Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превы Основания для предоставления кредита

- проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);

- осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

- выполнение государственного оборонного заказа

Предоставляется на основании заявления и оформляется договором между уполномоченным органом и организацией-налогоплательщиком

Организация может уменьшить платежи по налогу на прибыль в течение срока действия договора. Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

В отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не должны быть больше 50 % соответствующих сумм налогов Стоимость инвестиционного налогового кредита не должна превышать 30% стоимость чистых активов предприятия в случае, если основанием кредита является не инновационная деятельность.

Вопрос №35. Рейтинговые системы Camel.

С 01.01.1997 г. В систему Camel ввели новый элемент – чувствительность к рыночным рискам, поэтому она стала называться Camels. Этот элемент предназначен для оценки влияния рыночных рисков на прибыльность и капитал банка, включает оценку рыночных рисков (процентных, валютных, ценовых, рисков при продаже ценных бумаг), оценку системы управления ими.

Рейтинг 1 (рыночный риск хорошо контролируется со стороны кредитной организации и существует только минимальная вероятность, что он окажет неблагоприятное влияние на прибыльность или капитальную базу).

Рейтинг 2 (рыночный риск удовлетворительно контролируется кредитной организацией, существует некоторая вероятность, что риск окажет негативное влияние на прибыльность и капитал).

Рейтинг 3 (контроль за рыночным риском недостаточен и нуждается в улучшении, есть реальная вероятность того, что риск окажет неблагоприятное влияние).

Рейтинг 4 (контроль за рыночным риском со стороны банка недостаточен, есть высокая вероятность того, что риск окажет неблагоприятное влияние).

Рейтинг 5 (неудовлетворительное состояние контроля за уровнем рыночных рисков).

На завершающем этапе дается сводная оценка финансовой устойчивости банка с учетом конкретных оценок всех составляющих системы Camels.

Рейтинг – это метод сравнительной оценки обобщенной оценки деятельности нескольких банков. Эта система используется в США и лежит в основе многих систем оценок надзорных органов. Критерии оценки надежности КБ: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность, менеджмент.

Оценка достаточности капитала, основные показатели:

1) Коэффициент достаточности основного капитала:

К1= капитал основной / активы, взвешенные с учетом риска * 100%

2) Коэффициент достаточности основного капитала и дополнительного капитала:

К1=капитал совокупный (т.е. основной + дополнительный) / активы, взвешенные с учетом риска * 100%

Оценка качества активов – все активы, обладающие риском, подразделяют на 5 групп:

1) хорошие (защищенные чистой стоимостью или высоким качеством обеспечения (залогом, гарантией));

2) особо упомянутые – защищены в данный момент, но имеют потенциальные слабости;

3) нестандартные активы – вызывающие опасения (недостаточно защищенные текущей стоимостью и представленным обеспечением);

4) сомнительные – с высокой возможностью потерь;

5) убыточные – имеющие очень низкую вероятность возврата.

Основной показатель, определяющий качество активов = абсолютная величина риска СР / (капитал К + резервы для покрытия кредитных потерь РПКП) * 100.

Коэффициент прибыльности (характеризует эффективность деятельности):

Кпр = Чистая прибыль (после уплаты налогов) / Средний размер активов * 100%

Ликвидность – непременное условие надежности банка.

Пятибалльная оценка ликвидности:

Рейтинг 1 (сильный) – высокий уровень ликвидности, есть доступ к межбанковским ресурсам.

Рейтинг 2 (удовлетворительный) – снижающаяся ликвидность и увеличиваются заемными средствами, показатели ликвидности на более высоком уровне, чем в среднем по одной группе банков.

Рейтинг 3 (посредственный) – объем ликвидных активов недостаточен, уровень заемных средств достиг или превысил оптимальные пропорции.

Рейтинг 4 (критический) – ликвидность значительно ниже норм, объем ликвидных средств незначителен.

Рейтинг 5 (неудовлетворительный) – ликвидность банка критична, в дальнейшем он не сможет осуществлять операции, требуется принятие незамедлительных мер или оказание финансовой помощи.

Менеджмент банка оценивается в последнюю очередь. Учитывают факторы: компетентность, способность к лидерству, соблюдение правил ведения банковской деятельности, адекватность внутренней политики банка уровню контроля за операциями и рисками, реагирование на рекомендации аудиторов и надзорных органов и т.д.

Вопрос №36. Банковские риски и их классификация. Управление банковскими рисками. Депозитные банковские риски.

Функционированию каждого коммерческого банка присущ финансовый риск. Он выражается в вероятности снижения доходов, потери прибыли и возникновения убытков вследствие различных причин, включая неверные действия или их отсутствие. Финансовый риск возникает при проведении банком любой операции, которая может привести к потенциальным потерям. Финансовый риск банка содержит ряд компонентов, основными из которых являются: риски по банковским сделкам; операционный риск; риск собственной ликвидности банка.

Риски по банковским сделкам в свою очередь можно подразделить на ценовой и кредитный. Ценовой риск включает процентный риск, риск рыночной ликвидности и валютный риск.

