Реорганизация предприятия
В антикризисном финансовом менеджменте одним из направлений вывода предприятия из финансового кризиса является его реорганизация.
В экономической литературе имеются различные определения понятия «реорганизация предприятия» [15, 22, 31, 45, 88].
Таблица 12.11
Этапы реструктуризации текущей задолженности предприятия в процессе финансовой санации
Этапы реструктуризации задолженности | Содержание этапов |
1. Анализ текущей задолженности предприятия | В процессе анализа текущей задолженности выявляются наиболее проблемные виды задолженности, которые могут оказать наибольшую финансовую угрозу предприятию. |
2. Оценка возможности погашения задолженности в текущем периоде, а также в процессе финансовой санации | В процессе этого этапа определяется объем погашения текущей задолженности за счет имеющихся финансовых средств, а также устанавливаются возможности реструктуризировать имеющуюся задолженность, чтобы в последствии выполнить обязательства перед кредиторами. |
3. Выбор форм и видов реструктуризации текущей задолженности и их согласование со всеми основными кредиторами (инвесторами) и переоформление соответствующих договоров | На практике применяют следующие формы реструктуризации задолженности: а) пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее отсрочки; б) пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки; в) переоформление задолженности в другие виды долга; г) перевод задолженности в имущество; д) списание долга. Каждая из названных форм должна быть согласована с кредиторами и быть оформлена в виде нового кредитного договора. |
4. Контроль выполнения реструктуризации задолженности | Этот контроль выполняется либо группой кредиторов (комитетом кредиторов), либо управляющим финансовой санацией предприятия. |
По нашему мнению, реорганизация предприятия — это финансово-хозяйственный процесс, направленный на преобразование конкретного предприятия с изменением его юридического статуса и финансово-имущественного положения для более эффективного осуществления своей деятельности.
С финансовых позиций, реорганизация предприятия связана с преобразованием в составе, объеме и структуре капитала предприятия.
В соответствии с украинским законодательством, реорганизация предприятий может осуществляться в следующих формах:
1) слияние — представляет собой объединение двух предприятий, в результате которого создается новое предприятие. Это предприятие становится правопреемником двух, ранее самостоятельных предприятий;
2) присоединение — представляет собой процесс, когда одно или несколько предприятий прекращают свою деятельность как юридическое лицо и объединяются с другим предприятием, принимающим все имущественные права и обязанности, присоединяемых предприятий;
3) разделение — представляет собой процесс, в результате которого на базе одного предприятия образуются несколько самостоятельных субъектов хозяйствования, получающих статус юридического лица. При этом имущественные права и обязанности переходят к каждому из вновь созданных предприятий в соответствии с разделительным балансом;
4) выделение — представляет собой процесс, в результате которого из одного базового предприятия выделяются самостоятельные подразделения, получающие статус юридического лица. При этом, базовое предприятие не прекращает свою деятельность, а имущественные права и обязанности распределяются между созданными предприятия и базовым предприятием на основе разделительного баланса;
5) преобразование — представляет собой процесс, направленный на смену формы собственности и хозяйствования. Все юридические права и обязанности в результате преобразования переходят к предприятию-правопреемнику.
Каждая из пяти форм реорганизации предприятия приводит к определенным изменениям в объеме имущества и собственного капитала предприятия.
1. При слиянии двух предприятий их активы и собственный капитал объединяются. В результате происходит интеграция как активов, так и собственного капитала, что позволяет без существенных дополнительных затрат обеспечить внешний рост экономической и финансовой мощности объединяемых предприятий.
2. При присоединении одного предприятия к другому их активы и собственный капитал, также как и в первом случае, объединяются. В результате такого объединения появляется внешний рост имущества и капитала, а, следовательно, возрастают финансовые возможности.
