Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях

ИТОГО доходов и поступлений.

II. Расходы и отчисления средств.

Капитальные вложения.

2. Прирост норматива собственных оборотных средств.

3. Отчисления от прибыли в фонды организации.

4. Отчисления в финансовые резервы.

5. Операционные расходы.

6. Налоги за счет прибыли.

ИТОГО расходов и отчислений.

Для составления баланса доходов и расходов проводятся расчеты выручки от реализации продукции (работ, услуг), прибыли и ее распределения, потребности в собственных оборотных средствах, мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, прироста внутренних устойчивых пассивов и других статей.

Состав показателей баланса доходов и расходов формируется из принципа выбора приоритетов в финансовом планировании, который предполагает агрегированность показателей. Агрегированность статей баланса доходов и расходов означает, что составление финансового плана расходов не тождественно технике самого заполнения статей доходов и расходов по форме финансового баланса. Методика формирования планового баланса предусматривает проведение предварительных расчетов плановых значений отдельных показателей. Таким образом, плановый баланс доходов и расходов сопровождается системой расчетов, являющейся неотъемлемой частью системы расчетов обеспечивает оптимизацию взаимосвязей показателей финансового плана через их количественные и качественные параметры. Результаты расчетов отдельных статей сводятся в форму баланса доходов и расходов и проверяется их сбалансированность.

После заполнения всех статей баланса доходов и расходов и подведения итогов по каждому из разделов проверяется степень сбалансированности между ними. Для этого итог первого раздела «Доходы и поступления» сравнивается с суммой итогов второго раздела баланса доходов и расходов. Эти итоги должны быть равными. При отсутствии равенства необходимо или изыскать дополнительные источники доходов и поступления средств, или пересмотреть планируемые во втором разделе баланса расходы и отчисления в сторону их сокращения.

Для обеспечения сбалансированности доходов и расходов финансового плана составляют шахматную таблицу, которая по существу выступает матричной моделью финансового плана.

Шахматный финансовый план позволяет расписать все доходы по всем направлениям их расходования и проверить их сбалансированность. Это означает, что в "шахматке" каждый расход денежных средств покрывается закрепленным за этим расходом вполне конкретными по виду и размерам источниками. Например, капитальные вложения могут финансироваться как за счет прибыли, так и за счет привлеченных средств. В обычной форме финансового плана такого балансирования и взаимосвязи источников с конкретными расходами не видно. Распределить источники финансовых ресурсов организации значит ответить на систему вопросов: какие источники денежных средств и резервы образуются, какие расходы покрываются исключительно за счет полученной прибыли, как используются другие источники финансовых ресурсов и денежных поступлений, предусматриваемые в составе финансового плана. В процессе составления шахматной таблицы все источники в полном объеме распределяются по видам расходов, а все направления финансирования обеспечиваются источниками. Таким образом, матричная модель финансового плана распределяет все расходы по источникам их покрытия, или, с другой стороны, распределяет все источники финансирования по направлениям их использования и меры участия в покрытии денежных средств. В правом нижнем углу сходятся в одинаковую величину суммы всех расходов и поступлений и суммы всех расходов и отчислений, предусмотренных в финансовом плане. Это означает, что финансовый план организации внутренне сбалансирован.

Таким образом, с помощью системы расчетов показателей финансового плана и различных методов их увязки достигается цель составления баланса доходов и расходов как основной формы финансового плана.

Целью составления баланса является обеспечение финансовыми ресурсами деятельность организации путем достижения равенства доходов и расходов.

Другим видом финансового плана является план движения денежных средств. Он отражает плановое движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущая деятельность организации связана с текущим производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания.

Инвестиционная деятельность организации связана с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и технологическими разработками; осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.д.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.д.).1

Разграничение направлений деятельности при разработке плана позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

План движения денежных средств предназначен для оценки использования организацией денежных средств и определения их источников. В дополнение к изучению отчетной информации плановые данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

С помощью плана движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования средств, а значит – проверить будущую ликвидность организации.

План движения денежных средств оформляется в виде баланса, примерная форма которого представлена в табл. 3.2.

Благодаря такому построению плана движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств организации. Это дает возможность организации проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования при возникновении дефицита средств.

План считается окончательно составленным, если в нем все расходы обеспечены финансовыми ресурсами.

