Сущность, осн-е формы, среда и разв-е орг-ий
Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Обязательные составляющие организации: группа людей, общие цели, координация деятельности, факторы обеспечения. Различают формальные и неформальные организации.
Формальные – это организации, созданные в соответствии с законодательной базой и возглавляемые назначенными или избранными руководителями. В формальных организациях могут существовать и неформальные организации, возникающие на основе группировки людей вокруг одного чем-то выделяющегося человека и их взаимодействия. Формальные организации подразделяются на простые и сложные. Простые организации имеют одну цель. Сложные – многоцелевые. Коллектив организации, формальные и неформальные группы. Основу организации составляет коллектив. Коллектив – это социальная группа, обязательными условиями существования которой являются творческое сотрудничество, взаимопомощь и подчинение установленному порядку. Он управляется руководителем, интересы которого едины с интересами его членов. Основу каждого коллектива составляют группы. Группа – это совокупность людей, которые вступают в такое взаимодействие, когда каждый человек оказывает влияние на других людей и одновременно находится под их влиянием. Группа – это семья, отдел, где человек работает, группа друзей, группа студентов и др. В любой организации (фирме, предприятии) имеются два основных типа формальных групп: руководителей и производственные. Руководитель и его непосредственные подчиненные составляют формальную группу руководителя, например, директор завода и его заместители или заместитель директора по производству и начальники производственных цехов. Лица, работающие над одним и тем же заданием, составляют рабочую (производственную) группу.
Важнейшие черты организации:
1) Взаимосвязь с внешней средой. 1. Организации функционируют в определенных юридических, экономических и рыночных условиях, в среде потребителей и конкурирующих организаций, в условиях соответствующего времени технико-технологического уклада и ряда других факторов, влияющих на конечные результаты деятельности. 2. Из внешних источников организации приобретают ресурсы и во внешнюю среду реализуют результаты своего труда.
2) разделение труда на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда часто встречающееся понятие «горизонтальное разделение труда».
3) управляемость. Управление осуществляется как по горизонтали, так и в виде координации деятельности по вертикали, устанавливая постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями предприятия, определяя порядок и условия их функционирования. 4) Организации (предприятия, фирмы) создаются для производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и, в конечном итоге, для получения прибыли. 5) Независимо от форм собственности организации наделяются правом юридического лица и действует на принципах хозяйственного расчета, самост. осущ. свою деятельность и распоряжаются результатами своего труда. 6) Организации в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в органах гос. власти. 7) С согласия собственника или уполномоченного им органа организации имеют право создавать дочерние хозяйствующие субъекты, филиалы, представит, отделения и другие обособленные подразделения путем передачи им части своего имущества во владение, пользование и распоряжение.
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации представляет собою соединение таких факторов как: цели, структура, задачи, технология, фонды, ресурсы, люди.
Организация как группа людей с общими целями. Цели определяются и сообщаются участникам производства, что им дает возможность знать, к чему нужно стремиться. Крупные хозяйственные организации – многоцелевые: разработка и производство продукции, качество услуг, подготовка кадров, определение рынка сбыта и т.д. Но их главная цель – получение прибыли.
Структура организации. Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой системе. Структура устанавливает такие взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации. Этому способствует специализированное разделение труда. Постановка задач. Предписываются работы, устанавливаются способы и сроки выполнения. Положениями определяются функции структурных подразделений и должностные обязанности. устанавливаются технологии и режим работы.
Технология. Технология - это совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при преобразовании сред (информационной, сырьевой, кадровой и т.д.) для изготовлении продукции. Она рассматривается как средство преобразования ресурсов в продукты и услуги. Люди (человеческие ресурсы). Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп. Совокупность всех переменных создает рабочую среду, которая приспособлена к потребностям организации.
Внешняя среда организации. К внешней среде организации относятся: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов. Различают факторы внешней среды прямого воздействия и факторы внешней среды косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся поставщики, материально-технические финансовые и трудовые ресурсы. К среде косвенного воздействия относят: общее состояние экономики, научно-технический прогресс.
Развитие организаций Образцовые предприятия. Основным критерием отнесения организаций к образцовым выдвигается их склонность к нововведениям и новаторству, способность постоянно реагировать на изменения внешней среды.
Образцовые предприятия отличает глубокий интеллект менеджеров, упорство в обновлении товаров и обеспечении высшего качества.
Выделяют восемь признаков образцовых предприятий: 1. Ориентация на достижение успеха. 2. Лицом к потребителю. 3. Самостоятельность и предприимчивость. 4. Производительность от человека. 5. Связь с жизнью. 6. Верность своему делу.7. Простота формы, малый штат управления. 8. Свобода и жесткость одновременно.
Самообучающиеся организации. К ним можно отнести полностью адаптирующиеся предприятия, реагирующие на изменения как внутренней, так и внешней среды и на этой основе выбирающие правильные направления развития, способные самостоятельно принимать решения, определять проблемы, намечать правильные пути и обеспечивать их реализацию. Самообучающиеся организации отличаются постоянным поиском путей значительного сокращения числа уровней управления, многократного увеличения объемов контроля и обеспечения оперативности в управлении за счет компьютеризации и информационных технологий, все возрастающей квалификации руководителей и изменений их взаимоотношений с подчиненными.
Успешная организация. Составляющие успеха организации: обеспечение намеченных целей, выживание, результативность и эффективность, производительность. Рост производительности труда организаций, в конечном итоге, влияет на уровень развития народного хозяйства страны в целом и жизненный уровень населения.