Метод отраслевых коэффициентов

ТЕМА 7. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

1. Информационное обеспечение оценки бизнеса.

2. Сравнительный подход к оценке бизнеса. Исходные данные и методы оценки.

3. Доходный подход к оценке бизнеса. Процедуры и методы доходного подхода.

4. Характеристика методов затратного подхода к оценке бизнеса.

ВОПРОС 1. Информационное обеспечение оценки бизнеса.

Информационное обеспечение — основа процесса оценки бизнеса. Сбор информации, как правило, начинается на подготовительных этапах оценки, когда определяется объем работ и готовится к подписанию контракт на проведение оценки. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых и трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т. е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом:

· внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

· внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.

Блок внешней информацииописывает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.

Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и достаточной для итогового заключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.

К блоку внешней информации относятся следующие макроэкономические и отраслевые факторы:

· уровень инфляции;

· темпы экономического развития страны;

· изменение ставок процента;

· изменение обменного курса валют;

· уровень политической стабильности;

· рынки сбыта;

· условия конкуренции в отрасли и т. д.

Основные источники информации:

· программы правительства и прогнозы;

· периодическая экономическая печать.

аналитические обзоры информационных агентств

Внутренняя информацияхарактеризует деятельность оцениваемого предприятия. Данный информационный блок включает:

· ретроспективные данные об истории компании;

· описание маркетинговой стратегии предприятия;

· характеристику поставщиков;

· производственные мощности;

· рабочий и управленческий персонал;

· внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);

· прочую информацию.

Основные источники информации:

· бизнес-план;

· интервью с руководителем предприятия;

· данные отдела маркетинга;

· ретроспективная финансовая отчетность.

ВОПРОС 2. Сравнительный подход к оценке бизнеса. Исходные данные и методы оценки. Основные корректировки в сравнительном подходе.

Сравнительный подход

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в неустойчивом состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.

Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Метод отраслевых коэффициентов - student2.ru

Метод рынка капитала

Данный метод в теории известен также как «метод компании-аналога». Стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий. Поиск и подбор предприятий-аналогов – это один из наиболее сложных этапов в применении этого метода.

При этом методе используется информация о цене обращаемой на рынке акции подобного предприятия, рассчитываются ценовые мультипликаторы - коэффициенты отношения цены акции к прибыли, потоку денежных средств или активам; на эти коэффициенты затем умножается прибыль, поток денежных средств или активы оцениваемого предприятия с целью расчета условной рыночной стоимости. Для расчета мультипликатора необходимо определить цену акции по всем отобранным компаниям-аналогам (цена берется на последнюю дату либо среднемесячная) и вычислить финансовую базу (за период или по состоянию на дату оценки). Оценочные мультипликаторы, используемые при оценке стоимости бизнеса, делятся на два типа – интервальные (цена/прибыль, цена/дивиденды, цена/денежный поток и т.д.) и моментные (цена/балансовая стоимость активов, цена/чистая стоимость активов). Выбор наиболее уместного коэффициента зависит от конкретной ситуации.

Затем в коэффициенты вносятся поправки, учитывающие различия между предприятиями, и скидки, учитывающие дефицит оборотного капитала, страновой риск, неликвидность акций, фактор риска по странам или низкая конкурентоспособность.

Данный метод нацелен, главным образом, на определение цены, единичной акции акционерных обществ открытого типа и, следовательно, на оценку миноритарного пакета акций. Для ак­ционерных обществ закрытого типа необходимо делать скидку на недостаточную ликвидность миноритарного пакета (его неконт­рольный характер). Низкая ликвидность — это неспособность цен­ной бумаги быть быстро проданной без снижения своей стоимости. Кроме того, в закрытых акционерных обществах владельцы ми­норитарных пакетов акций обязаны соблюдать правило первого отказа — вначале предлагать их своему обществу, они не могут требовать раздела собственности общества. Поэтому цена акции миноритарного пакета оказывается заметно меньшей, чем цена акции контрольного пакета.

Метод сделок

Основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний. В данном случае оценивается, например, рыночная стоимость приобретаемого или продаваемого пакета акций, а затем эта стоимость увеличивается на 10 – 15% за право приобретения контрольного пакета акций.

Подбор аналогичных компаний предполагает анализ экономических и функциональных параметров, которые должны быть аналогичны оцениваемому предприятию. Затем рассчитывается ценовой мультипликатор.

На практике наиболее часто используются следующие мультипликаторы:

• Цена предприятия аналога деленная на прибыль предприятия аналога (Цена/Прибыль);

• Цена/Денежный поток;

• Цена/Дивиденды;

• Цена/Выручка от реализации.

Метод отраслевых коэффициентов

Также этот метод имеет название «метод отраслевых соотношений» или «формульный метод». Он предполагает, что вместо ценовых мультипликаторов используют рекомендуемые отраслью соотношения между ценой и определен­ными финансовыми параметрами. Такие отраслевые соотношения определяют на основе длительных статистических наблюдений. По сути дела, эти показатели являются заранее рассчитанными ценовыми мультипликаторами.

Опыт западных оценочных фирм (в отечественной практике такой опыт практически отсутствует) показывает, что ориентировочная стоимость объектов оценки составляет:

· в машиностроении - 1,5-2,5-кратную величину от сумм чи­стого дохода и производственных запасов;

· автозаправочные станции - 1,2-2,0-кратную величину от месячной выручки;

· в розничной торговле - 0,75-1,5-кратную величину от сум­мы чистого дохода, оборудования и запасов;

· рестораны, кафе и пр. - 0,25- 0,5-кратную величину от го­довой валовой выручки;

· туристические фирмы - 0,04-0,1-кратную величину от го­довой валовой выручки;

· рекламные агентства - 0,7-кратную величину от годовой выручки;

· бухгалтерские и аудиторские фирмы - 0,5-кратную величи­ну от годовой выручки.

В целом для этого метода существует «золотое правило» оцен­ки: покупатель никогда не заплатит за предприятие больше 4-крат­ной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

Наши рекомендации