается контроль ввода данных;
· имеется ли возможность перенастройки показателей внешней отчетности на изменение ее форм;
· имеется ли возможность вывода на печать текущих данных о хозяйственных операциях.
Аудиторской организации необходимо убедиться в следующем:
· регистры бухгалтерского учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета (наличие системы КОД не освобождает аудируемое лицо от обязанности документировать в установленном порядке хозяйственные операции);
· изменения, вносимые в программное обеспечение системы КОД в связи с изменением законодательства Республики Беларусь, документально оформлены, проверены и согласованы с разработчиком программного обеспечения;
· информационная база данных системы КОД обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, а также ограничение несанкционированного доступа к ней.
Аудиторской организации необходимо оценить надежность системы внутреннего контроля аудируемого лица в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 июня 2002 г. № 86 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.), и ее влияние на функционирование системы КОД в части:
· контроля подготовки данных как на уровне пользователя, так и на уровне компьютерной службы;
· контроля предотвращения ошибок во время работы;
· контроля работы с данными (доступ, правильность, полнота);
· возможности изменения программного обеспечения, особенно методов регистрации первичной информации.
Организация обработки данных бухгалтерского учета аудируемого лица с применением КОД оказывает влияние на аудиторский риск. Аудиторский риск повышается в следующих случаях:
· если компьютеризованная среда децентрализована;
· при условии существования географической разбросанности компьютерных установок;
· при отсутствии возможности перенастройки программного обеспечения;
· если уровень знаний работников бухгалтерии в области информационных технологий недостаточен;
· при отсутствии внутреннего контроля функционирования системы КОД;
· если отсутствуют необходимые меры по ограничению несанкционированного доступа в систему КОД.
Аудиторский риск снижается в следующих случаях:
· если системы автоматизации являются лицензионными;
· при условии существования возможности углубить некоторые виды контроля благодаря программному обеспечению, специально разработанному для аудиторов;
· при условии существования специального контроля программного обеспечения;
· если информационная политика аудируемого лица квалифицированно определяется его руководством и согласована с основными пользователями системы КОД;
· когда все структурные подразделения аудируемого лица работают в единой системе КОД, применяют единое программное обеспечение;
· если аудируемое лицо имеет долгосрочный план развития системы КОД.
В условиях КОД аудит может проводиться с применением машинно-ориентированных и (или) ручных процедур. При машинно-ориентированных процедурах для проверки содержания компьютерных файлов аудируемого лица аудиторская организация может использовать программные средства и контрольные примеры для тестирования алгоритмов КОД. Проведение машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допустимо, если только имеется достаточная уверенность, что копии полностью соответствуют оригиналам файлов аудируемого лица.
Аудируемое лицо обязано предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение или неполное выполнение этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, и аудиторская организация имеет право потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.
Дата начала аудита должна соответствовать дате представления аудиторской организации данных в виде, согласованном с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.
Аудитор должен обладать достаточным знанием систем КОД, чтобы планировать, контролировать и проверять выполняемую работу. Желательно, чтобы аудитор имел представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также о существующих системах обработки финансовой информации.
Аудиторской организации следует иметь библиотеку наиболее распространенных систем КОД и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения.
Аудитор должен уметь определить, какое влияние на организацию, планирование и проведение аудита оказывает использование системы КОД у аудируемого лица, в том числе на изучение форм бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценку рисков, связанных с проведением аудита.
Аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о необходимости специализированных знаний о системе КОД для проведения аудита каждого конкретного аудируемого лица. Если специализированные знания необходимы, к проверке должен привлекаться специалист, обладающий такими знаниями и являющийся либо работником аудиторской организации, либо приглашенным экспертом. При этом аудиторская организация в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. № 114 (с изменениями и дополнениями), должна получить достаточные и убедительные аудиторские доказательства, что работа эксперта отвечает целям аудита.
В случае привлечения эксперта для оценки применяемой системы КОД оформление и использование результатов работы эксперта, а также заключение договора с экспертом должны соответствовать требованиям правила аудиторской деятельности «Использование результатов работы эксперта», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2001 г. № 123. Аудитору при этом необходимо хорошо представлять компьютерную службу аудируемого лица в целом, чтобы планировать и контролировать работу эксперта, сохраняя главенствующее положение.