Заключительным документом текущего финансового плана является составление прогнозного бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который должен отразить все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показать состояние имущества и финансов организации на конец планируемого периода. В отличие от планового баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств, которые являются документами, обязательными для исполнения, прогнозный бухгалтерский баланс предназначен для оценки эффективности принимаемых решений в процессе финансового планирования. На основе показателей бухгалтерского баланса проводится финансовый анализ деятельности организации. В его задачи входит анализ прибыли, рентабельности, оценка финансового состояния организации и эффективности управления активами и источниками финансовых ресурсов. Эффективность использования активов и источников выражается отношением величины прибыли к стоимости исследуемого вида актива или ресурса. Методы факторного анализа позволяют оценить влияние каждого фактора на результаты деятельности организации. Деловая активность характеризуется показателями оборачиваемости, что позволяет оценить финансовые риски.

Прогнозный бухгалтерский баланс составляется на основе данных последнего отчетного бухгалтерского баланса и показателей планового баланса доходов и расходов и плана движения денежных средств. Алгоритм расчета прогнозного бухгалтерского баланса приведен в табл. 3.3.

Если при составлении прогнозного бухгалтерского баланса не обеспечено равенство активов и пассивов, то вносятся изменения статей, которые рассчитываются расчетно-аналитическим методом. К таким статьям относятся кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, прочие кредиторы, дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков. Для обоснования принятия решений проводится финансовый анализ данных предварительного прогнозного бухгалтерского баланса, результаты которого сравниваются с нормативными значениями.

Достижение равновесия активов и пассивов в прогнозном балансе означает, что

Таблица 3.2. План движения доходов и расходов организации

Разделы и статьи баланса Сумма
I. Поступление (приток денежных средств) А. От текущей деятельности 1.Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин); 2.Прочие поступления. Итого по разделу А. Б. От инвестиционной деятельности. 1.Выручка от прочей реализации без НДС. 2.Доходы от операционной деятельности. 3.Доходы по ценным бумагам, от участия в деятельности других организаций. Итого по разделу Б. В. От финансовой деятельности. 1.Увеличение уставного капитала (эмиссия новых акций). 2.Увеличение задолженности (получение новых кредитов, выпуск облигаций). Итого по разделу В. ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ: II. Расходы (отток денежных средств) А. По текущей деятельности. 1. Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость). 2. Платежи в бюджет. 3.Выплаты из фонда потребления. 4.Прирост собственных оборотных средств . Итого по разделу А. Б. По инвестиционной деятельности. 1.Инвестиции в основные средства и нематериальные активы 2.Затраты на НИОКР. 3.Платежи по лизинговым операциям. 4.Долгосрочные финансовые вложения. 5.Расходы от прочей реализации. 6.Расходы по операционной деятельности. 7.Содержание объектов социальной сферы. 8.Прочие расходы. Итого по разделу Б. В. По финансовой деятельности. 1.Погашение долгосрочных ссуд. 2. Уплата процентов по долгосрочным ссудам. 3.Краткосрочные финансовые вложения. 4.Отчисления в резервный фонд. Итого по разделу В. ВСЕГО РАСХОДОВ:   Превышение доходов над расходами (+) Превышение расходов над доходами (-) Сальдо по текущей деятельности Сальдо по инвестиционной деятельности Сальдо по финансовой деятельности    

Таблица 3.3. Алгоритм расчет показателей прогнозного бухгалтерского баланса

Разделы и статьи баланса Алгоритм расчета  
 
АКТИВЫ    
I. Внеоборотные активы    
  Нематериальные активы   Данные отчетного баланса - плановая амортизация -планируемые приобретения - планируемые продажи  
  Основные средства Данные отчетного баланса - плановая амортизация + объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию - планируемые продажи.  
  Незавершенное строительство Данные отчетного баланса + планируемые капитальные вложения - объекты, планируемы к вводу в эксплуатацию.  
  Долгосрочные финансовые вложения   Данные отчетного баланса + планируемые вложения -планируемые продажи.  
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I    
II Оборотные активы    
  Запасы Данные отчетного баланса ± рассчитанное изменение потребности в оборотных активах.  
  Налог на добавленную стоимость   Рассчитывается, исходя из суммы планируемой кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам (Кредиторская задолженность: (100 + ставка НДС в процентах) х ставка НДС в процентах)  
  Дебиторская задолженность Дебиторская задолженность покупателей рассчитывается на основании данных отдела реализации. Среднедневная отгрузках хсреднее число дней отсрочки платежа. Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков рассчитывается расчетно-аналитическим методом.  
Продолжение табл. 3.3.  
 
