Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников

Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, — объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом опреде­ляются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При этом концепту­альный уровень формирования информационной куль­туры в России весьма высок — это теории деятельнос­ти, амплификации развития, многоаспектный комплекс тренинговых теорий.

Положение о том, что компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности не только для сту­дентов и школьников, но и для детей дошкольного воз­раста, не является в настоящее время спорным. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже создаются и апробируются государственные проекты введения ком­пьютеров в начальной школе и дошкольных учрежде­ниях. Работы зарубежных и отечественных исследова­телей подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

Широкое применение ПК с целью обучения и вос­питания детей стало возможным с появлением совре­менных мультимедийных компьютеров, которые рабо­тают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофиль­мы).

Одними из первых идею использования в дошколь­ном учреждении России компьютерно-игрового комп­лекса на базе компьютеров БК-0010, связанных в ло­кальную сеть с ДВК-2, выдвинули Е.В. Заворыгина,

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др. (1987). Его создание опи­ралось на научные разработки проекта информатизации образования под руководством академика В.Г. Разумовского. Основные иссле­дования по данному проекту применительно к дошкольной сфере сводились к следующим положениям:

—компьютерные игры не заменяют обычные, компьютерные игрушки не заменяют «предметные», но могут и должны стать важным звеном в общей системе дидактических развивающих средств ДОУ;

—опора на способность дошкольников к замещению при ис­пользовании компьютера значительно расширяет диапазон раз­вивающих игр;

—«диалог» с ПК не должен трансформироваться в диалог с «персоной», т.е. процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности является опосредованным и подчиняется следующей логике: компь­ютер — ребенок — цель.

Реализации целей информатизации дошкольного уровня образова­ния в России посвящен и проект «Пилотный детский сад», функци­онирующий с 1991 г. Он направлен на получение комплекса науко­емких программно-методических средств, адресованных дошкольникам 4—7 лет для освоения компьютерной грамотности. Одно из приори­тетных направлений проекта — обеспечение преемственности в ис­пользовании компьютеров в детском саду и школе.

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уров­ня образованияв России можно считать:

—повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных техно­логий;

—определение эргономических и медико-биологических требо­ваний к организации и использованию компьютерных ком­плексов в детском саду;

—создание для дошкольников системы развивающих компью­терных игр;

— разработка методики применения игровых компьютерных
программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

В настоящее время в России в НИИ дошкольного воспитания в целях амплификации (амплификация психического развития— использование потенциала возможностей развития пси­хики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания) детского развития разрабатываются теоре­тические основы применения научных информационных технологий (НИТ) в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Уже созда­ны несколько серий программдля дошкольников, которые услов­но, в зависимости от педагогической направленности, можно разде­лить на следующие группы:

— обучающие — имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;

—развивающие — побуждают детей к творческим самостоя­тельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

—диагностические — позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию вос­приятия, памяти, воображения, мышления. Исследователи Г.А Андри­анова, В.П. Арсентьева, Е.А. Боброва, О.В. Пастюк, Д.В. Самарин, А.В. Хуторской и другие считают компьютерные среды важным инст­рументом детского творчества, средством развития логического мыш­ления у детей; ученые СП. Иванов, Р. Николов, В.В. Селиванов, Б. Хантер — инструментом для изучения влияния компьютерного обу­чения на развитие умственных способностей детей, средством обучения и развития, учитывающим психологию ребенка с целью формиро­вания основ логико-схематического и алгоритмического мышления. Большинство современных компьютерных сред — мультимедий­ные. В процессе их освоения развивается интеллект человека, так как упор делается на исследовательскую деятельность — попробовать проверить, уточнить, сделать выводы, скорректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. Полилоговые (полилоговые (формы обучения) — предполагают возможность общать­ся неограниченному числу участников (например, чаты)) компьютер­ные среды приучают к этому довольно быстро, а успех в освоении дидактических игровых программ в дошкольном возрасте позво­ляет детям эффективно освоить прикладные программы в школе.

Формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру как естественному атрибуту окружающей среды, по­зволяющему людям решать различные проблемы жизнедеятельно­сти, может дать педагогам хорошую возможность для реализации на практике принципов дифференциации и индивидуализации вос­питания и обучения, ненасилия над личностью и развития творческой индивидуальности ребенка.

Поэтому при использовании развивающей компьютерной сре­ды важно формировать взгляд на ПК как на одно из многочисленных средств умственного развития, овладение навыками работы с ко­торым не только интересно, но и полезно. При этом следует отме­тить, что обучение компьютерной грамотности должно осуществ­ляться в процессе развития познавательных способностей детей в психически комфортной тренингово-игровой форме.

Естественно-научное основание данного вывода составляют, концепции И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бех­терева о красоте человеческого организма, силе его мозговых и эмо­циональных структур, динамизме психических функций, способности выдерживать нагрузки и постоянно развиваться.

Интерпретируя данные положения, представители гуманистичес­кой психологии А. Адлер, К и Ш. Бюлеры, К Роджерс, А. Маслоу и другие определили понятие «психическое здоровье» как врожденный вкус к жизни, радостное мироощущение, развитость функций органов, стремление ко всему позитивному, справедливому, живому и светлому. Английский педагог, философ и психолог Дж. Хэдфильд считает, что, кроме врожденных или приобретенных физических несовершенств, психическое нездоровье и сопутствующие ему физиологические из­менения провоцируют эмоциональное расстройство. Отечественные ученые Ш А Амонашвили, В А Петровский, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что нарушение гармонии личности и даже опасность этого нарушения вызывает психологический дискомфорт, эмоцио­нальный срыв, диссонанс мыслей и чувств, рассогласованность функ­ций, т.е. ведет к психическому дискомфорту.

Таким образом, использование компьютерных сред является фактором сохранения психического здоровья детейв силу возмож­ности решения следующих задач:

—развитие психофизических функций, обеспечивающих готов­ность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

—обогащение кругозора;

—помощь в освоении социальной роли;

—формирование учебной мотивации;

—развитие личностных компонентов познавательной деятель­ности (познавательная активность, самостоятельность, про­извольность);

—формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуаль­ных умений (практическая и логическая сериация и класси­фикация);

—организация благоприятной предметной и социальной среды.
В дошкольном возрасте решение многих типов интеллектуальных задач происходит посредством образов, способствующих пониманию условий задачи, соотнесению их с реальностью и контролю за реа­листичностью решения. На основе образного мышления у детей фор­мируются первые схематические и обобщенные представления о су­ществующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе разви­тия логического мышления. Однако черты обобщенности остаются об­разными и опираются на реальные действия с предметами и их заме­стителями. Компьютерные среды учитывают эти закономерности, амплифицируя процесс обучения дошкольников построению и исполь­зованию предметных и графических моделей. Это благотворно сказывается, прежде всего, на качестве математического развития ребенка. Наиболее эффективной выступает следующая типология и струк­тура занятий по формированию математических представлений детей в детском саду, раскрывающая смысл принципов амплификации и развивающего обучения на основе использования компьютерных сред (табл. 2).

Таблица 2

Амплификация и развитие детей на занятиях по формированию математических представлений с использованием компьютерных сред ( в таблице полужирнымшрифтом выделены этапы занятия, на которых исполь­зование компьютерных сред амплифицирует Математическое развитие дошкольника, светлым курсивом — на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом — этапы, на которых происходит сочетание двух целеполагающих названий)

