Теории структуры капитала
Целесообразность управления структурой капитала основывается на следующих подходах.
1) оптимальная структура капитала, которая позволяет максимизировать рыночную стоимость компании. В данном случае при использовании средневзвешенной стоимости капитала определяется стоимость вновь привлекаемой денежной единицы для использования данного значения в качестве коэффициента дисконтирования при составлении бюджета капиталовложений. Средневзвешенная стоимость капитала – WACC (Weighted Average Caste of Capital) определяется по формуле:
Где
WACC – цена капитала, %;
Ki – цена i-го источника финансирования, %;
di – удельный вес i-го источника в структуре пассивов, коэфф.;
i – порядковый номер источника финансирования, ед.;
n – общее количество используемых предприятием финансирования, ед.
2) рыночная стоимость компании и стоимость капитала не зависим от структуры капитала. Данная теория, созданная в 1958 году, принадлежит Ф. Модильяни и М. Миллеру. Основывается на примере принципа пирога, который можно разделить по-разному и при этом его величина не меняется.
В данной теории любое изменение структуры источников путем привлечения более дешевых заемных средств не способствует увеличению рыночной стоимости предприятия, поскольку выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска.
V = N / Kн
Где
V – рыночная стоимость предприятия
N – операционная прибыль (до вычета налогов)
Kн – стоимость собственного капитала финансово независимого предприятия
3) структура капитала оказывает влияние на рыночную стоимость компании. Данная теория, созданная в 1963 году, принадлежит Ф. Модильяни и М. Миллеру. Основывается на разнице в значениях стоимости собственного и заемного капитала с учетом экономии на налогах.
Vз = Vн +T × D
Где
D – величина заемного капитала в рыночной оценке
Т – ставка налога на прибыль
Vз – рыночная стоимость аналогичной финансово зависимой компании
Vн – рыночная стоимость финансово независимой компании
Управление собственным капиталом.
Собственный капитал предприятия формируется за счет: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
Управление собственным капиталом предполагает политику формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов в прошлом периоде.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала.
4. Оценка максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
5. Оценка максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников финансирования собственных финансовых ресурсов.
Потребность в собственном капитале можно рассчитать по формуле:
СК = К×У – П + А
Где
СК – дополнительная потребность в собственном капитале на плановый период
К – совокупный капитал на конец планового периода
У – удельный вес собственного капитала в плановом периоде
П – размер реинвестируемой прибыли в платежном периоде
А – амортизационный фонд на конец планового периода
При выборе альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов могут рассматриваться:
- изменение амортизационной политики
- формирование эффективной политики распределения прибыли
- решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.
Финансовая стратегия.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности компании и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Финансовая идеология предприятия характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его „миссией" и финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров.
Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления (рис. 4).
Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии:
• согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития;
• согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды;
• внутренняя сбалансированность финансовой стратегии
• реализуемость финансовой стратегии;
• приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;
• результативность разработанной финансовой стратегии).
В рамках финансовой стратегии предприятие использует: политику управления активами, политику управления капиталом, инвестиционную политику, политику управления денежными потоками, политику управления финансовыми рисками, политику антикризисного финансового управления.
Рис. 4. Основные этапы процесса разработки финансовой стратегии предприятия.
Все цели и задачи финансовой стратегии должны формироваться в рамках следующих направлениях:
- формирование и использование финансовых ресурсов;
- финансовая безопасность;
- качество выполнение финансовой работы;
- другие.
Важнейшим условием эффективности финансовой стратегии заключается в наличии на предприятии механизма её реализации. В качестве такого механизма может выступать система бюджетирования. В связи с этим процесс бюджетирования начинается с определением финансовых целей, а после этого происходит разработка бюджетов.
Дивидендная политика.
Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах.
Дивиденд - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении. Обычно дивиденд выражается в денежной сумме на акцию. Общая сумма чистой прибыли, подлежащая выплате в качестве дивиденда, устанавливается после уплаты налогов, отчислений в фонды расширения и модернизации производства, пополнения страховых и других резервов, выплаты процентов по облигациям и дополнительных вознаграждений директорам акционерного общества.
Дивидендная политика - политика акционерного общества в области использования прибыли. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей акционерного общества, и определяет доли прибыли, которые: выплачиваются акционерам в виде дивидендов;
остаются в виде нераспределенной прибыли, а также реинвестируется.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом:дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
На размер дивиденда оказывают влияния следующие факторы:
- сумма чистой прибыли;
- возможность направления прибыли на выплату дивидендов с учетом других затрат;
- доля привилегированных акций и объявленного по ним фиксированного уровня дивидендов;
- величина уставного капитала и общее количество акций;
Чистая прибыль, которую можно направить на выплату дивидендов определяется по формулам:
ЧПдоа = (ЧП × Дчп / 100) – (Кпа × Дпа / 100)
Где:
ЧПдоа – чистая прибыль направляемая на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;
ЧП – чистая прибыль;
Дчп – доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов по привилегированным акциям;
Кпа – номинальная стоимость количества привилегированных акций;
Дпа – уровень дивидендов по привилегированным акциям (в процентах к номиналу).
Доа = (ЧПд / (Ка – Кпа)) × 100
Где:
Доа – уровень дивидендов по обыкновенным акциям;
ЧПд – чистая прибыль направляемая на выплату дивидендов по акциям;
Ка - номинальная стоимость количества всех акций;
Кпа - номинальная стоимость количества привилегированных акций.
Факторы, влияющие на выработку дивидендной политики:
- правовые факторы (выплата дивидендов регулируется Законом РФ «Об акционерных обществах»);
- условия контрактов (ограничения, связанные с минимальной долей реинвестируемой прибыли, при заключении кредитных договоров с банками);
- ликвидность (выплата не только денежными средствами, но и другим имуществом, например акциями);
- расширение производства (ограничения в выплате дивидендов);
- интересы акционеров (обеспечения высокого уровня рыночной стоимости компании);
- информационный эффект (информация о невыплате дивидендов может привести к снижению курсов акций).
Дивидендная политика напрямую зависит от выбранной методики выплаты дивидендов, отраженной в различных видах дивидендной политики (табл. 2).
Таблица 2