Операционный риск непосредственно относится к операционной деятельности внутри коммерческого банка. Которая из-за недостаточной компетентности его персонала, отсутствия должного контроля или в результате допущенной небрежности может привести к убыткам.

Риск ликвидности банка связан с возможностями коммерческого банка выполнить свои финансовые обязательства.

Непосредственно банковскими являются кредитный, процентный и валютный риски, а также риск несбалансированной ликвидности..

Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка. Обычно банки формируют значительную часть своих доходов за счет осуществления кредитной деятельности, поэтому особую актуальность представляет оценка потенциальной прибыли по отношению к вероятности непогашения ссуды клиентами.

Процентный риск заключается в возможности понести убытки вследствие непредвиденных, неблагоприятных для банка изменений процентных ставок и значительного уменьшения маржи, сведения ее к нулю или к отрицательному показателю. Риск несбалансированной ликвидности представляет собой опасность потерь в результате неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса за счет требований по активам. Особое внимание управлению данным риском уделяют не только сами коммерческие банки, но и центральный банк, который осуществляет надзор за соблюдением всеми коммерческими банками определенного уровня обязательных показателей ликвидности.

Валютный риск связан с колебанием курсов валют и представляют собой опасность курсовых потерь в результате изменения курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте.

Вопрос №37. Способы оценки, расчет и измерение рыночных рисков: специального и общего процентного фондового и валютного риска. Метод VAR.

Рыночные риски - вероятность возникновения финансовых потерь по балансовым и забалансовым операциям банка в связи с неблагоприятным изменением уровня рыночных цен. Базельским Комитетом предложены 2 метода оценки рыночных рисков: стандартная методология (отдельно рассчитывается специальный риск и общий риск), или альтернативная методология (внутренние модели банков).

Для расчета величины специального процентного риска (СПР) по каждому финансовому инструменту определяется чистая длинная или короткая позиция. Приобретенные банком ценные бумаги (актив баланса) будут составлять длинную позицию, ценные бумаги, учтенные по пассивной стороне баланса, - короткую позицию. По однородным финансовым инструментам производится зачет между длинными и короткими позициями, полученный результат - чистая позиция по данному финансовому инструменту. Для расчета СПР остатки балансовых счетов по учету ценных бумаг разбиваются по эмитентам, принимаются также данные по забалансовым инструментам по этому активу и считается чистая позиция по совокупности. Величина СПР будет равна общей сумме взвешенных с учетом риска позиций по каждой валюте.

Расчет общего процентного риска (ОПР) включает этапы:

1) Определение величины чистой позиции по каждому эмитенту.

2) Распределение чистых позиций по различным временным интервалам.

3) Расчет взвешенных длинных и коротких позиций внутри каждого временного интервала.

4) Определение позиций по каждому временному интервалу.

5) Группировка временных интервалов по трем зонам (до года, 1-4 лет, свыше 4 лет).

6) Определение позиций по зонам.

7) Определение позиций между зонами.

8) Полученная сумма ОПР по ценным бумагам, выраженная в иностранной валюте, конвертируется в рубли по курсу ЦБ на дату составления отчета. Совокупная сумма ОПР будет равна сумме всех взвешенных позиций по финансовым инструментам, выраженным в каждой валюте.

Под фондовым риском понимается риск возникновения финансовых потерь у КБ в связи с неблагоприятными изменениями рыночной стоимости фондовых ценных бумаг. Размер фондового риска определяется как сумма двух величин: ФР=СФР+ОФР, СФР - специальный фондовый риск, ОФР - общий фондовый риск.

Валютный риск - риск возникновения убытков, связанных с изменением курса иностранных валют по отношению к национальной. Размер валютного риска определяется по формуле ВР=НВовп*8%, где НВовп - суммарная величина длинных и коротких позиций в иностранной валюте и драгоценных металлах.

Метод Value-at-Risk (VAR) - метод измерения рыночного риска; это статистический подход, основанный на распределении вероятностей, связывающих все возможные величины изменений рыночных факторов с их вероятностями.

Вопрос №38. Учет рисков, ликвидности и доходности активов при размещении средств.

При совершении активных операций банки размещают собственные и привлеченные средства.

При размещении средств, управление банка должно ориентироваться на 3 основные правила:

1. Соблюдение оптимальной структуры активов, обеспечивающих ликвидность банка;

2. Повышение доходности банка;

3. Диверсификация / дифференциация активов с целью снижения рисков.

Ликвидность активов - это способность активов быть использованными для погашения обязательств.

Абсолютно ликвидные средства, которые могут быть использованы в любой момент времени для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами:

· наличность в кассе;

· наличность на корреспондентских счетах в коммерческих банках;

· резервные счета в центральном банке.

Ликвидные активы:

· краткосрочные финансовые вложения;

· выданные кредиты краткосрочного характера;

· дебиторская задолженность сроком до 30 дней.

Активы долгосрочной ликвидности:

· долгосрочные финансовые вложения;

· вложения в основные средства.