Основной задачей эксперта является оказание помощи аудитору при проведении аудита в части:
· оценки надежности системы КОД в целом;
· оценки лицензионной чистоты бухгалтерского программного обеспечения, функционирующего в системе КОД аудируемого лица;
· проверки алгоритмов расчетов;
· формирования на компьютере необходимых аудитору регистров аналитического и синтетического учета и отчетности.
Главенствующее положение аудитора по отношению к эксперту состоит в том, что эксперт оценивает только систему обработки информации, в то время как аудитор – достоверность формируемой с помощью этой системы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторская организация не может ни передать, ни разделить с кем-либо (в том числе с экспертом) свою ответственность за выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и составленного на ее основе аудиторского заключения.
Уровень автоматизации обработки финансовой информации аудируемого лица необходимо учитывать при определении объема и характера аудиторских процедур.
При составлении плана аудита в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81, каждый пункт плана должен быть откорректирован с учетом влияния на процесс аудита применяемых аудируемым лицом информационных технологий и системы КОД.
При планировании этапов аудита, на которые может повлиять наличие у аудируемого лица системы КОД, аудитор должен иметь представление о значимости и сложности процессов ее функционирования, а также о доступности данных, необходимых для проведения аудита.
Автоматизированная бухгалтерская программа может считаться сложной в следующих случаях:
· если из-за большого объема операций пользователям трудно выявить ошибки, допущенные в процессе обработки данных;
· при условии, что компьютер автоматически генерирует основные операции или проводки в смежной программе;
· если компьютер выполняет сложные расчеты по финансовой информации и (или) автоматически генерирует итоговые операции или проводки, которые не могут быть подтверждены или не подтверждаются отдельно;
· при условии, что обмен операциями с другими организациями осуществляется электронным образом и при этом не проводится физическая сверка правильности или приемлемости операции;
· если первичные документы, некоторые компьютерные файлы, иные материалы, которые могут потребоваться аудитору, существуют только в течение короткого периода времени или в формате, доступном для прочтения только на компьютере.
Аудитор должен изучить и отразить в рабочей документации основные моменты организации и обработки учетных данных в системе КОД аудируемого лица, а именно:
· участки бухгалтерского учета, охваченные системой КОД;
· кем осуществляется обработка учетных данных (компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала, существует специализированный отдел, услуги оказывает вычислительный центр);
· как осуществляется ввод и обработка данных (локально или используется сетевой вариант);
· как обеспечивается архивирование и сохранность данных;
· как организовано программное обеспечение (целесообразно в табличном виде дать краткую характеристику: разработчик, лицензионная чистота, дата внедрения, как часто и кем осуществляется обновление программ);
· возможности КОД в части формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, данных для внутреннего пользования, осуществления аналитических процедур.
Источником получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе КОД аудируемого лица в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета. Аудиторская организация может применять их либо их копии в качестве рабочей документации. В случае работы аудитора непосредственно в системе КОД аудируемого лица (без вывода данных на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора аудиторских доказательств, составляются аудитором самостоятельно.
Рабочие документы, формирующиеся в процессе аудита в условиях КОД и существенно отличающиеся от обычных рабочих документов (например, документы, подготовленные на машинных носителях), могут храниться в аудиторской организации обособленно в архиве аудиторских файлов на машинных носителях.
Аудиторская организация в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81, должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив. Целесообразно хранить аудиторские файлы по каждому аудируемому лицу на отдельном машинном носителе.
Тема 5. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
План
1. Общие требования, предъявляемые к порядку составления аудиторского заключения.
2. Форма и структура аудиторского заключения, порядок его представления.
3. Письменная информация (отчет) аудиторской организации (аудитора) по результатам проведения аудита.
4. Отчетность о результатах работы аудиторских организаций.
5.1. Общие требования, предъявляемые к порядку
составления аудиторского заключения
Общие требования, предъявляемые к порядку составления аудиторского заключения, определены правилом аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. № 128 (в редакции постановления от 28 октября 2008 г. № 159).
Аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение должно содержать аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Порядок подготовки, составления и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется законодательством Республики Беларусь. При соблюдении требований законодательства бухгалтерская (финансовая) отчетность должна достоверно отражать финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
При проведении аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна установить, подготовлена ли данная отчетность по форме и содержанию в соответствии с требованиями законодательства. Если применение некоторых требований законодательства приводит к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности, вводящей в заблуждение пользователей, аудиторская организация должна отразить данный факт в аудиторском заключении. Так, если переоценка основных средств, сделанная в соответствии с законодательством, не отражает реальной рыночной стоимости этих основных средств, а данный аспект является существенным для достоверного отражения финансового положения аудируемого лица, аудиторская организация должна указать на этот факт в аудиторском заключении.
При формировании аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна учитывать:
· получены ли надлежащие аудиторские доказательства, достаточные для выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;
· существенность выявленных и неисправленных искажений.
Аудиторская организация должна оценить правильность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытия информации. При этом необходимо рассмотреть следующие аспекты:
· общее представление, структуру и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
· соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности полученному аудиторской организацией в ходе проведения аудита пониманию деятельности аудируемого лица и его среды;
· соответствие выбора и использования учетной политики требованиям законодательства, а также условиям финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица;
· обоснованность оценочных значений, применяемых аудируемым лицом;
· адекватность, надежность, сопоставимость информации, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, включая учетную политику;
· правильность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основных операций и событий;
· достаточность раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности для понимания заинтересованными пользователями влияния основных операций и событий на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать следующие элементы:
· название;
· указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение;
· реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации;
· вводную часть;
· часть, указывающую на ответственность руководства аудируемого лица за представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
· часть, указывающую на ответственность аудиторской организации в связи с проведением аудита и содержащую описание аудита;
· часть, содержащую аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;
· часть, содержащую аудиторское мнение по отдельным проверяемым вопросам или отчет по результатам выполнения определенных согласованных аудиторских процедур (если это предусмотрено договором оказания аудиторских услуг);
· подписи и дату аудиторского заключения;
· дату получения аудиторского заключения аудируемым лицом (в случае проведения в соответствии с законодательством обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Аудиторское заключение должно называться «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Аудиторское заключение адресуется в соответствии с договором оказания аудиторских услуг заказчику аудита и (или) лицу, указанному в договоре.
Реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации должны содержать:
· наименование организации (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество);
· место нахождения (для организации – юридический адрес, для индивидуального предпринимателя – место жительства);
· сведения о государственной регистрации;
· номер, дату выдачи и срок действия специального разрешения (лицензии) на право осуществления аудиторской деятельности (для аудиторской организации и аудитора – индивидуального предпринимателя).
Вводная часть аудиторского заключения должна содержать перечень проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, указание на отчетную дату и отчетный период, за который составлена данная отчетность.
Если бухгалтерская (финансовая) отчетность включена в документ, содержащий прочую информацию, то по возможности следует указать страницы, на которых представлена данная отчетность.
Если вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью пользователю представляется дополнительная информация с целью разъяснения определенных статей отчетности, операций или событий, во вводной части аудиторского заключения должно быть указано, распространяется или нет аудиторское мнение на данную информацию.
Если аудит дополнительной информации не проводится, аудиторская организация должна убедиться, что дополнительная информация, на которую не распространяется аудиторское мнение, отделена от проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация по возможности должна быть расположена отдельно, за рамками бухгалтерской (финансовой) отчетности либо помечена как не подлежавшая аудиту. При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность не должна содержать каких-либо перекрестных ссылок на дополнительную информацию, не подлежавшую аудиту.
Если дополнительная информация, на которую не распространяется аудиторское мнение, неотделима от бухгалтерской (финансовой) отчетности, во вводной части аудиторского заключения указывается, что такая информация не подлежала аудиту.
Факт того, что дополнительная информация не подлежала аудиту, не освобождает аудиторскую организацию от обязанности ее изучения в целях установления наличия в ней существенных несоответствий с проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
В случае обнаружения в дополнительной информации существенных несоответствий с бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица аудиторской организации следует руководствоваться требованиями республиканского правила аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 сентября 2002 г. № 133 (с изменениями и дополнениями).
Если дополнительная информация является неотъемлемой частью бухгалтерской (финансовой) отчетности, то на такую информацию всегда распространяется аудиторское мнение. В этом случае помимо перечня проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности во вводной части должна быть указана такая дополнительная информация.
В части, указывающей на ответственность руководства аудируемого лица, должно содержаться указание на то, что руководство аудируемого лица несет ответственность за подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности, в связи с чем данная ответственность распространяется:
· на разработку, внедрение и поддержание надлежащего функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица, которая должна обеспечивать подготовку достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений в результате ошибок или недобросовестных действий;
· на выбор и применение надлежащей учетной политики;
· на определение обоснованных оценочных значений.
В части, указывающей на ответственность аудиторской организации в связи с проведением аудита и содержащей описание аудита, указывается следующее:
· аудиторская организация несет ответственность за выраженное ею аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству, основанное на результатах проведенного аудита;
· аудит проводился в соответствии с требованиями республиканских правил аудиторской деятельности;
· аудиторской организацией соблюдались нормы профессиональной этики;
· аудит планировался и проводился в целях обеспечения достаточной уверенности относительно наличия либо отсутствия существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
· в ходе аудита были выполнены аудиторские процедуры для получения аудиторских доказательств, подтверждающих значения, и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
· отбор аудиторских процедур осуществлялся на основании профессионального суждения с учетом оценки риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в результате ошибок или недобросовестных действий;
· при оценке риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности рассматривалась система внутреннего контроля аудируемого лица с целью планирования дальнейших аудиторских процедур в зависимости от оцененных рисков, а не для выражения мнения относительно эффективности функционирования этой системы (если договором оказания аудиторских услуг предусмотрено, что аудиторская организация должна выразить мнение и относительно эффективности функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица, это необходимо указать в данной части аудиторского заключения);
· проводилась оценка правомерности применяемой учетной политики, обоснованности оценочных значений и общего представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· в ходе аудита были получены достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, которые могут являться основанием для выражения аудиторского мнения.
В части, содержащей аудиторское мнение, указывается, достоверно ли во всех существенных аспектах бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица отражает его финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, а также соответствуют ли совершенные им финансовые (хозяйственные) операции законодательству.
При выражении мнения аудиторская организация должна указать на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица была сформирована в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности.
Если договором оказания аудиторских услуг в рамках аудита до-стоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительно предусмотрено выражение мнения аудиторской организации по отдельным проверяемым вопросам либо проведение определенных согласованных аудиторских процедур с подготовкой информации по результатам их выполнения, то такое мнение и такую информацию допускается располагать в аудиторском заключении после части, содержащей аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, если законодательством не установлено иное (так, по результатам аудита формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями выдается отдельное аудиторское заключение по установленной законодательством форме).
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и аудитором, возглавлявшим или проводившим аудит, если аудит проводил один аудитор.
Подписание аудиторского заключения лицом, не имеющим квалификационного аттестата аудитора, запрещается.
Аудиторское заключение, подготовленное аудитором – индивидуальным предпринимателем, подписывается им лично.
Подписи на аудиторском заключении скрепляются печатью (при ее наличии).
Аудиторское заключение должно иметь дату подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом.
До даты подписания аудиторского заключения аудиторская организация должна собрать аудиторские доказательства о событиях и операциях, произошедших после отчетной даты и влияющих на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица. При этом следует руководствоваться требованиями республиканского правила аудиторской деятельности «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 24 июня 2003 г. № 100 (с изменениями и дополнениями.).
Аудиторская организация не должна завершать сбор аудиторских доказательств и подписывать аудиторское заключение ранее даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности руководством аудируемого лица.
В случае проведения в соответствии с законодательством обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторское заключение должно содержать дату его получения аудируемым лицом, заверенную подписями руководителей аудируемого лица и аудиторской организации либо уполномоченных ими лиц.