  Краткосрочные финансовые вложения Минимальная величина временно свободных средств по данным платежных календарей предшествующих периодов.  
Денежные средства Итоговые данные плана движения денежных средств.  
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II    
ПАССИВЫ    
III Капитал и резервы    
  Уставный капитал Если не планируется его изменения, то данные отчетного бухгалтерского баланса.  
    Добавочный капитал Данные отчетного бухгалтерского баланса + ожидаемые поступления активов на безвозмездной основе ± изменение стоимости основных средств в результате переоценки - изменение стоимости переоцененных объектов основных средств, подлежащих выбытию.  
    Резервный капитал Если его величина соответствует требованиям нормативных документов, то используются данные бухгалтерского баланса. Если резервный капитал находится в стадии формирования, то данные бухгалтерского отчетного баланса + планируемый прирост в соответствии с учредительными документами.  
  Нераспределенная прибыль Данные отчетного бухгалтерского баланса + планируемая прибыль (плановый баланс доходов и расходов) — налоги за счет прибыли.  
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ III  
IV Долгосрочный обязательства  
Займы и кредиты Планируемая величина
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ IV  
V Краткосрочные обязательства  
  Займы и кредиты Рассчитывается, исходя из условий договоров краткосрочного кредитования
Продолжение табл. 3.3.
Кредиторская задолженность: – поставщики и подрядчики – – – задолженность перед персоналом организации – задолженность перед государственными внебюджетными фондами – задолженность по налогам и сборам   – прочие кредиторы   Рассчитывается рассчетно-аналитическим методом с учетом условий договоров. Размер планового фонда оплаты труда в месяц   Плановый фонд оплаты труда в месяц х ставка ЕСН.     Среднемесячные платежи НДС + 0,25 планируемого налога на прибыль + 0,25 планируемого налога на имущество. Рассчитывается расчетно-аналитическим методом.
Доходы будущих периодов Рассчитывается расчетно-аналитическим методом.
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ V  
БАЛАНС  
       

Достижение равновесия активов и пассивов в прогнозном балансе означает, что планируемая величина стоимости активов на конец планируемого периода полностью обеспечена источниками финансирования. Данные пассивов прогнозного бухгалтерского баланса определяют механизм формирования источников финансовых ресурсов организации в процессе финансового планирования.

3.4 Виды оперативных финансовых планов

Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет поступающих средств. Это требует повседневного эффективного контроля за формированием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением финансовой выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. При составлении оперативного финансового плана необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности организации, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Состав показателей финансовых планов не совпадает с показателями текущих и долгосрочных финансовых планов. Различия определяются их различным функциональным предназначением как инструментов управления финансами. Отсюда вытекают и различия в методологии их составления, а также методах расчетов самих показателей.

Платежный календарь представляет собой основной оперативный финансовый план организации или план денежного оборота. В процессе его составления всех денежных расходов и их подкрепление реальными источниками денежных поступлений. В центре составления платежного календаря лежат реальные денежные потоки на приход и расход денежных средств и финансовых ресурсов.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, расчета потребности в краткосрочном кредите и кассовой заявки в случае нехватки средств для осуществления обязательных текущих платежей..

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета временного сопряжения денежных поступлений и предстоящих расходов организации;

- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

- ежедневный учет изменений в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организации конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности в краткосрочном кредите при временном несовпадении денежных поступлений и исполнения обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;

- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств организации.

Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей. Наиболее целесообразно составление плана на месяц с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств организации как в наличной, так и безналичной форме. Он представлен в табл. 3.4.

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым – доходная часть.

Соотношение между обеими частями платежного календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалась их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. Превышение расходов над поступлениями свидетельствует о снижении возможностей организации в покрытии предстоящих расходов. В таком случае следует часть первоочередных платежей перенести на другой календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников.

