Тема 2.2 Финансовая система Германии
- Федеральный бюджет как главное звено финансовой системы. Структура бюджета
- Специальные правительственные фонды
- Банковская система Германии.
=1=
Германия занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства в мире. Является экспортером многих товаров и услуг. Последние годы Германия увеличила участие в международной миграции капиталов. Она является крупнейшим импортером и экспортером капитала. По уровню производительности и национальному доходу на душу населения опережает США и другие ведущие странны мира.
Финансовая система Германии включает государственные финансы, кредитно-денежную систему.
=2=
Государственные финансы включают:
- бюджет центрального правительства
- бюджеты местных органов власти
- специальные фонды, примыкающие к бюджетам
- финансовые ресурсы государственных предприятий.
Государственный бюджет, бюджетное перераспределение является основным инструментом влияния государства на структуру финансовых потоков экономики. Доля ВВП ФРГ расходов государственного бюджета, местных бюджетов, специальных правительственных фондов, оставляет около 50%.
Расходы бюджета на социальное обеспечение населения осуществляется в рамках программ социального страхования, социального вспомоществования. Программа социального страхования формируется за счет целевых налогов, социальных взносов, выплачиваемых лицами наемного труда и работодателями. Социальное вспомоществование – это программа помощи малоимущим слоям населения за счет общего объема налогов.
В 2008 г. наибольший удельный вес в доходах бюджета имеет НДС(36,12%). В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение.
Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц . Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.
Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, хотя и незначительно с 8,69 в 2006 г. до 7,96 % в 2010г. В абсолютном выражении его сумма практически не изменяется в 2006-2010 гг.
Налог на сырую нефть. В 2008 г. его удельный вес составил 19,93%, к 2010 прогнозируется сокращение до 18,8%. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно.
Прочие федеральные налоги. Их удельный вес в 2008г. снижается до 10,42%. В абсолютном выражении сумма растет.
Доля промыслового налога невелика - менее 1 %, но поскольку большая его часть перераспределяется в бюджеты общин, то он играет важную роль.
Налог на табак в абсолютном и относительном выражении в динамике уменьшается. В относительном выражении его доля снизилась с 8,09 и как предполагается до 7,2% в 2010г.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Расходы федерального бюджета.За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным в ФРГ: от 13% в повышательных фазах до 15%.
Наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. в 2008 г. 45,9 %. В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение растут. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования(31,1%), рынку рабочей силы(8%).
Второе место по удельному весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов растет. в 2008 г. 26,7% прогнозируется дальнейшее увеличение до 28,4 %. В суммарном выражении расходы по данному разделу так же возрастают с 62,7 в 2006 до 69,5 млрд. евро в 2008г. Прогнозируется до 2010г. их увеличение еще на 7,5 млрд. евро. К основным подразделам можно отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие. Среди расходов на общее финансовое хозяйство наибольший удельный вес занимают процентные расходы(65,6%) и услуги снабжения(21,1%). Между тем предусматривается относительное сокращение процентных расходов в результате начатой оптимизации портфеля долгов.
Третьей статьей по удельному весу являются расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. В относительном выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении расходы на оборону постепенно увеличиваются. В 2008г. они составляли 24,8 млрд. евро. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.
Исследования, образование, наука, культура. Доля данного раздела снижается с каждым годом. В 2008-4,5%, а к 2010-4,2%. Образование является приоритетным направлением.
Стимулирование экономики. Удельный вес данного раздела в анализируемом периоде колеблется незначительно(2,3-2,4%). В абсолютном выражении расходы данного раздела возрастают с каждым годом. В 2008 г. они составили 5931 млн. евро.
Транспорт. В абсолютном выражении расходы по данному разделу сокращаются. К 2008г. они сократились на 822 млн. евро по сравнению с 2006 г. В относительном выражении они так же сокращаются. Выделяются следующие подразделы: федеральные железные дороги, федеральные автострады, федеральные водные пути и улучшение транспортного сообщения в общинах.
Внутренняя безопасность. В относительном выражении доля данного раздела сократилась с 1,4 до 1,3%. В абсолютном выражении расходы остаются практически неизменными.
В ФРГ наибольшая доля средств идет на социальное обеспечение( около 1/3). Это говорит о социальной направленности бюджета ФРГ.
Распределение налоговых поступлений между уровнями государственной власти — основной вопрос федеративной Финансовой конституции ФРГ— решается в рамках системы «финансового выравнивания»: механизм первичного распределении налоговых поступлений или вертикального «финансового выравнивания» и их вторичного перераспределения или горизонтального «финансового выравнивания». Рассмотрим эти два механизма.
Финансовая конституция определяет следующие инструменты такого распределения с целью выравнивания экономических различий между регионами страны:
А. Распределение 75% доли федеральных земель от поступлений налога с оборота пропорционально численности их населения, а не размеру потребления и, соответственно, уплаты налога налогоплательщиками.
Б. Возможность перераспределения оставшихся 25% от земельной доли налога с оборота в пользу финансово слабых земель.
В. Вертикальное «финансовое выравнивание» с горизонтальным эффектом — дополнительные ассигнования федерации «экономически отстающим» землям в размере до 2% ее собственной доли поступлений налога с оборота, дополняющие земельное «финансовое выравнивание»./10, с. 69/
Финансовая конституция закладывает основы горизонтального «финансового выравнивания» и на уровне местных органов власти.
Основным видом доходов в бюджет являются налоги. Доля косвенных налогов сокращается. НДС, акцизы.(30-35% от общего поступления, а общие налоги составляют 90%).
ФРГ налоги исп-ся как средство воздействия на накопление частного капитала, для стимуляции темпов экономического роста, так как это основной инструмент государственного регулирования экономики.
К методам наличного регулирования относятся:
- понижение или повышение общественного уровня налогообложения (подоходный налог, налог на прибыль корпорации, косвенные)
- Система ускорения амортизации капитала предприятий.
- Нал. Скидки на инвестиции
- Нал льготы поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
Неспособность правительства покрывать свои расходы за счет налогов привела к такому явлению как хронический бюджетный недостаток. Рост дефицита государственного бюджета приводит к росту государственного долга, так как дефицит покрывается за счет выпуска государственных займов – это приводит к ухудшению денежного обращения, что усиливает инфляцию.
Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между собой программных, финансовых и прочих монополий.
Особенностью ФРГ является небольшое число финансовых групп по сравнению с США и другими развитыми странами, это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трех госбанков(грозбанках):
- Дойчебанк
- Дрезденбанк
- Коммерцбанк.
Они контролируют 80% акционерного капитала страны.
Рынок государственных ценных бумаг в Германии четвертый после США, Японии, Великобритании, на нем преобладают долговые фондовые инструменты (государственные облигации).
Для финансирования государственного долга федеральное правительство выпускает:
- Облигации
- Долговые сертификаты
- Сберегательные сертификаты
- Казначейские финансовые обязательства
- Без процентные казначейские сертификаты.
=2=
Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. Специальные правительственные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев.
Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Самыми значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Согласно основного закона Федерация имеет конкурирующую законодательную компетенцию в области социального страхования, включая страхование по безработице. Это право регулирования специального денежного фонда для покрытия социальных нужд используется также для финансирования социального страхования, то есть для введения налогов по социальному страхованию. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.
Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней".
Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.
Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды. Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.
Фонд развития европейской экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Смета расходов и доходов этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению и рассмотрению парламентом.
Средства других специальных фондов ФРГ могут быть использованы правительством для оказания помощи частному хозяйству в периоды экономических трудностей.
=3=
Банковская система Германии имеет трехуровневую структуру:
- Государственный Банк Германии и банки федеральных земель
- Коммерческие ипотечные банки, частные, специальные банки
- Сберегательные банки, строительные сберегательные ассоциации, региональные общества кредитной кооперации, кредитные кооперативы.
Государственному банку Германии принадлежит ведомственная роль в Европейской системе, ему принадлежит солидная доля в финансовом балансе евросистемы.
В сферу компетенции федеральных земельных банков в Германии входят услуги не только связанных с платежными расчётами и учетно-ссудными операциями на местных рынках, но и обеспечение предоставление межгосударственных консорциальных ссуд и выпуск консорциальных ценных бумаг.
Особенность организации регулирования некоммерческого банковского рынка заключается в том, что в Германии роль кредитных учреждений 1 и 3 уровней более созидательно и направлена на развитие национальной экономики.
5 ведущих некоммерческих банков являются главными проводниками промышленной политики Германии. Специальные банки Германии берут на себя риск не возврата основной суммы кредита заемщика. (Имеющиеся трудности в получении кредита в коммерческом банке), рынок покрывается за счет федерации и отдельных земель на территории, которых находятся эти банки.
Рыночные общества кредитной кооперации, кредитные кооперативы, сберегательные банки, строительные сберегательные ассоциации формирует значительный кредитный потенциал для социально экономического развития населения Германии.
Регулирование числа, состава, размера, активов, суммы капитала, объема ссудных и депозитарных операций, иностранных дочерних банков, филиалов представительств, позволяет банковской системе Германии сохранять свою экономическую независимость.