Основные элементы теории

Кенэ выделил в общественном хозяйстве три группы агентов:

1. фермеры и наёмные рабочие аграрного сектора, «производительный класс»,

2. собственники земли — феодалы (к числу которых относился и король),

3. промышленники, купцы, ремесленники и другие занятые не в сельском хозяйстве, «бесплодный класс».

Согласно таблице, в рамках годичного воспроизводственного цикла происходят пять актов обращения продукции и денег, предваряемых выплатой земельной ренты: фермеры уплачивают землевладельцам 2 миллиарда ливров. Затем происходит сам процесс обращения:

1. собственники покупают у фермеров продукты питания на сумму 1 млрд. ливров. Фермеры получают миллиард обратно, и эта сумма, как 1/5 годового продукта выводится из обращения;

2. собственники на второй миллиард ренты покупают у «бесплодного» класса изделия промышленности;

3. «бесплодный» класс на полученный миллиард покупает у фермеров продукты питания. Фермеры получают ещё один миллиард, и ещё одна пятая часть годового продукта выводится из обращения;

4. фермеры покупают у «бесплодного» промышленных изделий на 1 миллиард. Изделия заменяют те инструменты и материалы, стоимость которых вошла в стоимость произведённого годового продукта;

5. «бесплодный» класс покупает на этот миллиард сырьё у фермеров.

Модель общественного воспроизводства К. Маркса – двухсекторная модель народного хозяйства, исходящая из условий простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта. В этой модели К. Маркс исходил из соответствия между натурально-вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта (СОП). По натурально-вещественному составу он подразделил СОП

на средства производства–I подразделение

и предметы потребления – II подразделение.

Модель общественного воспроизводства К. Маркса характеризует абстрактную теорию реализации. Ее построение предполагает ряд допущений, позволяющих отвлечься от некоторых конкретных процессов, но не меняющих принципиальных положений теории общественного воспроизводства. Абстрактная теория реализации доказывает принципиальную возможность общественного воспроизводства, а также необходимость обеспечения равновесия в общественном воспроизводстве.

Общественное воспроизводство есть процесс общественного производства постоянно, взаимно повторяющейся связи и в непрерывном потоке своего возобновления.

Общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства (сырье, средства производства, рабочую силу). Субъектами этих отношений выступают не отдельные экономические агенты, а укрупненные,

В современной западной экономической литературе непрерывность производства в масштабах общества рассматривается в модели кругового оборота.

В модели субъекты экономических отношений рассматриваются не как отдельные элементы, а объединяются в группы или агрегаты – массовые экономические явления.

В модели выделяют 7 агрегатов, которые делятся на 2 группы:

1. Макроэкономические агенты, которые включают в себя: домохозяйства, организации (фирмы), государство и остальной (внешний) мир.

2. Макроэкономические рынки: рынок товаров и услуг, рынок экономических ресурсов, финансовый рынок.

Типы общественного воспроизводства

Типология воспроизводства характеризуется большим разнообразием и имеет многокритериальный характер. Наиболее известны два критерия.

1)характер использования полученного ресурса доходов;

· простое - это повторение процесса производства в прежних масштабах, потому что весь полученный доход идет в личное (конечное) потребление;

· расширенное - это повторение процесса производства в увеличенном размере, т. к. часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет которых производство возобновляется в увеличенных масштабах;

· суженное - это повторение процесса производства в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства.

2)качественная характеристика факторов производства и их функционирования.

· Экстенсивное – увеличение производственных мощностей за счет привлечения дополнительных факторов производства.

· Интенсивное – увеличение производственного потенциала за счет применения новых технологий.

· Смешенное – применение двух путей сразу.

9. Валовой внутренний продукт (ВВП): понятие, формы, структура. Валовой национальный доход (ВНД).