3. При разделении одного происходит дробление активов и капитала предприятия. Общая же сумма активов и капитала остается неизменной. В процессе разделения предприятия активы и собственный капитал, как правило, подразделяется не в одинаковых пропорциях. В результате у одного предприятия создаются лучшие условия для выхода из финансового кризиса, по сравнению с другим предприятием. Очень часто в украинской практике, процесс разделения предприятий использовался для вывода из-под банкротства и ликвидации наиболее жизнеспособной части хозяйствующего субъекта.
4. При выделении также как и при разделении происходит дробление активов и собственного капитала предприятий. Общий же объем имущества и финансовых средств остается неизменным. Поэтому в процессе выделения чаще всего заинтересованы отдельные инвесторы или кредиторы, которые намечают получить имущество за счет выделенной части предприятия. Кроме того, в процедуре выделения могут быть заинтересованы базовые собственники предприятия, которые таким образом выводят наиболее «лакомые» части предприятия из-под возможной процедуры банкротства и ликвидации.
5. При преобразовании предприятия с имуществом и собственным капиталом, как правило, ничего не происходит, а только изменяется форма собственности и хозяйствования в данном предприятии. Это означает, что появляется новый собственник (собственники), могут формироваться лучшие условия для финансово-хозяйственной деятельности. Однако преимущество преобразования предприятия может быть получено через несколько лет, а поэтому малоэффективно без дополнительно инвестирования капитала новым собственником.
Финансовая санация предприятия путем его реорганизации фактически предполагает, что кризисное предприятие выбирает одну из двух возможных концепций: а) оборонительную концепцию; б) наступательную концепцию.
Оборонительная концепция связана с такими формами реорганизации как разделение, выделение, преобразование. Основная цель оборонительной концепции сохранить базовое предприятие и пожертвовать его отдельной частью или наоборот, пожертвовать базовым предприятием и за счет выделения, разделения или преобразования обеспечить восстановление финансового равновесия на той части предприятия, которая является более жизнеспособной.
Наступательная концепция исходит из того, что в условиях финансового кризиса наилучший вариант финансовой санации будет объединение с другим предприятием, которое имеет лучшие условия для обеспечения высокой финансовой устойчивости, финансовой независимости и в реальности может спасти кризисное предприятие от банкротства и ликвидации. Как правило, наступательной концепции придерживаются те собственники и топ-менеджеры, которые понимают: «лучше синица в руках, чем журавль в небесах». Это позволяет им сохранить определенную долю собственности в своих руках или обеспечить себе соответствующее «руководящее кресло» в формирующемся новом (объединенном) предприятии.
Реорганизация считается успешной, если в результате ее проведения создаются благоприятные условия для нормальной финансовой деятельности образованных юридических лиц, возобновляется платежеспособность, достигается соответствующий уровень финансового равновесия и самофинансирования.
4. Ликвидация предприятия.
Ликвидация предприятия как результат финансового кризиса связана с понятием банкротства. Банкротство предприятия является не столько экономическим, сколько юридическим понятием, так как признается только по решению арбитражного суда. Однако причины банкротства имеют финансово-экономическую природу. В экономической литературе выделяют несколько основных причин, формирующих юридическое признание предприятия банкротом:
1) продолжительная неплатежеспособность при отсутствии ликвидных активов или низкой их ликвидности;
2) длительное отсутствие положительного чистого денежного потока предприятия и отсутствие перспективы его формирования;
3) длительное отсутствие финансовой устойчивости и полная финансовая зависимость от кредиторов, без реальной перспективы выхода из создавшегося положения.
Что же такое банкротство?
Банкротство — это такое финансовое состояние предприятия, когда оно по объективным или субъективным причинам неспособно удовлетворять в установленные сроки, предъявляемые требования со стороны кредиторов и рассчитываться с бюджетом и внебюджетными фондами.
