Метод отраслевых соотношений
заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием соотношений, или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты, или соотношения, рассчитываются, как уже было сказано, на основе статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами.
Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике.
На Западе рынок бизнеса развит давно, и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.
Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отраслевые соотношения могут быть разра-ботаны оценщиком самостоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориенти-ровочной стоимости бизнеса в рыночных странах, приведены в табл. 2.
Метод отраслевых соотношений постепенно находит применение в российской практике, в частности, в связи с введением единого налога на вмененный доход, когда можно узнать ориентировочный доход бизнеса и сопоставить его с ценами продаж.
Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.
Таблииа.2 Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса* | ||
Вид бизнеса | Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес | |
Страховые компании | Цена в интервале 120-150% годовых комиссионных | |
Бензозаправочные станции | Цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2-2,0 месячной выручки | |
Предприятия розничной торговли | Цена составляет 0,75-1,5 величины чистого годового дохода + Стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие | |
Бары и кафе | Цена Объем продаж за полгода + Стоимость лицензии | |
Пиццерии, кофейни | Цена Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов | |
Рекламные агентства | Цена 75% годовой выручки | |
Хлебопекарни | Цена 15% годового объема продаж + Стоимость оборудования + Стоимость запасов | |
Продажа новых автомобилей | Цена 50% годовой выручки + Товарные запасы и оборудование | |
Аптеки | Цена 75% годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость товарных запасов | |
Автомастерские | Цена Месячная прибыль 2 + Рыночная стоимость оборудования |
Для российского бизнеса подобные соотношения находятся на стадии разработки.