Налог на имущество предприятий
Налог на имущество предприятий взимается на основании Закона РФ от 13 декабря 1991 г.1 Подобный налог упомянут и в НК РФ, но под иным названием — налог с имущества организаций (в дальнейшем регулирование налогообложения имущества организаций будет осуществляться Налоговым кодексом РФ). Установление данного налога не только обеспечивает стабильные поступления в бюджетную систему, но и стимулирует более эффективное производительное использование имущества организаций.
К плательщикам данного налога относятся:
1. Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. К этой группе относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных учреждений и организаций. В рассматриваемом Законе в качестве плательщиков налога перечислены также филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Однако с момента введения в действие части первой НК РФ такие подразделения юридических лиц утратили статус самостоятельных налогоплательщиков, и теперь они могут участвовать в налоговых правоотношениях только от имени создавшего их юридического лица. Закрепляется специальный механизм расчета и уплаты налога на имущество предприятий юридическими лицами, имеющими в своей структуре филиалы и другие аналогичные подразделения.
2. Организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, в том случае, если они имеют имущество на территории России, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
§ 1. Налог на имущество предприятий
ВВС. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221.
В упомянутом Законе для обозначения всех видов плательщиков данного налога используется термин «предприятие».
Не являются плательщиками рассматриваемого налога, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не уплачивают налог на имущество предприятий с того имущества, которое используется в предпринимательской деятельности налогооблагаемого вида.
Объектом налогообложения является имущество, находящееся на балансе предприятия (то есть имущество, принадлежащее организации на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения). Выделяют следующие виды налогооблагаемого имущества:
— основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.);
— нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты и т.д.);
-- запасы и затраты (готовая продукция, производственные запасы, незавершенное строительство и т.д.).
Не облагаются налогом на имущество предприятий денежные средства на счетах организаций и имущество, освобождаемое от налогообложения по льготе.
Отчетный период по налогу на имущество предприятий равен кварталу. Это означает, что предприятие обязано по истечении каждого квартала рассчитать сумму налога, представить в налоговый орган декларацию (расчет) по налогу на имущество предприятий и уплатить причитающиеся суммы налога. В Законе не устанавливается такой элемент налогообложения, как налоговый период, но, анализируя порядок исчисления налоговой базы, порядок уплаты налога авансовыми платежами и другие аспекты, можно заключить, что налоговый период равен календарному году.
Налоговая база исчисляется нарастающим итогом (за квартал, полугодие, девять месяцев и год) исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия путем сложения стоимостей имущества на начало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев, истекших с начала года (соответственно 3, 6, 9 и 12, так как подобный расчет производится ежеквартально).
Ставка налога. Налог на имущество предприятий относится к числу региональных, поэтому конкретная ставка этого налога ус-
Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы
танавливается представительным органом субъекта РФ1. Она может дифференцироваться для предприятий различных видов деятельности, но не должна превышать предельный размер ставки налога на имущество предприятия, закрепленный в федеральном законе. Максимальный размер ставки данного налога — 2% .
Если представительным органом субъекта Российской Федерации не принято решение об установлении конкретной ставки налога на имущество предприятий, то применяется ставка 2%.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. По окончании каждого отчетного периода налогоплательщик обязан подать в налоговый орган расчет налога на имущество предприятий по установленной форме2, вместе с бухгалтерской отчетностью в сроки, установленные для: предоставления бухгалтерской отчетности. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»3 устанавливает, что организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года4.
Уплата налога осуществляется в течение 5 дней со дня, установленного для подачи бухгалтерской отчетности за квартал, и в течение 1О дней со дня, установленного для подачи бухгалтерской отчетности за год.
Закон предписывает распределять суммы платежей по налогу на имущество предприятий в равных долях между бюджетами субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которых функционирует предприятие.
Если предприятие имеет обособленное подразделение, расположенное на территории иного муниципального образования, то налог
s 1 • Налог на имущество предприятий
1 Например, на территории Саратовской области с 1 января 2001 г. ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2%. См.: Закон Саратовской области от 13 декабря 2000 г. № 75-ЗСО «Об областном бюджете на 2001 г.» с изм. и доп. // CS Саратовской области. 2000. № 12. Стр. 1956.
2 Формы расчетов по налогу на имущество предприятий утверждены Приказом МНС России от 18 января 2002 г. № БГ-3-21/22 // БНА. 2002. № 8.
3 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619; Российская газета. 2002. 12апр.
4 Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием в пределах указанных сроков. См.: Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34-н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»// БНА. 1998. № 23.
с имущества обособленного подразделения, распределяется между бюджетами того субъекта Федерации и муниципального образования, на территории которых действует данное подразделение, исходя из стоимости имущества, фактически находящегося у обособленного подразделения, и ставки, действующей на территории данного субъекта Федерации. При этом головная организация исчисляет налог со всего принадлежащего ей имущества (в том числе переданного обособленному подразделению), а уплачивает в бюджеты па-месту своего нахождения разницу между исчисленной суммой и суммой налога на имущество обособленного подразделения, расположенного в ином муниципальном образовании.