Существуют 4 вида банкротства:
а) реальное банкротство — характеризует неспособность субъекта хозяйствования восстановить свою платежеспособность и финансовую устойчивость в силу исчерпания резервов хозяйственного развития, т.е. завершения жизненного цикла предприятия;
б) техническое банкротство — характеризует такое состояние предприятия, когда в силу сложившихся обстоятельств у предприятия возникает длительный период неплатежеспособности. Однако субъект хозяйствования имеет внутренний потенциал для саморазвития в будущем. Его дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность, а сумма активов достаточна для восстановления нормальной хозяйственной деятельности при достаточно рациональном антикризисном финансовом управлении;
в) умышленное банкротство — характеризует преднамеренные действия группы топ-менеджеров или собственников с целью существенного снижения платежеспособности предприятия; нанесения экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо неэффективное финансовое управление предприятием;
г) фиктивное банкротство — характеризует действия группы заинтересованных лиц, которые объявляют предприятием неплатежеспособным с целью ввода в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или иных преференций от кредиторов или инвесторов по сумме задолженности с целью создания определенных личных выгод.
В результате признания предприятия банкротом оно может быть ликвидировано.
Ликвидация — прекращение деятельности предприятия в связи с завершением его жизненного цикла по решению его учредителей или арбитражного суда.
Ликвидация предприятия может быть: а) добровольной; б) принудительной.
Добровольная ликвидация предприятия осуществляется по решению учредителей ликвидационной комиссией. Принудительная ликвидация осуществляется по решению либо государственного органа, либо арбитражного суда ликвидационной комиссией.
Ликвидационные процедуры, осуществляемые ликвидационной комиссией, имеют как финансовый, так и не финансовый характер.
К финансовым процедурам в процессе ликвидации предприятия можно отнести:
· оценка имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости;
· определение объема и состава имущества предприятия-банкрота, предназначенного к реализации для удовлетворения требований кредиторов;
· оценка имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости;
· установление реальных обязательств предприятия-банкрота и возможности их удовлетворения за счет имеющегося имущества;
· выбор и оценка форм продажи имущества предприятия-банкрота;
· возможное удовлетворение требований кредиторов за счет реализованного имущества;
· разработка ликвидационного баланса предприятия-банкрота после удовлетворения требований кредитов.
Последовательность удовлетворения требований за счет средств, вырученных от продажи имущества банкрота, определяется украинским законодательством:
в первую очередь — требования, обеспеченные залогом; выплата выходной помощи уволенным работникам банкрота; возмещение затрат, связанных с производством дела о банкротстве в арбитражном суде; возмещение расходов ликвидационной комиссии;
во вторую очередь — требования по обязательствам банкрота перед работниками предприятия-банкрота (за исключением возврата взносов работников в уставный фонд предприятия); обязательств, возникших в связи с нанесением ущерба жизни и здоровья граждан; требования граждан-доверителей;
в третью очередь — требования по уплате налогов; требования по уплате сборов (обязательных платежей);
в четвертую очередь — требования, не обеспеченные залогом, в т.ч. и требования кредиторов, возникшие из обязательств в процедуре распоряжения имуществом должника или в процедуре санации должника;
в пятую очередь — требования по возвращению взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия;
в шестую очередь — все иные требования.
Ликвидация предприятия считается завершенной, когда практически полностью удовлетворены требования всех заинтересованных лиц.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто являлся основоположником теории антикризисного управления?
2. Назовите ученых, которые внесли весомый вклад в развитие теории кризисов.
3. Кто из украинских ученых активно разрабатывал проблему антикризисного управления?
4. Почему в Украине увеличивается количество исков и вынесение положительных решений о банкротстве?
5. Как банкротство влияет на изменение задолженности в Украине?
6. В каких регионах Украины больше всего обанкротившихся предприятий и почему?
7. Какое место по числу банкротств занимает АР Крым?
8. Назовите основные признаки финансового кризиса на предприятии.
9. Дайте определение понятия «финансовый кризис».
10. Дайте классификацию финансовых кризисов.
11. Что такое антикризисное финансовое управление или антикризисный финансовый менеджмент?
12. Какая цель антикризисного финансового управления?
13. Какие задачи должно решать антикризисное финансовое управление?
14. В чем различие функционального и институционального подходов к антикризисному финансовому управлению?
15. Кто несет большую ответственность за финансовый кризис на предприятии?