Тип/ цель занятия Структура
 
I. Изучение и первичное закрепление новых матема­тических представлений. Цель: восприятие и первич­ное осознание новых мате­матических представлений, их объяснение   1. Мотивация. 2. Актуализация опорных представлений. 3. Восприятие. 4. Осмысление и первичное запоминание. 5. Проверка усвоения. 6. Закрепление. 7. Анализ 8. Итог.
II. Закрепление полученных математических представлений и выработка умении и способов действии. Цель: вторичное закрепле­ние математических пред­ставлений   1. Мотивация. 2. Актуализация ведущих представлений и спо­собов действий. 3. Восприятие образцов применения пред­ставлений и способов действий. 4. Самостоятельная работа репродуктивного и творческого типов. 5. Контроль воспитателя. 6. Коррекция. 7. Итог  
III. Комплексное примене­ние математических пред­ставлений и способов дей­ствий. Цель: выработка умений практически использовать имеющиеся математические представления   1. Мотивация. 2. Актуализация комплекса представлений. 3. Образец комплексного применения представ­лений. 4. Самостоятельное применение представлений. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог  
IV. Обобщение и система­тизация математических представлений и способов действий. Цель: системное усвоение математических представ­лений, понятий и способов действий   1. Мотивация. 2. Систематизация — выделение главных связей в полученных представлениях. 3. Обобщение представлений в понятиях. 4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог  
V Занятие по проверке, оценке, коррекции матема­тических представлении, понятий и способов дейст­вий. Цель: определение уровня овладения математически­ми закономерностями и способами действии   1. Мотивация. 2. Самостоятельное выполнение индивидуаль­ных заданий воспитателя. 3. Самоконтроль. 4. Контроль и качественная оценка воспитателя. 5. Индивидуальная коррекция математиче­ских представлений. 6.Рефлексия (осознание детьми способов по­ знания и усвоения математических закономер­ ностей, причин допущенных ошибок)  

Итак, компьютерная среда для дошкольников — это совокуп­ность специально разработанных валеологически обоснованных иг­ровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицирующую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставлен­ными д идактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.

Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей» (Разработана компанией Byka Entertainment по производству электронных образовательных продуктов, 2003)

Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками — одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представ­ляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчи­танную на детей 3—7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора по­является красочная картинка — главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать парт­нера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3—4 или 5—6 лет).

Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой он должен выбрать то ме­сто, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра — она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хва­лит его за верное решение той или иной задачи.

Любое место на карте, выбранное дошкольником, — математи­ческая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), цель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз.

Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбега­ющих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).

Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить дру­гое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно вы­слушав вопрос Волшебной Цифры.

В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.

Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам оди­наково); в Цветнике — найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду — фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение — разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).

Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей.

Остановимся подробнее на одной ее отличительной особеннос­ти — наличии игровых занимательных задач логико-математичес­кого содержания.Они способствуют развитию внимания и сообра­зительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, на­ходить ответ, используя уже имеющиеся знания.

С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видео­ряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.

Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.

Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» — способствование глубокому усвоению математических представлений.Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально — через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, ановый приобретенный опыт — личным достоянием, так как его можно свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.

Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным по­казателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.

Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноцен­ного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возмож­ности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом, создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Напри­мер, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установле­ние связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на разви­тие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые воз­можные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.

Характерная особенность задач логико-математического содер­жания «Планеты чисел для малышей» — наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьез­ности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необыч­ному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малы­шей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.

Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малы­шей» состоит в том, что обучающая математическая задача составляет саму суть игры(в то время, как в реальной обстановке она выступает лишь условием реализации игрового замысла) и вы­зывает у ребенка интерес к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать призна­ние и уважение компьютерных персонажей, воспитателя, сверст­ников.

Игровые ситуациив математических задачах рассматриваемой компьютерной среды разнообразны: различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), детское лото (цветовое, геометрическое), загадывание и разгадывание зага­док математического содержания и т.д. Они требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения со­средоточиться, чтобы найти верное решение.

Таким образом, математическая задача как элемент развиваю­щей компьютерной среды «Планета чисел для малышей» — не толь­ко удовольствие и радость для ребенка (что само по себе очень важ­но), с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. качества, необходимые для дальнейшей жизни.

Каждая задача, предлагаемая дошкольнику в данной компью­терной среде, — основа для организации общения ребенка со взрослым, другими детьми, персонажами РКС и самим ПК как по­мощником в освоении математических представлений; школа со­трудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстни­ка и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, под­держка, радостная обстановка, находки и фантазии, заложенные в программу «Планета чисел для малышей», полезны как для ма­тематического, так и для личностного развития ребенка.

