VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы заключается в сохранении жизни участникам дорожного движения и предотвращении социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Эффективность Программы определяется путем интегральной оценки эффективности отдельных программных мероприятий, при этом их результативность оценивается исходя из соответствия достигнутых результатов поставленной цели и значениям целевых индикаторов и показателей Программы.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении N 12.
Бюджетная эффективность Программы отражает влияние реализации ее мероприятий на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается качественными и количественными параметрами, характеризующими улучшение экономических и финансовых показателей, а также показателей, влияющих на улучшение демографической ситуации (уменьшение смертности, в том числе детской смертности), и снижение в результате реализации программных мероприятий социально-экономического ущерба от смертности населения.
Экологическая эффективность Программы обеспечивается выполнением программных мероприятий, результатом реализации которых является снижение количества дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Положительные социально-экономические и экологические последствия реализации мероприятий Программы будут связаны с внедрением новых способов организации дорожного движения. За счет использования оптимальных маршрутов и меньшего времени нахождения в пути будут сокращаться выбросы окиси углерода и окислов азота, что окажет благоприятное воздействие на экологию.
Достижение экологической эффективности Программы позволит обеспечить предусмотренные национальными стратегическими документами в сфере социально-экономического развития естественное развитие экосистем, сохранение и восстановление при решении территориальных проблем уникальных природных комплексов, экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства, а также предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций в дорожном движении.
Программа разработана в продолжение федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", в которой расчет социально-экономической и бюджетной эффективности реализован на основе данных о численности лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, расходовании средств федерального бюджета, индексе инфляции, коэффициенте дисконтирования и иных показателей, указанных в методике оценки социально-экономической и бюджетной эффективности федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Для показателей социально-экономической и бюджетной эффективности Программы актуально изменение таких параметров, как индекс инфляции и коэффициент дисконтирования, рассчитываемый как совокупность данных об основных рисках и безрисковой ставки облигаций федерального займа.
Социально-экономический эффект от реализации Программы представляет собой снижение социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий в результате реализации программных мероприятий за вычетом расходов на ее реализацию. Приведенный социально-экономический эффект рассчитывается как отношение общего текущего эффекта за год к коэффициенту дисконтирования. При расчете бюджетной эффективности оценивается вклад мероприятий Программы в формирование доходов бюджета с учетом затрат на реализацию мероприятий.
В расчетах эффективности Программы используются цены соответствующих лет, при этом норматив дисконтирования остается неизменным на протяжении всего периода реализации Программы и составляет 1,11, уровень инфляции определяется на основании данных Министерства экономического развития Российской Федерации и индексируется каждый последующий год реализации Программы, а норматив величины ущерба определяется в соответствии с методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий составляет 210889,58 млн. рублей (с учетом прогноза роста цен) при положительном эффекте для федерального бюджета, составляющем 41458,2 млн. рублей.
Расчет социально-экономической эффективности Программы приведен в приложении N 13. Расчет бюджетной эффективности Программы приведен в приложении N 14. Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы приведена в приложении N 15.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения
в 2013 - 2020 годах"
Целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" по годам ее реализации
Единица измерения | 2012 год | 2013 - 2020 годы - всего | В том числе | |||||||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
1. | Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях | человек | - | |||||||||
изменение к 2012 году | процентов | - | - | -1,47 | -2,64 | -4,2 | -5,33 | -12,86 | -18,58 | -24,01 | -28,82 | |
изменение к 2012 году | человек | - | -27408 | -411 | -740 | -1177 | -1491 | -3601 | -5201 | -6721 | -8066 | |
2. | Число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях | человек | - | |||||||||
изменение к 2012 году | процентов | - | - | -0,53 | -4,15 | -7,23 | -11,7 | -15,74 | -21,38 | -28,19 | -28,4 | |
изменение к 2012 году | человек | - | -1103 | -5 | -39 | -68 | -110 | -148 | -201 | -265 | -267 | |
3. | Социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) | человек | - | 19,7 | 19,3 | 18,9 | 18,5 | 17,9 | 15,8 | 14,5 | 13,9 | |
изменение к 2012 году | процентов | - | - | -1,5 | -3,5 | -5,5 | -7,5 | -10,5 | -21 | -27,5 | -30,5 | |
изменение к 2012 году | человек | - | - | -0,3 | -0,7 | -1,1 | -1,5 | -2,1 | -4,2 | -5,5 | -6,1 | |
4. | Транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) | человек | 6,1 | - | 6,09 | 6,08 | 5,88 | 5,7 | 5,33 | 4,39 | 3,98 | 3,9 |
изменение к 2012 году | процентов | - | - | -0,16 | -0,33 | -3,61 | -6,56 | -12,62 | -28,03 | -34,75 | -36,07 | |
изменение к 2012 году | человек | - | - | -0,01 | -0,02 | -0,22 | -0,4 | -0,77 | -1,71 | -2,12 | -2,2 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения
в 2013 - 2020 годах"