16. Сформулируйте основные базовые принципы антикризисного финансового управления.
17. Сколько этапов включает процесс антикризисного финансового управления предприятием?
18. Какие две подсистемы выделяют в диагностике финансового кризиса?
19. Назовите основную цель подсистемы экспресс-диагностики финансового кризиса.
20. Назовите последовательность этапов экспресс-диагностики.
21. Назовите объекты наблюдения с целью раннего обнаружения финансового кризиса.
22. Какие показатели соответствуют объектам наблюдения финансового кризиса?
23. По каким показателям можно определить, что у предприятия легкий финансовый кризис?
24. По каким показателям можно определить, что у предприятия глубокий финансовый кризис?
25. По каким показателям можно определить, что у предприятия катастрофический финансовый кризис?
26. Какие официальные методики фундаментальной диагностики финансового кризиса действовали в Украине до 2006 года?
27. Как оценивался финансовый кризис в каждой из трех методик?
28. С какой целью применяется коэффициент Бивера?
29. Как определить текущую неплатежеспособность?
30. Как определить критическую неплатежеспособность?
31. Как определить сверхкритическую неплатежеспособность?
ГЛОССАРИЙ
Активизация — это повышение трудовой и общественной деятельности персонала на основе роста творческого потенциала личности и коллектива.
Активы — это экономическая категория, характеризующая имеющиеся ресурсы предприятия, которые используются в финансово-хозяйственной деятельности для достижения поставленной цели, и отражаемые соответствующим образом в бухгалтерском балансе.
Акционерное общество — хозяйственное общество, имеющее уставный капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества, а акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционирование — метод, предусматривающий выпуск (эмиссию) акций для увеличения уставного капитала с целью финансирования больших инвестиционных проектов со значительными сроками окупаемости инвестиционных затрат.
Акционерное общество открытого типа — это акционерное общество, в котором уставный капитал (фонд) формируется за счет открытой подписки (продажи) акций.
Акционерное общество закрытого типа — это акционерное общество, в котором уставный капитал (фонд) формируется за счет распространения акций среди его учредителей, и не могут продаваться (распространяться) прочим лицам без согласия учредителей (акционеров).
Акционерный капитал — это капитал акционерного общества, величина которого определяется его уставом, и формируется за счет выпуска (эмиссии) акций или реинвестированием прибыли, а также включением в его состав имущества, полученного в результате хозяйствования.
Амортизационный фонд — денежные ресурсы, которые формируются за счет амортизационных отчислений и предназначены для простого воспроизводства основных фондов.
Амортизация —это процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на продукцию, работы или услуги, производимые с помощью этих фондов. С помощью амортизации происходит простое воспроизводство основных фондов.
Банковский кредит — основная форма финансового кредита, при которой банк предоставляет клиенту во временное пользование часть собственного или заемного капитала на условиях возвратности, срочности, платности в виде процентов, и материального обеспечения.
Банкротство — неспособность субъекта хозяйствования осуществлять платежи по своим обязательствам, засвидетельствованная хозяйственным судом.
Банкротство — это такое финансовое состояние предприятия, когда оно по объективным или субъективным причинам неспособно удовлетворять в установленные сроки, предъявляемые требования со стороны кредиторов и рассчитываться с бюджетом и внебюджетными фондами.
Бизнес-план — это стандартный документ, в котором детально обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта, и представляются основные его технические, экономические, финансовые и социальные характеристики. Он описывает основные аспекты будущего проекта, показывает все проблемы, с которыми проект может столкнуться, а также определяет способы их решения.
Биржа —организационно-правовая форма оптовой торговли массовыми товарами по стандартам и образцам (товарная биржа), систематических операций купли-продажи ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда).
Будущая стоимость аннуитета — это сумма всех членов потока платежей с начисленными на них процентами на конец срока, т.е. на дату последней выплаты.
Будущая стоимость денегпредставляет собой сумму инвестированных в текущий момент денежных средств, в которую они перейдут через определенный период времени с учетом условий вложения.
