Примеры информационно-ассиметричных рынков

В настоящее время проблемы асимметричной информации привлекают много внимания стороны не только экономистов, но и специалистов других отраслей. Практически каждый из нас встречается с асимметрией информации ежедневно, и хочет решить её с пользой для себя. Банкир хочет узнать в какое дело будут вложены деньги, отданные им в качестве ссуды. Страховая компания при оформлении медицинской страховки хочет узнать состояние здоровья своего потенциального клиента, так как её не выгодно страховать больного человека. Менеджер, беря на работу нового работника, хочет узнать его профессиональные возможности и производительность его труда. Даже просто приходя на рынок, мы сталкиваемся с асимметрией информации: можно купить мясо подешевле, но оно может оказаться как хорошим, так и плохим. Всюду асимметрия информации преследует нас.

Но если есть проблема, то для неё надо искать возможное решение. Поэтому проблемы асимметрии информации в разных их вариациях интересовали, интересуют и будут интересовать ученых-экономистов всего мира. Наиболее известной работой в этой области была статья Дж.Акерлофа "Рынок "лимонов": неопределённость качества и рыночный механизм" (1970 год). Здесь Дж.Акерлоф представил свою знаменитую модель рынка автомобилей, которая стала основой для многих научных работ (основные моменты данной модели будут рассмотрены во втором параграфе первой главы данной работы). Также можно отметить модель Спенса (1974 год), которая рассматривает сигналы на рынке труда. Данная работа основана на работе Брайана Хиллера "Экономика асимметрии информации" (Hiller B. The economics of asymmetric information), которая посвящена проблемам асимметрии информации на финансовом, страховом рынках и на рынке труда.

Существует множество рынков, на которых покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для оценки качества товаров. У продавцов на таких рынках появляется стимул выставлять к продаже товары низкого качества, поскольку продукция высокого качества создаёт репутацию не отдельному продавцу, а всем продавцам на рынке, к которому относится эта статистика. В результате возникает тенденция к снижению среднего качества товаров и к уменьшению рынка. На таких рынках общественные выгоды не совпадают с частными. Это приводит к тому, что в ряде случаев государственное вмешательство может привести к повышению благосостояния всех участников сделок. С этой же целью, для реализации потенциального прироста благосостояния всех рыночных агентов, могут возникать частные институты, но они таят в себе опасность концентрации экономической власти со всеми вытекающими отрицательными последствиями.

Можно выделить следующие виды проблем асимметричной информации:

1) Проблема отбора (The selection problem). Рассмотрим рынок кредита. Пусть на этом рынке оперируют предприниматели и кредиторы. Каждый предприниматель имеет проект, который он заинтересован реализовать. Для этого он должен взять ссуду в банке. Однако все проекты разные, предоставляют разный доход в случае успеха проекта и разный риск вложения средств. Предприниматели знают качества своих проектов, а кредиторы не знают их и предпочитают вкладывать в проекты с определёнными качествами. В этом случае кредиторы встречаются с проблемой неблагоприятного выбора. Эта проблема рассматривается часто как проблема ex ante, то есть асимметрия информации проявляется перед вступлением сторон в сделку друг с другом. Эта проблема существует и на других рынках. Например, если страховая компания предпочитает осторожных водителей больше, чем неосторожных, но не отличает одних от других.

2) Проблема скрытого (неконтролируемого) действия (The hidden action problem). В этом случае представим, что каждый предприниматель может выбирать из нескольких инвестиционных проектов, доход для которых случайная величина, зависящая от распределения вероятности (probability distribution). Кредиторы встречаются в этом случае с проблемой скрытого действия, так как предпочитают вкладывать в определённые типы проектов. Эта проблема схожа с проблемой выбора, но здесь поставщики средств не могут наблюдать какой тип проекта выберет для инвестирования предприниматель, после того как они предоставят ему средства, в то время как в случае с проблемой выбора они не могли различить различные типы предпринимателей. Эта проблема иногда называется проблемой ex post асимметричной информации, так как асимметрия происходит после того как стороны заключили соглашение друг с другом. Такая проблема может возникнуть и на других рынках. Например, фирма, нанимающая работников, не может видеть уровень затраченных усилий, когда работник уже работает.