Итак, особенности компьютерной среды «Планета чисел для ма­лышей»,выявляющей преимущества рассматриваемого направления в математическом развитии детей, следующие:

—возможность развивать внимание и сообразительность ребен­ка;

—интериоризация его математических знаний и умений;

—эффективность для воспитания организованности и прове­дения самоконтроля;

—диалогичность;

—акцентирование игрового замысла на интересе ребенка к ма­тематике и умственной деятельности.

Внимательно изучив данную компьютерную среду, проанализи­ровав ее содержание, обобщив наблюдения по ее использованию, мы пришли к выводу о том, что она вполне может служить эффективным средством математического развития детей при руководстве со стороны педагога и соблюдении следующих валеологических норм (валеологические приемы переключения детей в ходе занятий по матема­тическому развитию с использованием ПК даны в приложении):

—ограниченное время занятия за компьютером: в младшем возрасте — 10—15 мин, в старшем — 15—20 мин;

—наличие мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам;

—просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение;

—желательная смена деятельности: физкультминутки, моторные упражнения, самомассаж и т.д.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» и другие ана­логичные интерактивные программы, направленные на развитие раз­ных сторон познавательной сферы личности ребенка, могут стать средством оптимизации обучения, развития и воспитания детей в современном ДОУ.

Наши наблюдения показывают, что внедряя развивающую ком­пьютерную среду в процесс обучения старших дошкольников, не­обходимо решить ряд задач:

—познакомить детей с компьютером;

научить основным правилам работы с ПК (приемы манипу­ляции с клавиатурой, мышкой, тачпадом (тачпад — специальный компактный манипулятор, альтернатива обыч­ной мыши), освоение знако­вого пространства клавиатуры и т.д.);

—формировать умение самостоятельно действовать в услови­ях программы.

Исходя из них, можно ориентироваться на следующую темати­ческую последовательность занятийс детьми в компьютерной среде «Планета чисел для малышей».

1. Знакомство с компьютером: теория — занятие-игра, на кото­ром педагог рассказывает о компьютере и правилах работы с ним.

2. Знакомство с компьютером: практика — занятие-практикум, на котором дети учатся включать компьютер, запускать программу, правильно нажимать клавиши на клавиатуре, пользоваться мышкой, соотносить свои действия с изменениями на экране, выключать компьютер.

3. Знакомство с игрой «Планета чисел для малышей» — занятие-игра, на котором дошкольники закрепляют основные навыки работы на ПК, запускают игру, знакомятся с директорией «Главное меню».

4. Решение логических задач — серия из шести занятий, на ко­торых дети учатся самостоятельно решать задачи по всем разделам

компьютерной среды, словесно обосновывать свои действия, само­стоятельно управлять программой.

5. Контрольная работа — занятие-диагностика, на котором педагог проверяет, насколько дети умеют правильно пользоваться компь­ютером, решать задачи, обобщать и обосновывать результаты.

Во время занятий используют такие методические приемы,как рассказывание сказок, «очеловечивание» диалога ребенка с компь­ютером, объяснение, демонстрация, экспериментирование, беседа, создание проблемных и игровых ситуаций.

В ходе познавательно-развивающих занятий с использованием компьютерных сред, подобных «Планете чисел для малышей», дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, осваивают операции анализа и синтеза, сериации, классификации, учатся ориентироваться в многообразии изображенных и двигающихся предметов, соотнося их в пространстве, определяя величину, количество, цвет. При этом мультимедийные средства компьютерной среды обеспечивают комфорт и психологическую защищенность дошкольника.

Комплексный математико-речевой характер компьютерной среды «Вундеркинд» (разработчик — компания по производству электронных образовательных продуктов «Nikita», 2004).

Интеграция разделов, связанных с развитием математических и речевых способностей дошкольников на уровне теоретико-методоло­гического обоснования методик и технологий работы с детьми, детер­минирована их логико-историческим генезисом — развитием процесса формирования математических и речевых представлений детей, содер­жанием современных программ дошкольного образования.