При составлении платежного календаря используются данные учета операций по расчетному счету в банке, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам. Учитывается также график отгрузки продукции и передача платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится в случае, когда по данным платежного календаря организация испытывает недостаток в денежных средствах. Алгоритм расчета потребности в краткосрочном кредите представлен в табл. 3.5. и 3.6.

По данным платежного календаря видно, что организация испытывает недостаток денежных средств в начале месяца. До поступления ожидаемых средств от заказчика за выполнение работы общий дефицит средств составляет 10 221 тыс. руб. Платежный календарь с учетом получения кредита в размере 10 500 тыс. руб. сроком на 5 дней приведен в табл. 3.6.

Исходя из данных платежного календаря можно определить определенный срок кредитования – 5 дней. На пятый день кредитования можно полностью погасить полученный кредит и проценты за пользование заемными средствами. Проценты рассчитываются по формуле:

Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях - student2.ru К * Р х d ,

100*365

где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях.

Допустим Р=13%. Тогда сумма процентов, подлежащих уплате будет равна

10 500х0,13х5:365=18,5 тыс. руб. Таким образом с расчетного счета на пятый рабочий день месяца уйдет 12 618,7 тыс. руб. (10 500 (кредит) +18,7 (проценты за кредит) + 2100 (текущие расходы)), а в распоряжении организации останется 560,3 тыс. руб.

Таблица 3.4. Платежный календарь

Показатель   Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях - student2.ru Начальное сальдо Расходование средств 1. Неотложные нужды 2. Заработная плата и приравненные к ней платежи 3. Налоги 4. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности. 5. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам. 6. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству (капитальному ремонту) 7. Погашение просроченных ссуд банка. 8. Погашение срочных ссуд банка. 9. Уплата процентов за кредит. 10. Прочие расходы. ВСЕГО РАСХОДОВ Дни месяца
     
                 
Поступление средств 1.Выручка от реализации продукции, работ, услуг 2.Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов. 3.Поступление просроченной дебиторской задолженности 4.Поступление краткосрочного кредита банка. 5.Остаток средств в классе и на расчетном счете. 6. Прочие поступления средств. ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ                  
Превышение поступлений над расходами (+) Превышение расходов над поступлениями (-)                  

Таблица 3.5. Пример платежного календаря

тыс. руб.

  Показатель Дни месяца
понедел. вторник среда четверг пятница понедел.
Расходование средств 1. Неотложные нужды 2. Заработная плата 3. Платежи в бюджет 4. Плановые платежи поставщикам 5. ВСЕГО расходов                                            
Поступления средств 1. Выручка от реализация 2. Остаток средств в кассе и на расчетном счете ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ                     -    
Превышение поступлений над расходами (+)           +7900   +9800
Превышение расходов над поступлениями (-)   -1530   -1345   -6467   -879    

Таблица 3.6 Платежный календарь с учетом получения кредита

Тыс. руб.

  Показатель Дни месяца
понедел. вторник среда четверг пятница
Всего расходов
Поступления средств 1. Выручка 2. Поступления краткосрочного кредита банка 3. Остаток средств в кассе и на расчетном счете ВСЕГО ПОСТУПЛЕНИЙ               -         -         -         -  
Превышение поступлений над расходами (+)   +8970   +7625   +1158   +279   +13179
Превышение расходов над поступлениями (-)          

Кроме платежного календаря и расчета потребности в краткосрочном кредите в организации составляется кассовая заявка – план оборота наличных денег организации, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Она разрабатывается на квартал и в установленный срок (обычно за 45 дней до планируемого квартала) представляется в коммерческий банк, с которым организация заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кассовая заявка составляется по типовой форме (табл. 3.7.).

Первый раздел кассовой заявки отражает поступление наличных денег (кроме денег, полученных в банке) в организацию в планируемом квартале по конкретным источникам поступления – торговая выручка, выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, квартирная плата и коммунальные платежи, выручка зрелищных мероприятий, выручка предприятий бытового обслуживания, прочие поступления. Из общей суммы выручки необходимо указать суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в кассу банка.

Во втором разделе кассовой заявки показываются виды расходов организации наличными деньгами: на заработную плату, стипендии, постоянные надбавки и прочие виды оплаты труда, выплату пенсий и пособий по специальному страхованию, командировочные и хозяйственные расходы.