Бюджет (англ. butget — буквально сумка) — роспись расходов и поступлений государства или предприятия за определенный период (год, квартал, месяц или иной промежуток времени).
Бюджет предприятия — это финансовый документ для оперативного или текущего управления, в котором сформулированы и обоснованы основные параметры финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства и его структурных подразделений, являющийся стандартом для оценки эффективности хозяйствования.
Бюджетно-налоговая политика — система регулирования, связанная с функционированием государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственными расходами, и направлена на реализацию целей социально-экономического развития страны.
Бюджетное финансирование — предоставление субъектам хозяйствования из государственного бюджета финансовых ресурсов в виде целевых безвозвратных, бесплатных субсидий на расширенное воспроизводство, социально-культурные мероприятия и прочие обязательные расходы.
Валовой доход предприятия — сумма средств, полученная субъектом хозяйствования от основной операционной деятельности, включая налоги и сборы, добавленные в стоимость товаров, работ, услуг.
Валовые инвестиции — это общий объем инвестиционных средств в определенном периоде, направленных на создание, расширение или обновление производственных фондов, приобретение нематериальных активов, прирост запасов товарно-материальных ценностей.
Валовые оборотные активы — общая сумма оборотных активов предприятия, сформированная за счет всех источников финансирования.
Венчурное финансирование —способ финансирования инновационной деятельности, использующий наиболее рискованный по источникам формирования финансовый капитал. Применяется для финансирования инновационной деятельности венчурными фирмами.
Внутрифирменный финансовый контроль представляет собой организуемый субъектом хозяйствования процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансово-хозяйственной деятельности с целью достижения стратегических целей и выполнения тактических задач предприятия.
Вспомогательные участники процесса инвестирования — субъекты предпринимательства, которые оказывают те или иные услуги на рынке инвестиций. Это банки, инвестиционные компании и фонды, страховые компании, различные посреднические фирмы, консультационные фирмы и т.п.
Вторичный рынок — это рынок, на котором обращаются ценные бумаги, после их продажи первыми собственниками, купившими их у эмитентов.
Государственное регулирование экономики — это система мероприятий, способствующая осуществлению поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решение сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Государственное финансирование — метод безвозвратного предоставления финансовых средств субъектам хозяйствования за счет средств государственного бюджета или централизованных внебюджетных целевых фондов.
Деньги — особый товар, который выполняет функции общего эквивалента, выступает посредником в обмене товаров и выражает экономические отношения между людьми по поводу производства и обмена товаров; благо, которое имеет наивысшую степень ликвидности.
Денежное обращение —движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее платежи и расчеты в экономике страны.
Денежные ресурсы — средства, формируемые экономическими субъектами (государством, местными органами самоуправления, субъектами предпринимательства) в фондовой или нефондовой форме для выполнения стоящих перед ними целей и задач.
Денежный поток предприятия — это совокупность поступления и выбытия денежных средств за определенный период времени, формируемых в процессе хозяйственной деятельности. При поступлении денежных средств формируется входной денежный поток, а при их выбытии — выходной.
Депозит — денежный вклад в коммерческий банк, осуществляемый предприятиями или гражданами на определенный период времени с целью получения дохода в виде процентов, а также обеспечения сохранности денег и их возможного накопления.
Депозитарий ценных бумаг —эта специализированная посредническая организация, которая обеспечивает сбережение и учет ценных бумаг, обслуживает соглашения, связанные с обращением фондовых инструментов, ведет расчеты по соглашениям купли-продажи ценных бумаг.
Депозитарная расписка (свидетельство) —это ценная бумага, которая свидетельствует о праве собственности инвестора-резидента на определенное количество ценных бумаг иностранного эмитента, общий объем которых учитывается в иностранном депозитарном учреждении
Диагностика финансового кризиса — это комплексная система мероприятий целевого назначения, направленная на выявление условий, причин и факторов нарушения финансового равновесия, приведших к возникновению финансового кризиса.