Одними из основных показателей СНС, отражающими объе­мы производства продукции в экономике, являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт (ВВП) — рыночная стоимость всей совокуп­ности конечных материальных благ и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный промежуток времени (чаще всего за год). Валовой национальный продукт (ВНП) — ры­ночная стоимость всей совокупности конечных материальных благ и услуг, произведенных с использованием только националь­ных факторов производства, независимо от того, где они распо­ложены — на территории данной страны или за рубежом. Таким образом, часть ВНП производится за рубежом, с другой стороны, часть продукции, которая создается в стране, но при использова­нии ресурсов, принадлежащих другим странам, в ВНП не учиты­вается, однако включается в ее ВВП. То есть рыночная стоимость продукции, произведенной на российском предприятии за грани­цей, будет учитываться в ВНП России и в ВВП той страны, где данное предприятие функционирует

Количественно разница между ВВП и ВНП определяется суммой чистого дохода от иностранных факторов производства:

ВВП = ВНП + Чистый доход от иностранных факторов производства

Чистый доход от иностранных факторов производства, в свою очередь, представляет собой разницу между доходом от иностранных факторов производства, выплачиваемым другим странам, и доходом от национальных факторов производства, расположенных за рубежом.

Чистый доход от иностранных факторов производства может иметь и положительное, и отрицательное значение. Если он со­ставляет положительную величину, то это значит, что принадлежащие иностранцам ресурсы произвели в данном государстве больше продукции и дохода, чем ресурсы данного государства за рубежом. Для большинства стран разница между ВВП и ВНП незначительна.

Валовой внутренний продукт – это обобщающий экономический показатель, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, идущих на конечное потребление, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.

Для характеристики формы ВВП ключевым словом в определении данного показателя является «стоимость». ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении (стоимостной форме), так как иначе невозможно произвести данный расчет. Деньги служат измерителем стоимости товаров и услуг, позволяющим определить ценность всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.

В связи с тем, что величина ВВП измеряется в денежном выражении, то при анализе необходимо определить, что является причиной роста (или уменьшения) ВВП: рост производства или рост уровня инфляции. ВВП исчисленный в текущих цена называется номинальным. Для получения истиной величины ВВП – реального ВВП – необходимо очистить номинальный ВВП от инфляции, т. е. применить индекс цен.

Индекс цен = (Цены текущего года / цены базисного периода) * 100%

Реальный ВВП = (Номинальный ВВП / Индекс цен)

Отношение номинального ВВП к реальному ВВП называется индексом – дефлятором и показывает увеличение ВВП за счет роста уровня цен.

Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП

Стоимостная структура ВВП – это важнейшая проблема исследования общественного воспроизводства. Наиболее полное представление о стоимостной структуре ВВП дал К. Маркс, показав, что структура стоимости, как отдельного товара, так и общественного продукта состоит из двух частей:

1. Материальные затраты или издержки (Затраты труда, материалов и основных фондов)

2. И вновь созданной стоимости (добавленной стоимости)

Именно из данного предположения исходит один из 3 методов расчета ВВП (Производственный метод или Метод добавленной стоимости). Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в стоимость конкретного продукта.

Валовая добавленная стоимость отрасли равна разнице между Валовым выпуском и Промежуточным потреблением.

10. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.

Зависимости объема предложения от среднего уровня цен в стране влияют:

а) ценовые факторы;

б) неценовые факторы.

Первые изменяют объем совокупного предложения .Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, на­логообложении фирм, структуре рынка и т. д.) .

Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период — это периодов в течении которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. Долгосрочный предложение отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий:

а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;

б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;

в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному;

г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

В данных условиях предложение характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства, т. е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне.

Изменение совокупного предложения в долгосрочном периоде возможны только при изменении величины факторов производства и технологии.

В краткосрочном периоде такая модель неприемлема.

Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках:

а) неполная занятость в экономике;

б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие.

Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется. Современные концепции объясняют отличие краткосрочного предложения от долгосрочного несовершенством рынка, т. е. негибкостью цен и несовершенством информации

11. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

Совокупный спрос– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Включает в себя:

- потребительский спрос;

- инвестиционный спрос;

- спрос со стороны государства;

- чистый экспорт.

Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен.

Чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств , а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Совокупный спрос также обусловливают:

• эффект процентной ставки;

• эффект богатства, или эффект кассовых остатков;

• эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит изменение совокупного спроса. Это изменение показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. Уменьшение совокупного спроса говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

12. Инвестиции. Факторы, определяющие спрос на инвестиции. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.