Льготой по рассматриваемому налогу является освобождение имущества от налогообложения. Виды освобождаемого имущества можно подразделить на три группы в зависимости от основания льготы:
1. Освобождение имущества определенного в Законе вида. Земли, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика, спутники связи, ледоколы и т.д. согласно Закону не подлежат налогообложению.
2. Освобождение имущества в зависимости от цели его использования. Сюда относятся: имущество, используемое исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры; имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей до 18 лет, и т.д.
3. Освобождение имущества в зависимости от того, кому оно принадлежит. Так, налог на имущество предприятий не взимается с имущества: бюджетных учреждений и организаций, органов государственной и местной власти, Центрального банка РФ, кол-SS1 т?™01"1™3' Религиозных объединений и организаций,
„' Д ' гаРажных кооперативов и т.д.
Кроме этого представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований имеют право устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в соответствующий бюджет1.
Сапят™ "ап,ример' Решение Энгельсского муниципального собрания депутатов Саратовской области от 22 марта 2001 г. № 46/4-02 «Об освобождении в 2001 г. от
изла™^аЛОГТ//и*'™ местног° бюджета, редакций периодических печатных издании (газет)»// Документ опубликован не был. Содержится в СПС ГАРАНТ
Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы
Налог с продаж
Федеральным законом от 31 июля 1998 г.1 в Российской Федерации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог был отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%. При этом требовалось направлять их на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечал признакам целевых налогов. Однако механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом федеральном Законе не был определен, и впоследствии при изменении законодательства нормы о целевом характере налога утратили силу.
Федеральным законом от 27 ноября 2001 г.2 часть вторая НК РФ дополнена гл. 27 «Налог с продаж» (Раздел IX. Региональные налоги), которая в соответствии с упомянутым Законом утрачивает силу с 1 января 2004 г.
В соответствии с НК РФ на территории субъектов РФ налог устанавливается законами соответствующих субъектов РФ и вводится ими в действие, исходя из норм НК РФ.
При этом к компетенции субъектов РФ отнесено определение ставки налога (с учетом предельного ее размера, установленного НК РФ), порядка и сроков уплаты, формы отчетности. НК РФ не содержит норм о распределении сумм поступлений данного налога между региональным и местными бюджетами, поэтому такой вопрос относится к компетенции субъектов РФ.
НК РФ по данному налогу содержит основные положения о круге налогоплательщиков, объекте налогообложения и налоговой базе, устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению, налоговый период, предельный размер налоговой ставки и ограничения при ее определении субъектами РФ, порядок исчисления налога.
1 См. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3828.
- См. Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №33. Ст. 4554.
§ 2. Налог с продаж
Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели при условии, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.
Объектом налогообложения являются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, осуществляемые за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
В перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), включены операции по реализации указанных в НК РФ (ст. 350) товаров (хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, соли и других продуктов питания), детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий, учебной и научной книжной продукции, периодических печатных изданий и др.), а также услуг (услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых театрами, клубными учреждениями и т.п.; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми, по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, ритуальных услуг и др.).
Кодекс содержит исчерпывающий перечень таких товаров и услуг.
Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.
Налоговым периодом установлен календарный месяц.
Предельный размер налоговой ставки — 5%. Учитывая его, субъекты РФ самостоятельно устанавливают ставку налога. Однако не допускается установление дифференцированных ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах указанной ставки.
Не допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров, работ, услуг (ст. 353 НК РФ).
Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
Налог подлежит уплате по месту осуществления операций, подлежащих налогообложению.
Если организация осуществляет эти операции через свои обособленные подразделения, расположенные вне места ее нахожде-
Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы
ния, то налог уплачивается на территории соответствующего субъекта РФ данными обособленными подразделениями.
По действующему законодательству при введении налога с продаж на территории субъектов Федерации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Транспортный налог
Транспортный налог установлен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты законодательства Российской Федерации»1. Регулирующие его нормы включены в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, вошедшую в раздел IX Кодекса (Региональные налоги).
Названный налог, помимо того, что является региональным, отличается другой особенностью — целевым характером. Он закреплен в качестве одного из источников целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации (ст. 3 упомянутого Федерального закона).
В последнее время, включая 2002 год, в эти фонды (и бюджеты субъектов РФ) поступают средства от введенных ранее Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации»2 двух налогов: налога на пользователей автомобильных дорог (плательщики — организации и предприниматели, ставка налога — 1 % выручки от реализации продукции) и налога с владельцев транспортных средств (плательщики — организации и граждане, уплата до ежегодной регистрации транспортных средств по дифференцированным ставкам с каждой лошадиной силы мощности двигателя, это относится только к транспортным средствам на пневмоходу). Вначале таких налогов было пять. Все они числились в ранге федеральных налогов, хотя зачислялись и
1 СЗРФ. 2002. №30. Ст. 3027.