Мероприятия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", направленные на развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||||
Срок исполнения | Объем финансирования - всего | В том числе | Ответственный исполнитель | Ожидаемый результат | ||||
за счет средств федерального бюджета | за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации | за счет средств внебюджетных источников | ||||||
I. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||||
1. | Выполнение комплексных научных исследований с применением методов математического анализа в области систематизации и оценки эффективности средств повышения и контроля безопасности дорожного движения, в том числе разработка типовых решений и макетов для практического внедрения наиболее эффективных средств в практику профилактики дорожно-транспортных происшествий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | всего | - | - | МВД России | повышение профессиональной надежности водителей, сокращение дорожно-транспортных происшествий из-за несоблюдения режимов труда и отдыха водителей | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | - | - | ||||
2017 - 2020 годы | - | - | - | - | ||||
2. | Проведение научных исследований, разработка условий и требований по нормативно-правовому обеспечению внедрения и развития сервисов интеллектуальных транспортных систем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышения качества функционирования региональных транспортных систем и работы автомобильного транспорта | всего | - | - | Минтранс России | повышение безопасности дорожного движения и сокращение ущерба от дорожно-транспортных происшествий за счет совершенствования управления транспортной системой и применения современных информационных и телекоммуникационных технологий | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | - | - | ||||
2014 год | - | - | - | - | ||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
3. | Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию системы подготовки и непрерывного повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования автомобильного транспорта, и ее гармонизации с международной системой профессиональной подготовки. Разработка курсов дистанционного обучения и методики оценки освоения учебных материалов при дистанционной форме обучения | всего | - | - | Минтранс России | повышение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования автомобильного транспорта | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | - | - | ||||
2017 - 2020 годы | - | - | - | - | ||||
4. | Разработка комплексного проекта совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, включая водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями, организационно-методических рекомендаций, программ, учебных и методических пособий, образовательных ресурсов (в том числе в электронном виде) по обучению вождению транспортных средств различных категорий | всего | 33,48 | 33,48 | - | - | Минобрнауки России | совершенствование подготовки водителей из числа лиц с ограниченными двигательными возможностями |
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | 16,48 | 16,48 | ||||||
Итого по разделу I | 159,48 | 159,48 | - | |||||
в том числе: | 2013 год | - | - | |||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | 56,48 | 56,48 | ||||||
II. Капитальные вложения | ||||||||
5. | Оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов, дорог регионального и муниципального значения (не менее 3936 комплексов) | всего | 3936,9 | 1277,239 | 2554,478 | 105,162 | МВД России | повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности |
в том числе: | ||||||||
2013 год | 317,6 | 2,606 | ||||||
2014 год | 235,4 | 76,069 | 152,138 | 7,177 | ||||
2015 год | 81,17 | 162,34 | 4,482 | |||||
2016 год | 360,5 | 15,459 | ||||||
2017 - 2020 годы | 2775,4 | 75,438 | ||||||
6. | Техническое перевооружение, строительство, реконструкция центров подготовки (переподготовки), дополнительного профессионального образования, повышения квалификации специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения (не менее 10,2 тыс. кв. метров) | всего | - | - | МВД России | повышение уровня подготовки сотрудников и специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | - | - | ||||
2016 год | - | - | - | - | ||||
2017 - 2020 годы | ||||||||
7. | Создание 3 федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий, включая водителей транспортных средств из числа людей с ограниченными физическими возможностями, по подготовке и повышению квалификации специалистов по обучению управлению транспортными средствами лиц с ограниченными физическими возможностями на базе образовательных организаций высшего образования (до 30 тыс. кв. метров плоскостных сооружений (оборудованные площадки по обучению) | всего | 612,482 | 612,482 | - | - | Минобрнауки России | совершенствование процесса подготовки водителей транспортных средств |
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | - | - | ||||
2014 год | 47,38 | 47,38 | - | - | ||||
2015 год | 65,102 | 65,102 | - | - | ||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
Итого по разделу II | 4949,361 | 2289,7 | 2554,48 | 105,16 | ||||
в том числе: | 2013 год | 337,606 | 2,606 | |||||
2014 год | 662,764 | 503,45 | 152,138 | 7,177 | ||||
2015 год | 313,094 | 146,27 | 162,34 | 4,482 | ||||
2016 год | 460,459 | 15,459 | ||||||
2017 - 2020 годы | 3175,438 | 75,438 | ||||||
III. Прочие нужды | ||||||||
8. | Создание, тиражирование и передача конечным пользователям учебно-методических и наглядных пособий, учебных фильмов, игр, программ для участников дорожного движения разных возрастных категорий, в том числе с использованием мультимедийных средств, освещающих вопросы безопасности дорожного движения | всего | МВД России | повышение правосознания участников дорожного движения, ответственности и культуры безопасного поведения на дороге | ||||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | |||||||
2014 год | - | |||||||
2015 год | - | |||||||
2016 год | ||||||||
