Финансовый и управленческий анализ: сущность, сод-е, особ-ти
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бух. учета в масштабе предприятия на фин. и управленч. учет.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бух. отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченная часть информации о деятельности предприятия, что не позволяет раскрыть все стороны деятельности фирмы.
Особенностями внешнего фин. анализа являются:
-множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
-разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
-наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
-ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
-ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
-максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия;
Основное содержание внешнего фин. анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
-анализ абсолютных показателей прибыли;
-анализ относительных показателей рентабельности;
-анализ финансового состояния, фин. устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
-анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;
-экономическая диагностика фин. состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
При проведении внутрихозяйственного финансового анализакачестве источника информации используются, кроме, фин. отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, нормативная и плановая информация.
В системе внутрихозяйственного управленческого анализаесть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, возможно проведение комплексного экономического анализа и оценки эффективности хоз. деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес- планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Особенностями управленческого анализа являются:
-ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;
-использование всех источников информации для анализа;
-отсутствие регламентации анализа со стороны гос. органов;
-комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
-интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
-максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хоз. деят-ти (бизнеса) как потока решений об использовании ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хоз. деят-ти предприятия, потому что она есть необходимое условие для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, возможности дальнейших вложений капитала и развития.
Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес, конечная цель не меняется. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к 3 осн. направлениям:
1) решения по вложению капиталов (ресурсов)
2) 2) операции, проводимые с помощью этих ресурсов
3) 3)определение фин. структуры бизнеса.
Приемы экономического анализа
Основными приемами экономического анализа являются:
1)сравнение; 2)детализации и группировки; 3)взаимосвязанное изучение хоз. процессов и их результатов; 4)элиминирование; 5)разработка и использование системы показателей; 6)обобщение результатов анализа;7)балансовый способ; 8)индексный способ; 9)графический способ; 10)экономико-математический способ
11)способ долевого участия
СравнениеОдин из важнейших элементов метода экономического анализа. Основан на сопоставлении фактического уровня исследуемого показателя с базисным. В этих случаях отчетный уровень обозначается подстрочным индексом 1, базисным 0. Эконом. анализ всегда начинается со сравнения. При этом устанавливается уровень и динамика показателей и динамика показателей хоз. деятельности и дается характеристика соответствия или несоответствия фактического уровня базисному.Результаты аналитических сравнений оформляются в виде
1)J=А1/А0
2)Темп роста = А1/А0*100
3) ∆А= А1- А0
∆А%(темп прироста) = (J-1)*100= Темп роста-100=∆А/ А0*100
При использовании приема сравнения необходимо обеспечить сопоставимость показателей.(ед. измерения, периоды, методика расчета показателей)