B) «Новая международная финансовая архитектура»?
Неспособность МВФ предотвратить валютно-финансовые кризисы 1990-х гг. стала не единственной из причин, по которой стало возрастать значение других участников международных финансовых отношений.
В первую очередь следует указать на сотрудничество в сфере валютно-финансовой политики в формате так называемой «Большой восьмёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония)[14]. , которое приобрело особое значение в конце 1990-х гг. Объединение ведущих промышленно развитых страны, до вхождения в него России известное как «Большая семёрка», возникло по инициативе Германии и Франции в 1975 году. Несмотря на постоянство состава и институциональное единство, в случае с «Большой восьмёркой» речь идет о сотрудничестве, не влекущем за собой правовых последствий; наряду с аспектами валютно-финансовой политики члены объединения занимаются вопросами экономической политики. Значение «Большой восьмёрки» объясняется тем большим влиянием, которым государства-члены пользуются на уровне МВФ и Всемирного банка. Так, например, план действий МВФ, ставший реакцией на азиатский кризис, был создан в значительной степени благодаря инициативе «Большой семёрки».
Возникший в 1999 году Форум финансовой стабильности (англ.: Financial Stability Forum) также стал результатом усилий «Большой семёрки»[15]. На Форум было возложено выявление проблем и слабых мест в международной финансовой системе, выработка соответствующих предложений, в частности, международных финансовых стандартов, контроль за их реализацией и выполнение функций площадки, опосредующей координацию и обмен мнениями. В апреле 2009 года ФФС был преобразован в Совет по финансовой стабильности (англ.: Financial Stability Board)[16]. Участниками Совета являются министерства финансов, центральные банки и органы финансового надзора 24 государств (включая Россию) и ЕС, 4 международные финансовые организации (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и Банк международных расчетов), а также международные объединения регулирующих и надзорных органов (англ.: International Standard-Setting and Other Bodies)[17].
Наряду с указанными форматами существуют другие неформальные объединения разных государств, в некоторых из них представлены значимые развивающиеся страны; участники этих объединений пытаются предотвращать валютные кризисы и нестабильность на международных финансовых рынках. Вопросам о том, удается ли это таким объединениям и каким именно образом, не место в учебнике по международному экономическому праву. Тем не менее, с точки международного права стóит отметить, что элементы «новой международной финансовой архитектуры», которая, вероятно, формируется в настоящее время, не замыкаются в рамках традиционных международно-правовых организаций, а опираются на куда более гибкие и юридически необязательные механизмы и процедуры. Такая форма управления международной валютно-финансовой системой представляет собой прекрасный пример тех новых форм регулирования международных валютных отношений, которые обозначаются термином «управление глобальной экономикой» (англ.: global economic governance)[18]. Сегодня ещё рано выносить окончательное суждение о том, обеспечат ли эти новые формы более высокий уровень эффективности.
Тем не менее, включение МВФ и Всемирного банка в новую систему свидетельствует о невозможности полного отказа от институционализированных форм сотрудничества.
Необходимо также остановиться на проблеме легитимации этих новых форм сотрудничества: решения, которые принимаются в рамках этих новых форм, имеют последствия для всей международной валютно-финансовой системы, однако, во-первых, в их создании участвуют лишь немногие страны, которые, по сути, сами себя уполномочили на принятие соответствующих решений. Во-вторых, в работу этих объединений не вовлечены парламенты стран-участниц, отсутствует механизм судебного контроля (как на национальном, так и не международном уровнях). По этой причине всё чаще звучит требование о том, чтобы состав этих неформальных объединений стал более представительным. Так, формат «Большой восьмерки» был расширен до «Большой двадцатки» путем включения в эту структуру экономически значимых стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Однако вопрос о том, была ли тем самым удовлетворительно решена проблема легитимации, остается открытым, поскольку многие страны по-прежнему лишены возможности участия в соответствующих структурах.
с) Международная валютно-финансовая система после финансово-экономического кризиса 2007—2009 гг.[19]
Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007 г. и, в отличие от кризисов 1990-х гг., коснувшийся в первую очередь промышленно развитых стран, экономические последствия которого ещё долгое время ощущались во многих странах, также отразился на международной валютно-финансовой системе. Однако пока ещё нельзя с уверенностью говорить о том, что будет создана новая институциональная структура, или предсказывать, из каких элементов она будет состоять.