Кассовая заявка необходима организации для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками организации по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему организацию, необходима ее кассовая заявка, чтобы составить свободный кассовый план на обслуживание клиентов в установленные сроки.

В результате сравнения фактических показателей с финансовым планом осуществляется финансовый контроль. При этом особое внимание должно уделяться:

- выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений (улучшения или ухудшения) в финансовом состоянии организации;

- определению темпов роста доходов и расходов за прошедший период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;

- наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового периода для обоснования исходного уровня новых заданий.

Таблица 3.7.

КАССОВАЯ ЗАЯВКА

на кварталг.

Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях - student2.ru наименование (штамп) предприятия

Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях - student2.ru номер счета

Где: К – сумма кредита; Р – годовые проценты, исходя из условий договора; d – срок кредитования в календарных днях - student2.ru наименование учреждения банка

тыс. руб.

Наименование показателя Код Фактическое исполнение за:   Прогноз на л квартал года
  соответствующий квартал прошлого года предыдущий квартал
ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ (кроме наличных денег, получаемых в банке) 1. Торговая выручка 2. Выручка предприятий пассажирского транспорта 3. Квартирная плата и коммунальные платежи 4. Выручка зрелищных предприятий 5. Выручка предприятий, оказывающих прочие услуги 6. Прочие поступления        
7. Итого (1+2+3+4+5+6) в том числе: 7.1 расходы из выручки 7.2 сдается в предприятие Госкомсвязи России 7.3 сдается в учреждение Сбербанка России 7.4 сдается в кассы учреждений банков        
РАСХОДЫ 1. На заработную плату, выплаты социального характера, стипендии, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. 2. На выплату пенсий и пособий соцстраха 3. Выдачи на другие цели Итого (1+2+3)        

Календарь выдачи заработной платы рабочим и служащим (суммы выплат деньгам, полученными в банке)

числа месяцы            
             
             
             

Сроки выплаты заработной платы на год установлены за первую половину месяца числа, за вторую половину месяца числа.

Руководитель предприятия (Ф.И.О.)

Главный бухгалтер (Ф.И.О.)

3.5 Налоговое планирование

Налоговое планирование также является частью финансового планирования, так как затрагивается значительная область оттока денежных средств.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Отсюда, налоговое планирование – законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей по времени. Целью налогового планирования являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок; управление потоком денежных средств; эффективное сотрудничество с участием налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, суды.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств, поскольку в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства аналитики.

Первый этап – появление идеи об организации бизнеса, формирование целей и задач, а также решение вопроса о возможности использования налоговых льгот, предоставляемых законодательством (например, для малых организаций, сельскохозяйственных организаций).

Второй этап – выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения мета расположения производства и офисных помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап – выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающими при этом налоговыми режимами.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля организации. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в котором каждый налог представлен в виде определенных параметров. Далее производится анализ налоговых льгот. В заключении оставляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап – образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений организации и составление журнала хозяйственный операций, который служит основой бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафами и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли организации.

Налоговое планирование предусматривает выделение составляющих его элементов, которыми являются:

стратегия оптимального управления организацией и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в т.ч. по налогам) оказалась все структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу;

учетная политика. Выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки данных;

удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности. Позволяет получить оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей адекватного налогового планирования;

схема налогового планирования, которая логично и естественно вписывается в бизнес организации и служит обоснованием законного снижения налогового бремени. Если схема будет выглядеть неубедительной, контролирующие лица всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему целиком либо доставить неприятности постоянными проверками;

налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;

правильное исчисления обязательств (налоговых и прочих), поддержание дебиторской задолженности на нормальном уровне, определенным руководством организации;

постоянный мониторинг налоговых льгот на предмет их использования в коммерческой деятельности;

рациональное размещение активов в организации.

Налоговый календарь является частью платежного календаря и имеет вид:

Наименование налогов Плановые ежемесячные платежи по дням месяца в тыс. руб.
День з/п 25-28
Акциз              
НДС   $   $   $  
Лицензионный сбор              
Налог на доходы физических лиц $            
Налог на прибыль           $  
Транспортный налог              
Налог на имущество           $  
Земельный налог              
Плата за загрязнение окружающей среды           $  
ЕСН $            

Наши рекомендации