Инвестиционный спрос характеризуется высокой степенью подвижности и формируется под воздействием целого комплекса факторов, среди которых можно условно выделить макро- и микроэкономические факторы. На макроэкономическом уровне факторами, определяющими инвестиционный спрос, являются: национальный объем производства, величина накоплений, денежных доходов населения, распределение получаемых доходов на потребление и сбережение, ожидаемый темп инфляции, ставка ссудного процента, налоговая политика государства, условия финансового рынка, обменный курс денежной единицы, воздействие иностранных инвесторов, изменение экономической и политической ситуации и др. Рассмотрим основные макроэкономические факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Важным макроэкономическим показателем, воздействующим на инвестиционный спрос, является объем произведенного национального продукта. Его увеличение при прочих равных условиях ведет к возрастанию инвестиционного спроса и наоборот. В таком же направлении действует изменение величины накопления, денежных доходов населения. Вместе с тем определяющее значение имеют не столько абсолютные размеры этих показателей, сколько относительные:соотношение между накоплением и потреблением в рамках используемого национального продукта, распределение полученного дохода на сбережение и потребление.

Инвести́ции — вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвести́ции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

По месту осуществления различают инвестиции:

· в частном секторе, когда предприятие негосударственной формы собственности строит новое сооружение, цех или покупает оборудование;

· в общественном (государственном) секторе (например, строительство электростанций, новых линий метрополитена и т.п.)

Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строительство, человеческий капитал,капитальные ресурсы.

 

Инвестиции в капитальные ресурсы подразделяются на два вида: чистые инвестиции и инвестиции в модернизацию. Чистые инвестиции представляют собой приобретение нового оборудования, строительство нового цеха, наладку и запуск новой торговой линии и т.д. Чистые инвестиции, или как их еще называют «новые», увеличивают размер основного капитала и тем самым предоставляют фирмам возможность производить больший объем продукции.

Величина инвестиций может колебаться при изменении, каких либо факторов, не связанных с процентной ставкой. Основными факторами, влияющими на изменение спроса на инвестиции, являются:

1) Ожидания предпринимателей.

Они представляют собой прогнозы будущего развития экономики, уровня цен, спроса на продукцию, изменений в политике, демографии и т.п. Все это необходимо учитывать, ведь если экономика находится на подъеме, то инвестируется больше средств, поскольку возрастает платежеспособный спрос населения. Когда наступает кризис, инвестиции сокращаются. Примером может послужить Великая депрессия в США в 30-х годах прошлого столетия - инвестиции в это время снизились примерно на 80 – 100%. Положительные изменения, такие как снижение налогов, развитие технологий, расширение рынков сбыта и т.д., повышают ожидаемую прибыль и делают инвестиции более выгодными. Прибыль выступает основным источником средств для предпринимательских инвестиций, и ее рост дает фирме больше стимулов и средств для инвестирования, и наоборот.

2) Уровень налогообложения в стране

При принятии инвестиционных решений предприниматели также рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Снижение НДС, налога на прибыль и других видов налогов повышают возможности инвестирования; рост налоговых ставок, наоборот, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции .

3) Основной капитал

Как уже говорилось ранее, необходимость замены капитала возникает примерно каждые 5 - 10 и более лет. В эти годы инвестиционная активность фирм увеличивается. Они вынуждены вкладывать деньги в основной капитал, его ремонт и обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). В каких – то пределах закупки инвестиционных товаров носят дискретный характер, и поэтому могут быть отложены. Так, старое оборудование можно либо полностью ликвидировать и заменить, либо отремонтировать и использовать еще несколько лет. С уменьшением расходов на основной капитал будет повышаться норма чистой прибыли.

Еще один фактор – наличие простаивающих мощностей (запас наличного капитала). Например, во время рецессии фирма решила уменьшить выпуска продукции и для этого законсервировала некоторую часть производственных мощностей. По окончании спада спрос на продукцию возрастает, и фирма наращивает объемы производства. Но у нее уже есть неиспользуемые мощности, следовательно, инвестировать в новый капитал фирма пока не будет, т.е. в данный период времени при существующей ставке процента величина инвестиций в экономике будет меньше.

