Налог на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий взимается на основании Зако­на РФ от 13 декабря 1991 г.1 Подобный налог упомянут и в НК РФ, но под иным названием — налог с имущества организаций (в даль­нейшем регулирование налогообложения имущества организаций будет осуществляться Налоговым кодексом РФ). Установление дан­ного налога не только обеспечивает стабильные поступления в бюд­жетную систему, но и стимулирует более эффективное производи­тельное использование имущества организаций.

К плательщикам данного налога относятся:

1. Организации, являющиеся юридическими лицами по законо­дательству РФ. К этой группе относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации, независимо от их организацион­но-правовой формы и формы собственности, за исключением бюд­жетных учреждений и организаций. В рассматриваемом Законе в качестве плательщиков налога перечислены также филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Од­нако с момента введения в действие части первой НК РФ такие подразделения юридических лиц утратили статус самостоятель­ных налогоплательщиков, и теперь они могут участвовать в нало­говых правоотношениях только от имени создавшего их юриди­ческого лица. Закрепляется специальный механизм расчета и уплаты налога на имущество предприятий юридическими лица­ми, имеющими в своей структуре филиалы и другие аналогичные подразделения.

2. Организации, образованные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, международные организа­ции и объединения, а также их обособленные подразделения, в том случае, если они имеют имущество на территории России, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономичес­кой зоне РФ.

§ 1. Налог на имущество предприятий

ВВС. 1992. № 12. Ст. 599; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2221.

В упомянутом Законе для обозначения всех видов плательщи­ков данного налога используется термин «предприятие».

Не являются плательщиками рассматриваемого налога, орга­низации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов де­ятельности, не уплачивают налог на имущество предприятий с того имущества, которое используется в предпринимательской деятельности налогооблагаемого вида.

Объектом налогообложения является имущество, находящее­ся на балансе предприятия (то есть имущество, принадлежащее организации на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения). Выделяют следующие виды нало­гооблагаемого имущества:

— основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.);

— нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты и т.д.);

-- запасы и затраты (готовая продукция, производственные запасы, незавершенное строительство и т.д.).

Не облагаются налогом на имущество предприятий денежные средства на счетах организаций и имущество, освобождаемое от налогообложения по льготе.

Отчетный период по налогу на имущество предприятий равен кварталу. Это означает, что предприятие обязано по истечении каж­дого квартала рассчитать сумму налога, представить в налоговый орган декларацию (расчет) по налогу на имущество предприятий и уплатить причитающиеся суммы налога. В Законе не устанавлива­ется такой элемент налогообложения, как налоговый период, но, анализируя порядок исчисления налоговой базы, порядок уплаты налога авансовыми платежами и другие аспекты, можно заклю­чить, что налоговый период равен календарному году.

Налоговая база исчисляется нарастающим итогом (за квартал, полугодие, девять месяцев и год) исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имуще­ства предприятия путем сложения стоимостей имущества на на­чало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев, истекших с начала года (соответственно 3, 6, 9 и 12, так как подобный расчет производится ежеквартально).

Ставка налога. Налог на имущество предприятий относится к числу региональных, поэтому конкретная ставка этого налога ус-

Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы

танавливается представительным органом субъекта РФ1. Она может дифференцироваться для предприятий различных видов деятельности, но не должна превышать предельный размер став­ки налога на имущество предприятия, закрепленный в федераль­ном законе. Максимальный размер ставки данного налога — 2% .

Если представительным органом субъекта Российской Федера­ции не принято решение об установлении конкретной ставки на­лога на имущество предприятий, то применяется ставка 2%.

Порядок исчисления и уплаты налога. Налог исчисляется на­логоплательщиком самостоятельно. По окончании каждого от­четного периода налогоплательщик обязан подать в налоговый орган расчет налога на имущество предприятий по установлен­ной форме2, вместе с бухгалтерской отчетностью в сроки, установ­ленные для: предоставления бухгалтерской отчетности. Федераль­ный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»3 устанавливает, что организации, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность, обязаны представлять квартальную бух­галтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окон­чании года4.

Уплата налога осуществляется в течение 5 дней со дня, уста­новленного для подачи бухгалтерской отчетности за квартал, и в течение 1О дней со дня, установленного для подачи бухгалтерской отчетности за год.

Закон предписывает распределять суммы платежей по налогу на имущество предприятий в равных долях между бюджетами субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которых функционирует предприятие.

Если предприятие имеет обособленное подразделение, располо­женное на территории иного муниципального образования, то налог

s 1 • Налог на имущество предприятий

1 Например, на территории Саратовской области с 1 января 2001 г. ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2%. См.: Закон Саратов­ской области от 13 декабря 2000 г. № 75-ЗСО «Об областном бюджете на 2001 г.» с изм. и доп. // CS Саратовской области. 2000. № 12. Стр. 1956.

2 Формы расчетов по налогу на имущество предприятий утверждены Прика­зом МНС России от 18 января 2002 г. № БГ-3-21/22 // БНА. 2002. № 8.

3 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619; Российская газета. 2002. 12апр.

4 Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием в пределах ука­занных сроков. См.: Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34-н «Об ут­верждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации»// БНА. 1998. № 23.

с имущества обособленного подразделения, распределяется между бюджетами того субъекта Федерации и муниципального образова­ния, на территории которых действует данное подразделение, исхо­дя из стоимости имущества, фактически находящегося у обособлен­ного подразделения, и ставки, действующей на территории данного субъекта Федерации. При этом головная организация исчисляет налог со всего принадлежащего ей имущества (в том числе передан­ного обособленному подразделению), а уплачивает в бюджеты па-месту своего нахождения разницу между исчисленной суммой и суммой налога на имущество обособленного подразделения, распо­ложенного в ином муниципальном образовании.

Льготой по рассматриваемому налогу является освобождение имущества от налогообложения. Виды освобождаемого имущест­ва можно подразделить на три группы в зависимости от основа­ния льготы:

1. Освобождение имущества определенного в Законе вида. Земли, объекты жилищно-коммунальной и социально-культур­ной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе на­логоплательщика, спутники связи, ледоколы и т.д. согласно За­кону не подлежат налогообложению.

2. Освобождение имущества в зависимости от цели его ис­пользования. Сюда относятся: имущество, используемое исклю­чительно для охраны природы, пожарной безопасности или граж­данской обороны; имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры; имущество, используемое (пред­назначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей до 18 лет, и т.д.

3. Освобождение имущества в зависимости от того, кому оно принадлежит. Так, налог на имущество предприятий не взимает­ся с имущества: бюджетных учреждений и организаций, органов государственной и местной власти, Центрального банка РФ, кол-SS1 т?™01"13' Религиозных объединений и организаций,

„' Д ' гаРажных кооперативов и т.д.

Кроме этого представительные органы субъектов РФ и муни­ципальных образований имеют право устанавливать дополни­тельные льготы в пределах сумм, зачисляемых в соответствую­щий бюджет1.

Сапят™ "ап,ример' Решение Энгельсского муниципального собрания депутатов Саратовской области от 22 марта 2001 г. № 46/4-02 «Об освобождении в 2001 г. от

изла™^аЛОГТ//и*'™ местног° бюджета, редакций периодических печатных издании (газет)»// Документ опубликован не был. Содержится в СПС ГАРАНТ

Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы

Налог с продаж

Федеральным законом от 31 июля 1998 г.1 в Российской Феде­рации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, од­нако в новом варианте. Налог был отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответст­венно 40% и 60%. При этом требовалось направлять их на соци­альные нужды малообеспеченных групп населения. Поэтому дан­ный налог отвечал признакам целевых налогов. Однако механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом федеральном Законе не был определен, и впослед­ствии при изменении законодательства нормы о целевом характе­ре налога утратили силу.

Федеральным законом от 27 ноября 2001 г.2 часть вторая НК РФ дополнена гл. 27 «Налог с продаж» (Раздел IX. Регио­нальные налоги), которая в соответствии с упомянутым Законом утрачивает силу с 1 января 2004 г.

В соответствии с НК РФ на территории субъектов РФ налог устанавливается законами соответствующих субъектов РФ и вводится ими в действие, исходя из норм НК РФ.

При этом к компетенции субъектов РФ отнесено определение ставки налога (с учетом предельного ее размера, установленного НК РФ), порядка и сроков уплаты, формы отчетности. НК РФ не содержит норм о распределении сумм поступлений данного нало­га между региональным и местными бюджетами, поэтому такой вопрос относится к компетенции субъектов РФ.

НК РФ по данному налогу содержит основные положения о круге налогоплательщиков, объекте налогообложения и налого­вой базе, устанавливает перечень операций, не подлежащих нало­гообложению, налоговый период, предельный размер налоговой ставки и ограничения при ее определении субъектами РФ, поря­док исчисления налога.

1 См. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3828.

- См. Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. «О внесении изменений и до­полнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №33. Ст. 4554.

§ 2. Налог с продаж

Плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели при условии, если они реали­зуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения являются операции по реализа­ции физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, осуществляемые за наличный расчет, а также с ис­пользованием расчетных или кредитных банковских карт.

В перечень операций, не подлежащих налогообложению (осво­бождаемых от налогообложения), включены операции по реализа­ции указанных в НК РФ (ст. 350) товаров (хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, соли и других продуктов пи­тания), детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедичес­ких изделий, учебной и научной книжной продукции, периодичес­ких печатных изданий и др.), а также услуг (услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых театрами, клубными учреждениями и т.п.; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми, по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, ритуальных услуг и др.).

Кодекс содержит исчерпывающий перечень таких товаров и услуг.

Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тари­фов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Налоговым периодом установлен календарный месяц.

Предельный размер налоговой ставки — 5%. Учитывая его, субъекты РФ самостоятельно устанавливают ставку налога. Одна­ко не допускается установление дифференцированных ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах указанной ставки.

Не допускается также установление дифференцированных на­логовых ставок в зависимости от того, кто является налогопла­тельщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) това­ров, работ, услуг (ст. 353 НК РФ).

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчи­ку, отправителю).

Налог подлежит уплате по месту осуществления операций, подлежащих налогообложению.

Если организация осуществляет эти операции через свои обо­собленные подразделения, расположенные вне места ее нахожде-

Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы

ния, то налог уплачивается на территории соответствующего субъекта РФ данными обособленными подразделениями.

По действующему законодательству при введении налога с продаж на территории субъектов Федерации должно прекращать­ся взимание регионального сбора на нужды образовательных уч­реждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производственного назначения в курорт­ной зоне, сбора за право торговли, лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Транспортный налог

Транспортный налог установлен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вто­рую Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты за­конодательства Российской Федерации»1. Регулирующие его нормы включены в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, вошед­шую в раздел IX Кодекса (Региональные налоги).

Названный налог, помимо того, что является региональным, отличается другой особенностью — целевым характером. Он за­креплен в качестве одного из источников целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов, находящихся в ве­дении субъектов Российской Федерации (ст. 3 упомянутого Феде­рального закона).

В последнее время, включая 2002 год, в эти фонды (и бюджеты субъектов РФ) поступают средства от введенных ранее Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Фе­дерации»2 двух налогов: налога на пользователей автомобильных дорог (плательщики — организации и предприниматели, ставка налога — 1 % выручки от реализации продукции) и налога с вла­дельцев транспортных средств (плательщики — организации и граждане, уплата до ежегодной регистрации транспортных средств по дифференцированным ставкам с каждой лошадиной силы мощности двигателя, это относится только к транспортным средствам на пневмоходу). Вначале таких налогов было пять. Все они числились в ранге федеральных налогов, хотя зачислялись и

1 СЗРФ. 2002. №30. Ст. 3027.

2 ВВС. 1991. № 44. Ст. 1426; СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1930; 2000. 3341; 2002. № 30. Ст. 3027.

32. Ст.

§ 3. Транспортный налог

в территориальные (субъектов РФ) фонды. На основании упомя­нутого Федерального закона от 24 июля 2002 г. из перечня феде­ральных налогов, содержащегося в Законе РФ «Об основах нало­говой системы» (ст. 19) пункт о налогах, служащих источником образования дорожных фондов, исключен.

С установлением транспортного налога, поскольку он являет­ся региональным, укрепляется самостоятельная финансовая база субъектов РФ. Однако финансовая база муниципальных образо­ваний ослабляется, поскольку круг объектов местного налога на имущество физических лиц сузился в результате исключения из него транспортных средств не на пневмоходу и отнесения этих средств к объектам транспортного налога.

Будучи региональным, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, последними вводится в дейст­вие в соответствии с Кодексом.

При этом законодательные органы власти субъектов РФ опре­деляют ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), поря­док и сроки уплаты, форму отчетности по налогу, могут устанав­ливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ согласно его законодательству.

Налогоплательщиками выступают физические лица и орга­низации, на которых в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации зарегистрированы транспортные средства, при­знаваемые НК РФ объектом налогообложения.

К объектам налогообложения НК РФ относит: автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; самолеты, вертолеты; теп­лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мо­торные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистри­рованные в установленном порядке в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложе-ния^ В него входят:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для ис­пользования инвалидами, а также легковые автомобили с мощ­ностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приоб­ретенные) через органы социальной защиты населения;

Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых явля­ется осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны, специальные автомаши­ны, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроиз­водителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие федеральным орга­нам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске при усло­вии подтверждения факта их угона (кражи) документом уполно­моченного органа;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база для разных видов транспортных средств опре­деляется по-разному: в отношении транспортных средств, имею­щих двигатели, как мощность последнего в лошадиных силах, в отношении несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — в регистровых тоннах, в от­ношении других — как единица транспортного средства.

Налоговый период установлен в календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, исходя из ставок закрепленных в НК РФ. При этом субъ­ект РФ вправе их увеличить или уменьшить, но не более чем в пять раз.

Размеры ставок зависят от категории транспортных средств, мощности его двигателя или валовой вместимости. Так, НК РФ установил ставки налога на легковые автомобили с каждой лоша­диной силы мощности двигателя от 5 руб. (до 100 л.с.) до 30 руб. (свыше 250 л.с.); на самолеты и вертолеты — 25 руб.; а на другие воздушные (и водные) транспортные средства, не имеющие дви­гателей, — 2000 руб. с единицы транспортного средства.

Налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют подлежащую уплате сумму налога. Кроме того, они представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию.

В отношении налогоплательщиков — физических лиц сумму налога исчисляет налоговый орган на основании сведений, пред­ставляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

§ 4. Сбор на нужды образовательных учреждений

Уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортного средства.

При исчислении налога учитывается количество месяцев, в те­чение которых данное транспортное средство было зарегистриро­вано на налогоплательщика. Органы, осуществляющие государ­ственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сооветствующие сведения в налоговое учреждение.

-*&'*.

§ 4. Сбор на нужды образовательных учреждений

Законом РФ от 22 декабря 1992 г. налоговая система РФ до­полнена целевым сбором на нужды образовательных учреж­дений1.

Этот сбор отнесен к числу налогов субъектов РФ, установление его входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Данный платеж назван в законодательстве сбором. Однако он обладает всеми при­знаками налогов, в частности, ему свойственна, как и налогам, регулярность поступлений. Он относится к числу целевых на­логов.

Плательщиками сбора являются организации, расположен­ные на территории субъекта Федерации. В их число входят также предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировав­шие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, но не занимающиеся предпринимательской деятельностью, к уплате данного сбора не привлекаются.

Объектом обложения данным сбором определен годовой фонд заработной платы плательщика.

Закон определяет предельный размер ставки сбора: он не дол­жен превышать 1% годового фонда оплаты труда организации. Исходя из этого, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации устанавливают размер сбора на своей территории.

Расходы плательщика по уплате сбора относятся на финансо­вые результаты его деятельности.

' См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3828.

• ос Глава 18. Региональные (субъектов РФ) налоги и сборы

Плательщики сами исчисляют сумму платежа и представляет в налоговые органы расчет по ней. Сроки уплаты устанавливают­ся органами исполнительной власти субъектов Федерации по со­гласованию с налоговыми органами. Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.

В НК РФ (части первой) такой платеж в перечне налогов и сбо­ров не предусмотрен.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На основе НК РФ определите систему региональных налогов, срав­ните ее с системой, установленной Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

2. В каком порядке устанавливаются и вводятся в действие регио­нальные налоги?

3. К каким классификационным группам относится налог на имуще­ство предприятий? Что является объектом обложения по данному нало­гу? По каким ставкам он взимается? Каково соотношение налога на иму­щество предприятий с налогом на недвижимость?

4. К каким классификационным группам относится налог с продаж?

5. Дайте характеристику налога с продаж соответственно основным элементам налогообложения.

6. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию налога с продаж?

7. Какие налоги прекращают действие с введением налога с продаж?

8. К каким классификационным группам относится транспортный налог?

9. Назовите плательщиков и объекты транспортного налога.

10. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию транс­портного налога. В какие бюджеты он зачисляется?

11. К каким классификационным группам относится сбор на нужды образовательных учреждений? По каким признакам он сходен с на­логами?

12. Кто является плательщиком сбора на нужды образовательных уч­реждений? Что является объектом обложения данным сбором? Какова ставка платежа?

Наши рекомендации