Анализ учебно-методических пособий (А.В. Белошистая, В.В. Да­нилова, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева) и наши ис­следования позволяют выделить общедидактические методические подходы к математическому и речевому развитию детей, форми­рующие обобщенные способы учебных действий дошкольников, и моноподходы, связанные с решением конкретных задач пред-математической и речевой подготовки.

К общедидактическим подходамотносят: педагогический инстру­ментарий ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения, теории содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, суггестопедической концепции обучения (суггестопедическая концепция обучения — обучение на основе эмоци­онального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоми­нанию), нейропсихолин-гвистического программирования, бихевиористскую теорию.

Моноподходык математическому и речевому развитию позво­ляют ребенку осознать учебную задачу за счет формирования си­стемы элементарных математических представлений и основ речевой культуры, формирования предпосылок математического мышления, начальных форм учебной деятельности, развития сенсорных спо­собностей, расширения словаря и совершенствования связной речи.

Согласно педагогическим концепциям И.Г. Песталоцци, М. Мон-тессори, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, генетической теории интеллекта Ж. Пиаже, процессы освоения языка и математической культуры обусловлены грамотно организованной развивающей средой.

Ученые М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарун-таева считают, что комплексные методические подходы связаны с применением методов и приемов обучения, позволяющих развивать математические и речевые способности дошкольника на деятель-ностном уровне.

На современном этапе развития теории и методики дошколь­ного образования такие методы прослеживаются в структуре ра­боты с комплексными математико-речевыми электронными об­разовательными средами. Операционные компоненты учебной де­ятельностидетей в ходе математического развития в рамках ком­пьютерных сред формируются благодаря:

—непосредственному обучению счету, решению задач, разли­чению форм и величин;

—выполнению заданий, в которых обозначен только резуль­тат деятельности, способ его достижения обусловливает пе­дагогический инструментарий среды (решить задачу, охарак­теризовать множество);

—использованию пошаговых инсфукций, позволяющих отрабаты­вать образцы речевого сопровождения математических действий.

Компьютерная среда «Вундеркинд» включает 6 блоков разноуров­невых учебных заданий («Алфавит», «Малыш 1, 2, 3, 4», «Круг­лый остров»), объединенных игровыми ситуациями и персонажами; ее презентация основана на следующих этапах взаимодействия педагога и детей.

1. Создание игровой ситуации.

2. Освоение элементов информационной культуры для развития игровой ситуации:

— приемы владения мышью, тачпадом;

Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников - student2.ru Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников - student2.ru Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников - student2.ru Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников - student2.ru Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников - student2.ru способы перемещения внутри блоков (красные стрелки — вперед, синие — выход в меню блока);

—знание путей выхода из заданий (анимационные «кнопки», клавиша «выход», совокупность клавиш А11+Р4).

3. Речевое и математическое развитие на репродуктивном уровне*:

—репродуктивный выбор цвета (Например: это красный цвет, это — синий; выберем синий?);

—раскрашивание (Например: раскрасим елочку зеленым цветом; какого цвета елочка?);

— соотнесение количества предметов с цифрой (Например: дядя один, сколько на рисунке дядей?).

4. Речевое и математическое развитие на частично-поисковом уровне:

—идентификация зрительного образа цифры с ее названием (Например: какая это цифра?);

—самостоятельное соотнесение количества предметов с цифрой (Например: покажи, сколько предметов?);

— самостоятельный выбор цвета (Например: хочешь раскрасить иначе?; каким цветом?).

5. Речевое и математическое развитие на творческом уровне:

—самостоятельный выбор объекта обучения и его раскрашивание (Например: какую цифру, букву раскрасим? Назови, покажи.);

—составление рассказа по сюжетной картинке (Например: что изображено?);

— теоретико-множественное обоснование зрительного образа цифры (Например: почему предметов 5? Аргументируй свой ответ.)

6. Переход на новый уровень компьютерной среды в новую иг­ровую ситуацию.