4) Научно – технический прогресс.Достижения в этой области служат дополнительным стимулом для увеличения инвестиций. Однако крупные нововведения происходят не регулярно, а время от времени. Причем важные открытия происходят в какой – либо отдельной области, которая становится ведущей на данном этапе развития общества. И когда, наконец, это случается, происходит огромный рост инвестиционных расходов, который снижается со временем. Например, изобретение радио, телефона, двигателя внутреннего сгорания дали толчок развитию таких отраслей, как автомобилестроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, что повлекло за собой инвестиционный бум. В течение нескольких десятилетий приобретенные мощности использовались для производства новых товаров, пока не были сделаны открытия в других отраслях. На современном этапе большое внимание уделяется нанотехнологиям, электронным средствам связи.

Все эти факторы играют очень важную роль и делают инвестиции самым нестабильным элементом совокупных расходов в экономике. Таким образом, величина инвестиций может весьма существенно колебаться год от года. Рассмотрим же теперь наиболее важные факторы, объясняющие изменчивость инвестиций. Можно сказать, что они практически полностью совпадают с предыдущими:

· Изменчивость ожиданий.

· Изменчивость прибылей.

· Продолжительность сроков службы оборудования.

· Нерегулярность инноваций.

Инвестиционный спрос складывается под воздействием разнородных и разнонаправленных факторов, определяющих его гибкость и динамизм. Рассмотрим факторы, влияющие на объем инвестиций.

1. Распределение получаемого дохода на потребление и сбережения (накопление) — чем больше общество проедает сегодня, тем меньше оно сберегает, а следовательно, тем меньше уровень инвестиций. В условиях низких доходов основная их часть расходуется на потребление. Рост доходов вызывает повышение доли сбережений, которые служат источником инвестиционных ресурсов, а значит, и роста объема инвестиций.

2. Уровень прибыли на инвестиции — прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Даже практически безрисковые инвестиции (например, инвестиции в государственные ценные бумаги) должны иметь какой-то минимальный размер прибыльности, ниже которого владельцы сбережений не захотят осуществлять инвестиции; чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть ожидаемая прибыльность вложений. Поэтому чем выше ожидаемая норма чистой прибыли (т.е. прибыли на 1 руб. инвестиций), тем выше будет и объем инвестиций, и наоборот.

3. Ставка ссудного процента — в процессе инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным, и наоборот. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот.

4. Предполагаемый темп инфляции — чем выше темп инфляции, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль от инвестиций, и соответственно объем инвестиций будет снижаться.

5. Объем произведенного национального продукта — его увеличение при прочих равных условиях ведет к возрастанию инвестиционного спроса, и наоборот.

6. Степень организованности финансового рынка — немалая часть инвестиционных ресурсов формируется за счет сбережений населения, которое практически лишено возможности непосредственно осуществлять инвестиции в производство. Его участие в инвестировании в основном осуществляется с помощью финансового рынка. Если финансовый рынок хорошо организован, то даже денежные средства, которые оказываются свободными на незначительный срок, также вовлекаются в инвестиционный процесс.

7. Процентная и налоговая политика государства — снижение налогов на прибыль при прочих равных условиях ведет к увеличению доли накоплений предприятий, направляемых на инвестирование.

8. Ожидания предпринимателей, основанные на прогнозах будущего спроса, объема продаж, рентабельности. Отдача от инвестирования будет зависеть от увеличения этих показателей, поэтому рост оптимистических ожиданий ведет к возрастанию инвестиционного спроса.

На объем инвестиций оказывают определенное влияние и другие факторы, часть которых будет рассмотрена в дальнейшем (например, уровень ликвидности инвестиций, степень неопределенности и риска и др.)

Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др. Поскольку при определенном составе инвестиционного предложения инвестиционный спрос ориентирован на более доходные активы, объем и структура инвестиционного предложения воздействуют на объем и структуру инвестиционного спроса. Инвестиционное предложение является основным фактором, определяющим масштабы функционирования инвестиционного рынка, поскольку оно вызывает изменение спроса на инвестиционные товары.

Инвестиционный рынок может рассматриваться в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Такой подход обусловлен двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), с другой как вложения (инвестиционные товары)..

Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода.

Под сбережением экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать.

Зависимость потребления от величины текущего располагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы.

Различают сбережения частные (личные), государственные и сбережения иностранного сектора.

Прослеживая взаимосвязь накоплений, сбережений и инвестиций можно сделать несколько важных выводов и определить факторы, влияющие на них:

1. При замедлении или остановке роста объёма сбережений происходит уменьшение объёмов инвестирования, а накопленный капитал начинает «проедаться». Это может возникнуть в периоды длительной высокой инфляции, которая уменьшает стоимость накопленных сбережений и вынуждает население увеличить расходы на потребление. Соответственно сокращаются или прекращаются потоки инвестиций, что приводит к замедлению или остановке (стагнации) развития экономики.

2.Весь объём сбережений, поступающий на денежный рынок, должен быть «позаимствован» фирмами для наращивания инвестиций за разницей той части, которую использует государство для обеспечения своих потребностей. В противном случае может возникнуть избыток денежных средств, что в свою очередь вызовет уменьшение спроса на товары и услуги. Следствием этого является возникновение кризисных явлений на рынке сбыта, замораживание производственных процессов из-за нехватки оборотных средств, уменьшение доходов и, соответственно, сбережений населения.

13. Экономический рост: его критерии и типы. Источники экономического роста.

Экономический рост – это прогрессивные изменения в экономике страны, выражающиеся в увеличении способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.

Экономический рост является важнейшей целью общества, так как на его основе можно достичь экономического и социального прогресса. Критерием экономического роста служит увеличение прибавочного продукта как источника развития экономики, расширения производства, развития науки и культуры. Экономический рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества.

Типы экономического роста:

1) экстенсивный (в переводе с латинского – «расширяющийся»). В этом случае увеличение объемов производства происходит за счет трех факторов:

а) основного капитала (фондов);

б) рабочей силы;

в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей). Для экстенсивного увеличения производства свойственно: оно прямо пропорционально величине затраченных производственных факторов. Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первый путь` расширенного воспроизводства. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер.

2) Более сложный тип экономического роста интенсивный (в переводе с французского – «напряжение»). Его главный отличительный признак - повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Интенсивный тип роста экономики основывается на широком использовании более эффективных средств производства. Увеличение его масштабов обеспечивается за счет применения более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышения квалификации кадров. Благодаря этим факторам достигается также повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы производства. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста, а вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту, с предложением или наличием ресурсов.

Этими факторами являются:
1. Количество и качество природных ресурсов.
2. Количество и качество трудовых ресурсов.
3. Объем основного капитала.
4. Технология.

С другой стороны, рост зависит от факторов спроса, от обеспечения полного использования расширяющегося объема ресурсов и их распределения таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции.

Экономический рост в индустриально-развитых странах имеет и свои недостатки. Высокие его темпы сопровождаются загрязнением окружающей среды и могут порождать беспокойство среди людей. Они начинают опасаться, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Есть два пути экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства при сохранении его прежней технической основы: возводятся дополнительные производственные мощности, открываются новые шахты, рудники, создаются новые рабочие места. В сельском хозяйстве вовлекаются в хозяйственный оборот новые земельные массивы, как это было у нас в 50-х годах во времена освоения целинных и залежных земель.

При интенсивном типе экономического роста увеличение выпуска продукции и совершенствование ее качества достигается за счет улучшения использования имеющегося производственного потенциала и роста выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов. Применяются новая техника и прогрессивные технологии, повышается квалификация рабочей силы.

В реальной жизни экстенсивные и интенсивные факторы не существуют отдельно в чистом виде, а сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Перевод экономического развития на преимущественно интенсивные факторы роста - объективный процесс.

14. Понятие и виды циклов, их влияние на различные отрасли экономики.

В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически. Экономический (или деловой) цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика ,соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду

Цикл обычно делится на две фазы: 1) фазу спада или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. Не случайно кризис 1929-1933 получил название Великой Депрессии; 2) фазу подъема или оживление, которое продолжается от дна до пика.

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени (иногда достаточно продолжительный) она находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; 2) П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Наши рекомендации