Метод отраслевых соотношений

заключается в определении ориентировочной стоимости предприятия с использованием соотношений, или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты, или соотношения, рассчитываются, как уже было сказано, на основе статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами.

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике.

На Западе рынок бизнеса развит давно, и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.

Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отраслевые соотношения могут быть разра-ботаны оценщиком самостоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориенти-ровочной стои­мости бизнеса в рыночных странах, приведены в табл. 2.

Метод отраслевых соотношений постепенно находит применение в российской практике, в частности, в связи с введением единого налога на вмененный доход, когда можно узнать ориентировочный доход бизнеса и сопоставить его с ценами продаж.

Сравнительный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.

Таблииа.2 Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса*
Вид бизнеса Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес  
Страховые компании Цена в интервале 120-150% годовых комиссионных  
Бензозаправочные станции Цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2-2,0 месячной выручки  
Предприятия розничной торговли Цена составляет 0,75-1,5 величины чистого годового дохода + Стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие    
Бары и кафе Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru Объем продаж за полгода + Стоимость лицензии    
Пиццерии, кофейни Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов    
Рекламные агентства Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru 75% годовой выручки    
Хлебопекарни Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru 15% годового объема продаж + Стоимость обо­рудования + Стоимость запасов    
Продажа новых автомобилей Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru 50% годовой выручки + Товарные запасы и оборудование    
Аптеки Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru 75% годовой прибыли + Стоимость оборудова­ния + Стоимость товарных запасов    
Автомастерские Цена Метод отраслевых соотношений - student2.ru Месячная прибыль Метод отраслевых соотношений - student2.ru 2 + Рыночная стоимость оборудования    


Для российского бизнеса подобные соотношения находятся на стадии разработки.

Наши рекомендации