3) Проблема затрат на проверку фактического состояния (The costly state verification problem). В этом случае представим, что каждый предприниматель наделён одним проектом. Доход от каждого из проектов -- случайная переменная, и все предприниматели, кто инвестирует, получает доход зависящий от распределения вероятности. В этом случае мы можем также предположить, что кредиторы знают распределение вероятности для каждого проекта и могут следить за процессом инвестирования предпринимателем. Таким образом, поставщики не встречаются с проблемами выбора или скрытого действия. В двух предыдущих случаях мы предполагали, что как только проект приносит доход, этот доход виден и предпринимателю, и поставщикам средств. Но теперь мы предполагаем, что только предприниматель видит какой доход принёс проект. В этом случае предприниматель имеет стимул скрывать доход, который принёс ему проект (например, он может сказать, что не может вернуть долг, потому что доход был нулевым). Можно предположить, что поставщики ресурсов могут узнать доход, который принёс проект, только понеся дополнительные издержки (например, издержки при посылке аудиторов в фирму предпринимателя). Это и есть проблема затрат на проверку состояния. Как и проблема скрытого действия, эта проблема относится к проблеме ex post асимметричной информации, так как асимметрия происходит после того, как стороны вступят в соглашение друг с другом. Эта проблема, также как и предыдущие, может возникать на любых рынках. Например, наниматель может попросить рабочего выполнить какое-нибудь задание, но уровень сложности может быть очевиден только для рабочего, а не для нанимателя. Другой пример это система налогообложения с самостоятельной оценкой доходов, когда налогоплательщики имеют стимул скрывать свои доходы.

4) Проблема заказчика-исполнителя (The agency problem or principal-agent problem). Здесь мы предполагаем, что исполнители преследуют собственные интересы и предпочитают искажать информацию, которой не обладает заказчик (principal), но которой обладают до или после подписания контракта сами исполнители. Подобным образом мы предполагаем, что агенты предпочитают обманывать принципала по поводу их действий, если они считают, что этот обман является их преимуществом. Зная, что агенты действуют в этом направлении, принципал берёт во внимание поведение агентов, когда решает какой контракт предложить им. Таким образом, мы моделируем взаимодействия между принципалом и агентом как взаимодействия между игроками в игре, и будет уместным здесь использовать технику и терминологию теории игр. Эта проблема в основном проявляется на рынке труда.

Информационные рынки.

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.

Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.

Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.

Так мы и жили, реализуя Самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как “вдруг” очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.

1987 год принято считать датой начала формирования российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы. За последнее десятилетие можно выделить два периоды развития информационного рынка. С 1987 года по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности, относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных структур). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность, которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами. Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, "вымыванию" дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.

Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

Важнейшая проблема российского информационного рынка - правовая нерегламентированность передачи государственных информационных ресурсов в открытый доступ. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие структуры, бесплатно пользующиеся централизованно собранными ресурсами и по достаточно высокой цене распространяющие соответствующие продукты. Московская регистрационная палата, не имея технической возможности самостоятельно поддерживать регистр предприятий, также передала эти функции коммерческой структуре, которая бесплатно обслуживает только бюджетные организации.

Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой политикой фирма "Консультант-Плюс". Постоянно совершенствуются продукты фирмы "Гарант-Сервис", настраиваемые на потребности различных групп потребителей. Система "Кодекс" стала популярной у дистрибьюторов различных регионов. Имеется еще более десятка фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить за изменениями законов и норм в России. Постоянно пользуется спросом информация о предприятиях, продуктах и услугах. Активно работают в этом секторе компании WA-2. АСУ-ИМПУЛЬС, ИНФОРМСИСТЕМА (ее продукт, содержащий более 100 тыс. записей, выведен в Internet для бесплатного доступа), НОРМА, ЛАРИКС и др. Опыт работы с клиентами АО "МБИТ" показывает, что высок интерес пользователей к информации по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных - это дорогостоящий процесс. Поэтому основные продукты этого сектора стоят достаточно дорого. Развитию этого сектора также мешает компьютерное пиратство.

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

Что же касается рынка России, то информация представлена на различных носителях. Печатные справочные издания массового назначения имеют тираж 50-100 тыс., специализированные (включая адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Например, фирма "Мобил" получает в 10 раз больше прибыли от печатного бюллетеня с налаженной еще 6 лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных изданий.

Тиражирование электронных баз данных на дискетах упала на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х - начала 90-х годов, когда предприниматели оснащались компьютерами и искали своих партнеров. Появились CD-ROM с деловой информацией. Например, в АСУ-ИМПУЛЬС находится в производстве третий выпуск БД "Производители товаров и услуг". Фирма ИСТ наладила регулярный выпуск правовой БД "Ваше право". Но основные продукты на CD-ROM и мультимедиа отражают информацию познавательного, игрового и образовательного плана.

До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США. Информационные потоки в телекоммуникационных сетях были сильно децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей разнообразной информации.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.

В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.

Особенности информации как продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных либо групповых субъектов достаточно полно учитываются в следующем определении.

Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) будем называть вещь или действие (продукт или услугу),которые:

предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю;

способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.

Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс “старения” информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий.

В - четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обхо-дится, как правило, намного дешевле его производства.

Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

Список использованной литературы

1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс / ин-т "Открытое общество"; Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалёва. -- СПб.: Эконом. шк., 2006 г..

2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2007. -- 745 стр

3. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2007. -- 698 стр.

4. Википедия – Ассиметричная информация и информационные рынки

5. Цены на акции эмитентов и индексы рынка за апрель-август 2009 года – http://www.finam.ru

Наши рекомендации