2017 - 2020 годы | ||||||||
9. | Проведение информационно-пропагандистских кампаний, использующих наиболее действенные каналы коммуникации, с целью повышения грамотности, ответственности и уровня самосознания участников дорожного движения и профилактики факторов риска, влияющих на количество дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий | всего | - | МВД России | формирование у водителей и пассажиров ценностно-нормативной мотивации, направленной на повышение правового сознания, ответственности и культуры безопасного поведения на дороге | |||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | - | - | ||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | 60,5 | - | 20,5 | |||||
2017 - 2020 годы | 239,5 | - | 119,5 | |||||
10. | Подготовка и создание информационно-пропагандистских телерадиопрограмм, направленных на участников дорожного движения, для последующего размещения на федеральных, региональных и кабельных телевизионных каналах, радиостанциях | всего | 2509,825 | 836,608 | 1673,217 | - | МВД России | повышение правосознания участников дорожного движения, ответственности и культуры безопасного поведения на дороге |
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | |||||||
2014 год | 232,104 | 77,368 | 154,736 | - | ||||
2015 год | 489,297 | 163,099 | 326,198 | - | ||||
2016 год | 498,424 | 166,141 | 332,283 | - | ||||
2017 - 2020 годы | ||||||||
11. | Организация в печатных средствах массовой информации специальных тематических рубрик для систематического освещения проблемных вопросов по безопасности дорожного движения, выпуск специализированной печатной продукции | всего | МВД России | повышение правосознания участников дорожного движения, ответственности и культуры безопасного поведения на дороге | ||||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | |||||||
2014 год | - | |||||||
2015 год | - | |||||||
2016 год | ||||||||
2017 - 2020 годы | ||||||||
12. | Подготовка и издание учебно-методических и наглядных пособий, фильмов и других материалов, а также издание комплектов учебно-методических материалов по курсу дистанционного обучения специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования автомобильного транспорта | всего | - | - | Минтранс России | повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | - | - | ||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
13. | Материально-техническое обеспечение федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (оборудование, программные комплексы) в целях подготовки водителей, повышения квалификации инженерно-технического и руководящего состава автотранспортных предприятий, а также обучения контрольно-надзорных органов в сфере автомобильного транспорта | всего | - | - | Минтранс России | повышение правового сознания, ответственности и культуры безопасного поведения участников дорожного движения | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
14. | Ежегодное проведение всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей транспортных средств, проведение комплексной информационно-пропагандистской кампании, направленной на водителей коммерческого, грузового и пассажирского транспорта, в целях повышения их ответственности и культуры поведения на дороге, подготовка тематических телепрограмм | всего | - | - | Минтранс России | повышение правового сознания, ответственности и культуры безопасного поведения участников дорожного движения | ||
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
15. | Учебно-методическое обеспечение техническими средствами обучения, наглядными, учебными и методическими пособиями, электронными образовательными ресурсами федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий, включая водителей транспортных средств из числа людей с ограниченными физическими возможностями | всего | 219,124 | 219,124 | - | - | Минобрнауки России | развитие системы подготовки водителей транспортных средств |
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | ||||||
2017 - 2020 годы | 84,124 | 84,124 | - | - | ||||
16. | Разработка организационно-методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, мониторинг их применения, в том числе водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями, специальных методических рекомендаций для создания федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, а также специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, по подготовке и переподготовке водителей различных категорий, водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями | всего | 33,898 | 33,898 | - | - | Минобрнауки России | развитие системы подготовки водителей транспортных средств |
в том числе: | ||||||||
2013 год | 15,898 | 15,898 | - | - | ||||
2014 год | - | - | ||||||
2015 год | - | - | ||||||
2016 год | - | - | - | - | ||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
17. | Издание и рассылка научно-методических материалов, образовательных ресурсов (в том числе в электронном виде) для совершенствования подготовки водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями | всего | 25,119 | 25,119 | - | - | Минобрнауки России | развитие системы подготовки водителей транспортных средств из числа лиц с ограниченными возможностями |
в том числе: | ||||||||
2013 год | - | - | ||||||
2014 год | 4,462 | 4,462 | - | - | ||||
2015 год | 4,657 | 4,657 | - | - | ||||
2016 год | - | - | - | - | ||||
2017 - 2020 годы | - | - | ||||||
Итого по разделу III | 5007,967 | 2314,7 | 2433,217 | |||||
в том числе: | 2013 год | 339,898 | 219,898 | - | ||||
2014 год | 517,566 | 262,83 | 254,736 | - | ||||
2015 год | 764,954 | 338,756 | 426,198 | - | ||||
2016 год | 781,925 | 309,14 | 432,283 | 40,5 | ||||
2017 - 2020 годы | 2603,624 | 1184,1 | 219,5 |
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Повышение безопасности
дорожного движения
в 2013 - 2020 годах"
Мероприятия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", направленные на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении