Анализ финансовых результатов

Основным финансовым результатом деятельности корпорации является прибыль.Прибыль обеспечивает предприятию возможность самофинансирования и является основой его дальнейшего конкурентного развития. В этой связи анализ формирования прибыли корпорации является важнейшей составляющей анализа его финансового состояния.

Анализ прибыли включает оценку уровня и динамики изменения прибыли от продаж продукции, прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности и чистой прибыли за анализируемый период, изучение динамики изменения данных показателей за ряд отчетных периодов и установление трендовых зависимостей, исследование структуры анализируемых показателей. Затем проводится количественная оценка влияния на изменение прибыли от продажи продукции следующих основных факторов:

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продаж продукции.

3. Влияние на прибыль изменений в структуре продаж продукции.

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции.

Анализ прибыли дополняется анализом показателей рентабельности, с помощью которых можно проанализировать эффективность использования активов корпорации, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

Оценка потенциального банкротства корпорации

Одной из целей финансового анализа является своевременное выявление признаков банкротства корпорации. Банкротство связано, прежде всего, с неплатежеспособностью корпорации.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии корпорации: нарастающие убытки от основной хозяйственной деятельности; рост просроченной кредиторской задолженности; хроническая нехватка оборотных средств, трудности в получении кредитов, наличие сверхнормативных и залежалых товаров, производственных запасов; неблагоприятные изменения в портфеле заказав и др.

Существует нормативная система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных корпорации, базирующая на показателях текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, а также способности восстановить (утратить) платежеспособность.

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а корпорации неплатежеспособным является выполнение одного из условий: коэффициент текущей ликвидности КТ.Л<2 либо коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами КО.С.<0,1.

При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, а корпорации неплатежеспособным оценивается реальная возможность корпорации восстановить свою платежеспособность в течение периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ

1. Сущность и методы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития корпорации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.

Цель – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов корпорации; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью корпорации; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Таким образом, финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств корпорации на текущие, среднесрочные и долгосрочные цели.

Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода – это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов – это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе.

Значение финансового планирования состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

- служит инструментом получения внешнего финансирования.

2. Виды финансового планирования

Различают три вида финансового планирования:

· долгосрочное (перспективное);

· краткосрочное (текущее);

· оперативное.

Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное финансовое планирование – это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам.

Краткосрочно евнутрифирменное финансовое планирование – это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам.

Оперативное финансовое планирование – это планирование на квартал с разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.

Долгосрочное (перспективное) планирование

Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности корпорации, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

3. Оперативное финансовое планирование

Оперативное планированиепредставляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности корпорации.

Кредитный план– план поступления заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки. Кредит, как известно, является платным. Сумма возврата кредита складывается из основного долга и процентов за кредит. Расчет суммы выплаты процентов за пользование кредитом осуществляется по формуле:

С= К * П / 100,

где С - сумма выплаты процентов за пользование кредитом;

К – сумма полученного кредита;

П – банковский процент на срок предоставления кредита.

Для определения суммы выплат по процентам в месяц надо общую сумму выплат процентов (С) разделить на число месяцев, составляющих срок предоставления кредита.

Кассовый план– план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу корпорации. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь– это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности организации. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от продаж; кредиты и займы; прочие поступления) с расходами на осуществление финансово - коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств на предприятии. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью организации, составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Платежный календарь разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

На многих корпорациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций.

Наши рекомендации