Анализ уровня и динамики показателей прибыли по данным отчетности
Анализ финансовых результатов начинается с оценки динамики показателей прибыли за отчетный период. С этой целью с использованием Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заполняется таблица по следующей форме:
Показатели | Отч. год | Прош. год | ТР % | |||
Рез | Ув | Рез | Ув | +/- | Ув | |
Выручка от продажи товаров, | - | |||||
Себестоимость (производственная) проданных товаров | 62,5 | -2,5 | ||||
Валовая прибыль и т.д. | 37,5 | 2,5 | ||||
Чистая прибыль | 19,6 | 18,7 | 0,9 |
Анализ уровня динамики финансовых результатов по данным ф.2 проводят с использованием метода горизонтального анализа.
Кположительным изменениям в динамике финансовых результатовотносится:
Ø превышение темпов роста чистой прибыли над темпами роста прибыли от продаж и прибыли до налогообложения. Это характеризует рациональную налоговую политику организации;
Ø превышение темпов роста выручки от продаж над темпами роста расходов периода. Это свидетельствует о снижении себестоимости единицы продукции;
Ø превышение темпов роста прибыли от продаж продукции над темпами роста выручки от продаж. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.
Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием методов вертикального анализа.
Здесь к положительным изменениям относят возрастание доли различных видов прибыли, к отрицательным – их уменьшение, а также рост доли налога на прибыль и прочих обязательных платежей.
Вопрос 29. Факторный анализ прибыли от продаж продукции.
Факторный анализ прибыли от продажи продукции осуществляется в рамках анализа балансовой прибыли. Факторный анализ прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) осуществляется исходя из модели:
ПБ = ПП - КУР ± ПОД ± ПВНД
Основные этапы анализа прибыли от продаж:
Ø оценка плана (прогноза) прибыли;
Ø изучения состава и структуры показателя в динамике;
Ø выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
Ø выявление резервов роста прибыли;
Ø разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию прибыли.
Влияние факторов определяется путем сравнения базовых и отчетных данных, а также с помощью методов факторного анализа (например, методом ЦП).
Факторы, влияющие на ПП:
Ø выручка от продажи продукции;
Ø себестоимость продаж продукции;
Ø коммерческие расходы;
Ø управленческие расходы.
Модель для анализа ПП:
ПП = BП · RП или .
Способ ЦП для анализа влияния факторов на ПП: ;
Баланс факторов:
Вопрос 30. Анализ показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.
Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывают соотношение эффекта с результатами или использованными ресурсами.