2 ВВС. 1991. № 44. Ст. 1426; СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1930; 2000. 3341; 2002. № 30. Ст. 3027.
32. Ст.
§ 3. Транспортный налог
в территориальные (субъектов РФ) фонды. На основании упомянутого Федерального закона от 24 июля 2002 г. из перечня федеральных налогов, содержащегося в Законе РФ «Об основах налоговой системы» (ст. 19) пункт о налогах, служащих источником образования дорожных фондов, исключен.
С установлением транспортного налога, поскольку он является региональным, укрепляется самостоятельная финансовая база субъектов РФ. Однако финансовая база муниципальных образований ослабляется, поскольку круг объектов местного налога на имущество физических лиц сузился в результате исключения из него транспортных средств не на пневмоходу и отнесения этих средств к объектам транспортного налога.
Будучи региональным, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, последними вводится в действие в соответствии с Кодексом.
При этом законодательные органы власти субъектов РФ определяют ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты, форму отчетности по налогу, могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ согласно его законодательству.
Налогоплательщиками выступают физические лица и организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые НК РФ объектом налогообложения.
К объектам налогообложения НК РФ относит: автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты, вертолеты; теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с российским законодательством.
Кроме того, НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложе-ния^ В него входят:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом уполномоченного органа;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база для разных видов транспортных средств определяется по-разному: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность последнего в лошадиных силах, в отношении несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — в регистровых тоннах, в отношении других — как единица транспортного средства.
Налоговый период установлен в календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, исходя из ставок закрепленных в НК РФ. При этом субъект РФ вправе их увеличить или уменьшить, но не более чем в пять раз.
Размеры ставок зависят от категории транспортных средств, мощности его двигателя или валовой вместимости. Так, НК РФ установил ставки налога на легковые автомобили с каждой лошадиной силы мощности двигателя от 5 руб. (до 100 л.с.) до 30 руб. (свыше 250 л.с.); на самолеты и вертолеты — 25 руб.; а на другие воздушные (и водные) транспортные средства, не имеющие двигателей, — 2000 руб. с единицы транспортного средства.
Налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют подлежащую уплате сумму налога. Кроме того, они представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию.
В отношении налогоплательщиков — физических лиц сумму налога исчисляет налоговый орган на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
§ 4. Сбор на нужды образовательных учреждений
Уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортного средства.
При исчислении налога учитывается количество месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сооветствующие сведения в налоговое учреждение.
-*&'*.
§ 4. Сбор на нужды образовательных учреждений
Законом РФ от 22 декабря 1992 г. налоговая система РФ дополнена целевым сбором на нужды образовательных учреждений1.
Этот сбор отнесен к числу налогов субъектов РФ, установление его входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Данный платеж назван в законодательстве сбором. Однако он обладает всеми признаками налогов, в частности, ему свойственна, как и налогам, регулярность поступлений. Он относится к числу целевых налогов.
Плательщиками сбора являются организации, расположенные на территории субъекта Федерации. В их число входят также предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, но не занимающиеся предпринимательской деятельностью, к уплате данного сбора не привлекаются.
Объектом обложения данным сбором определен годовой фонд заработной платы плательщика.
Закон определяет предельный размер ставки сбора: он не должен превышать 1% годового фонда оплаты труда организации. Исходя из этого, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации устанавливают размер сбора на своей территории.
Расходы плательщика по уплате сбора относятся на финансовые результаты его деятельности.
' См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3828.
• ос Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы
Плательщики сами исчисляют сумму платежа и представляет в налоговые органы расчет по ней. Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами. Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.
В НК РФ (части первой) такой платеж в перечне налогов и сборов не предусмотрен.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На основе НК РФ определите систему региональных налогов, сравните ее с системой, установленной Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
2. В каком порядке устанавливаются и вводятся в действие региональные налоги?
3. К каким классификационным группам относится налог на имущество предприятий? Что является объектом обложения по данному налогу? По каким ставкам он взимается? Каково соотношение налога на имущество предприятий с налогом на недвижимость?
4. К каким классификационным группам относится налог с продаж?
5. Дайте характеристику налога с продаж соответственно основным элементам налогообложения.
6. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию налога с продаж?
7. Какие налоги прекращают действие с введением налога с продаж?
8. К каким классификационным группам относится транспортный налог?
9. Назовите плательщиков и объекты транспортного налога.
10. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию транспортного налога. В какие бюджеты он зачисляется?
11. К каким классификационным группам относится сбор на нужды образовательных учреждений? По каким признакам он сходен с налогами?
12. Кто является плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений? Что является объектом обложения данным сбором? Какова ставка платежа?