Перечисленные особенности позволяют заключить, что компь­ютерная среда «Вундеркинд» преемственно интегрирует математи­ческое и речевое развитие дошкольников разных возрастных групп на уровне интерактивного освоения вычислительной культуры и культуры речи. Дети активно усваивают такие разделы частных методик, как «Количество и счет», «Развитие словаря», «Форма и геометрические фигуры», «Развитие связной речи», «Пространство и время», «Формирование звуковой культуры речи» при условии педагогического сопровождения со стороны взрослого.

Каждый дидактический элемент «Вундеркинда» визуализирует на доступном даже младшему дошкольнику уровне атрибуты род­ного языка и математической культуры с учетом следующей пси­хофизиологической логической цепочки: от предметно-манипулятивного к наглядно-образному и формально-алгоритмизованному.

Обеспечивается комфортная для дошкольника амплификация математического развития за счет интеграции основных характери­стик в звуковом, количественном, составном, графическом, цветовом и пространственно-временном решениях.

Важно понимать, что компьютерная среда «Вундеркинд» преду­сматривает интегрированное решение задач предматематическои подготовки дошкольников:

—формирование системы математических представлений о мно­жестве, отношениях, числе (раздел «Алфавит», задание «Ариф­метика»); величине, форме, пространстве (задания «Геометри­ческие фигуры», «Нарисуй картинку», «Обезьяны»); времени (раздел «Круглый остров»);

—формирование предпосылок математического мышления: повышение уровня наглядно-образного мышления (задания «Найди пару», «Собери лицо», «Собери картинку», «Обезьяны»);

—развитие сенсорных способностей (работа с мышью), мелкой моторики, работа с тачпадом; развитие глазомера, наблюдатель­ности (за счет освоения сенсорных эталонов в заданиях «Гео­метрические фигуры», «Нарисуй картинку»);

—формирование начальных форм учебной деятельности: отсле­живание результатов учебной деятельности, сочетание поша­гового инструктажа и заданий на получение результата;

—расширение словаря детей и совершенствование связной речи: автоматическое речевое сопровождение мультимедий­ной обучающей программы (МОП), предусматривающее от­веты и комментарии детей.

Компьютерная среда «Вундеркинд» отвечает требованиям теоре­тических основ математического развития детей на уровне:

—ассоциативно-рефлекторной концепции: накопление ассоци­аций по сходству (раздел «Алфавит»), смежности (разделы «Ма­лыш 1,2,3,4»);

—теории содержательного обобщения: освоение дедуктивной логики за счет возможности выбора уровня заданий; упраж­нения в формально-логических обобщениях в заданиях «на результат» («Нарисуй картинку», «Найди лишнее», «Собери лицо», «Собери картинку»);

—теории поэтапного формирования умственных действий (по­шаговый инструктаж в заданиях «Арифметика», «Геометричес­кие фигуры»);

—суггестопедической концепции: сюжетно-ролевая организация учебного диалога с ребенком, доверие к персонажам за счет интонаций, мимики, поддерживающего словесного сопровож­дения любых вариантов ответов;

—НЛП-концепции: учет основных репрезентаций во всех заданиях;

—бихевиористской концепции: словесные, звуковые, мимические; стимулы и подкрепления во всех заданиях.

Итак, компьютерные среды как фактор формирования математических представлений ребенка приобретают все большее значе­ние в силу следующих значимых функциональных возможностей.

1. Направленность на формирование адекватной самооценки детей. Действительно, потребность во внешней оценке значима для ребенка, но не всегда в полной мере удовлетворяется. Направленность самооцен­ки опосредована наличием идеальной перспективы развития и ее соотношением с реально существующим положением человека в микросоциуме. Виртуальная реальность компьютерных сред, созданных для интерактивного логико-математического обучения дошкольников, не только задает педагогически обоснованную идеальную перспективу развития маленького пользователя, но и обеспечивает повышение его социального статуса в реальном социальном окружении.

Данный вывод обусловливает следующая система атрибутов, являющихся неотъемлемой частью компьютерных сред:

—разнообразные поощрения;

—ролевые идентификационные возможности;

—прямой и косвенный выбор темпа освоения навыков;

—объективное разноплановое оценивание промежуточных достижений.

2. Рекреативно-релаксационная роль — распределение досугового группового

Наши рекомендации