Причиной кризиса стали необеспеченные и непрозрачные сделки на рынке недвижимости США (кризис субстандартного кредитования, англ. subprime crisis), который регулировался в недостаточной мере. Он быстро распространился на другие инновационные и высоко спекулятивные финансовые инструменты и – из-за международных взаимосвязей финансовых рынков – привел к краху многочисленных банков и финансовых учреждений по всему миру. Несмотря на то, что начиная с 2010 года финансово-экономические последствия кризиса были в значительной степени преодолены, с этого времени в некоторых странах зоны евро (например, в Греции) финансово-экономический кризис трансформировался в кризис суверенного долга. Эта трансформация объясняется в основном масштабными мерами по спасению банковского сектора, которые были приняты на государственном уровне. Данный кризис продемонстрировал существенные недостатки и пробелы в регулировании международных финансовых операций и одновременно показал, что на международном уровне отсутствует адекватный многосторонний механизм управления международными финансовыми отношениями.
Институциональные последствия финансово-экономического кризиса особенно явно проявились в преобразовании формата «Большой восьмёрки» в так называемую «Группу двадцати» (она же: «Большая двадцатка»)[20]. В состав последней входят страны «Большой восьмёрки» (включая Россию), а также Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР и Южная Корея и Европейский Союз. «Большую двадцатку» поддерживают Совет по финансовой стабильности, Международная организация труда (МОТ), МВФ, ОЭСР, ООН, Всемирный Банк и ВТО. «Большая двадцатка» частично воспринимается как новый институциональный формат многостороннего сотрудничества в рамках регулирования международных финансовых рынков. Однако в настоящее время нельзя с уверенностью сказать о том, какие именно функции управления будут фактически выполняться этим неформальным объединением. До настоящего времени в сфере международных финансовых отношений «Большая двадцатка» заявляла о себе недостаточно убедительно.
В 2013 г. Россия была страной-председателем в «Большой двадцатке»[21]. В связи с этим Россия выдвинула ряд инициатив. 5-6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге состоялся саммит «Большой двадцатки». Его ключевым результатом стал «Санкт-Петербургский план действий», который определяет стратегию стран «Большой двадцатки» по достижению устойчивого, уверенного и сбалансированного роста. Кроме того, в год российского председательства был успешно проведён обзор и анализ выполнения обязательств, взятых на себя странами-участницами «Группы двадцати» в предшествующие годы.
В рамках дальнейших институциональных изменений в апреле 2009 года ФФС (Форум финансовой стабильности) был преобразован в Совет по финансовой стабильности (СФС), в состав которого были приняты страны «Большой двадцатки», ранее не являвшиеся членами ФФС. Цель — международная финансовая стабильность — осталась прежней. Точнее всего СФС можно описать как международную сеть, задачи которой лежат в сфере анализа рисков, координации деятелшьности государств в этой сфере и обмена информацией. Кроме того, СФС может заниматься разработкой международных стандартов. Так, СФС разработал:
- «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов» (одобрены 4 ноября 2011 г. лидерами стран «Большой двадцатки» на саммите в г. Канны, Франция);
- «Принципы межгосударственного сотрудничества по кризисному управлению»;
- 9 принципов построения систем материального стимулирования в финансовых организациях[22].
В деятельность СФС вовлечены также государства, формально не состоящие в нем. В частности, в СФС была создана Региональная консультативная группа на пространстве Содружества Независимых Государств. Ее цель – расширить взаимодействие с государствами СНГ, не являющимися членами СФС, в области финансового регулирования и надзора в интересах глобальной финансовой стабильности.
Финансово-экономический кризис 2007 – 2009 гг. также имел свои последствия для роли и функции МВФ. МВФ, как и большинство экономистов, не смог спрогнозировать кризис и не был к нему готов. Тем не менее, значение МВФ вследствие кризиса опять-таки возросло. Это объясняется, с одной стороны, тем, что МВФ оказал поддержку в ходе преодоления кризиса, предложив новые инструменты кредитования (см. ниже), с другой, — тем, что многие наблюдатели отводят ему роль потенциальной базы для формирования новой институциональной структуры международного валютно-финансового регулирования. Рост влияния стран с переходной экономикой на международные финансовые отношения повлек за собой также первые институциональные реформы в сфере выработки решений на уровне МВФ.
Вопросы на закрепление и повторение к § 9 II:
1. Что понимают под «золотым стандартом»?
2. Какие события периода перед Первой мировой войной и между Первой и Второй мировыми войнами определили создание международной валютной системы на Бреттон-Вудской конференции 1944 года?
3. В 1976 году в международную валютную систему были внесены основополагающие изменения. Кратко опишите существенные аспекты этих изменений.
4. Какова связь между либерализацией валютно-финансовой системы и кризисами в Мексике (1994—1995 гг.) и странах Юго-Восточной Азии (1997—1998 гг.)?
5. Какие последствия для международной валютно-финансовой системы имел финансово-экономический кризис 2007—2009 гг.?