В целях снижения рисков банки должны диверсифицировать активы, т.е. направить их по различным направлениям, чтобы потери по одним операциям были компенсированы доходами по другим операциям. Диверсификации активов способствуют также нормативные ограничения объектов размещения.

Доходность - это важнейший критерий для принятия решений о вложении средств в тот или иной вид активов. Повышение доходности и снижение рисков - это две противоположные задачи.

Ликвидность, доходность и степень риска у активов банка сочетаются индивидуально.

Средства в кассе, в расчетно-кассовом центре - это абсолютно ликвидные активы с риском от 0 до 10% и нулевой доходностью.

Основные средства - низкая ликвидность, нулевой доход и отсутствие риска.

Выданные кредиты или вложения в ценные бумаги различаются по ликвидности, по доходности и по рискованности.

Вопрос 39. Управление рисками и доходностью расчетных технологий при безналичных расчетах.

Управление рисками при расчетах платежными поручениями. Использование платежных поручений сопряжено с определенными рисками для участников расчетов, что обязывает менеджмент в процессе организации расчетов минимизировать или полностью нейтрализовать их в рамках данной формы расчетов или предложить клиенту другие их формы. Риски, связанные с несвоевременностью платежа, возможно минимизировать в результате тщательной проработки условий расчетов при заключении договоров.

Управление рисками при расчетах по инкассо. Банки должны строго контролировать сферу применения инкассовых поручений, ограничивая их предусмотренными законодательством рамками, что связано со значительными ограничениями прав плательщиков при бесспорном и безакцептном списании их средств.

Управление рисками при расчетах по аккредитивам. В случае такой формы безналичных расчетов аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются.

Вопрос №40. Факторинговые и форфейтинговые операции банка.

Под факторингом следует понимать покупку банком платежных требований (дебиторских долгов) предприятия-поставщика с после­дующим требованием банка к предприятию-покупателю об оплате этих долгов. Банк предварительно изучает ликвидность и кредито­способность будущего плательщика по долгам, т.е. предприятия-по­купателя, далее виды и характер продаваемых дебиторских долгов, предоставляемых предприятием-поставщиком. Таким образом, банк

покупает дебиторские долги и предоставляет поставщику факторин­говый кредит.

Основные этапы работы банка по факторингу:

1) анализ финансовых отчетов предприятия-покупателя, его лик­видности, кредитоспособности;

2) анализ приобретаемых дебиторских долгов от предприятия-поставщика;

3) предоставление факторингового кредита предприятию-по­ставщику;

4) согласование и утверждение графика платежей по дебитор­ским долгам с предприятием-покупателем;

5) управление рисками неплатежей.

Факторинг в зависимости от осведомления поставщиком покупате­ля может быть следующих видов:

1 — открытый факторинг — характеризуется уведомлением поку­пателя поставщиком и банком-фактором об оплате за полученные товары;

2 — полуоткрытый факторинг — уведомлением покупателя постав­щиком и банком-фактором об оплате за полученные товары не в мо­мент заключения факторингового договора, а в момент выставления платежных счетов поставщиком покупателю;

3 — закрытый факторинг — банк-фактор, купив дебиторские сче­та поставщика, осуществляет операции с покупателем от имени поставщика.

Форфейтинг – покупка де­биторских долгов банком-форфейтером у продавцов осуществлялась в форме векселей, которые были акцептованы покупателями, и реже — аккредитивов. Предприятию — поставщику товаров, который продает векселя банку, выплачивается вексельная сумма за вычетом дисконта.

Основное достоинство форфейтинга: банк-форфейтер берет на себя все финансовые риски, связанные с оплатой векселей поку­пателя. Поэтому банк требует гарантий оплаты векселей покупателем от надежного банка. Оплата векселей осуществляется по времени в виде аннуитетов

Вопрос №41. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.

Платежный баланс — это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за грани­цей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Различают платежный баланс: 1. за определенный период (год, квартал, месяц); 2. на определенную дату.

Хотя платежный баланс на дату не фиксируется в фор­ме публикуемых статистических показателей, но он от­ражает изменения соотношений платежей и поступле­ний, которые подлежат исполнению на определенную дату. Платежный баланс за определенный период пред­ставляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить измене­ния в международных экономических отношениях стра­ны, состояние и развитие ее экономики. Платежный ба­ланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступ­ления.

По методологии Международного валютного фон­да платежный баланс — это систематический перечень всех экономических операций, осуществлен­ных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, т.е. резидентами всех остальных стран мира.

В нем фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютны­ми операциями, включающими товарообменные сдел­ки и безвозмездную внешнюю помощь, с перемеще­нием краткосрочных и долгосрочных капиталов и с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются денежными платежами, а лишь порож­дают взаимные требования и обязательства денежно­го характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценнос­ти от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны
в другую. При этом не имеет значения, сопровождает­ся ли передача ценностей за границу денежным воз­мещением в виде реального платежа, или же она осуществляется в обмен на аналогичные ценности, в кре­дит либо безвозмездно.

Структура платежного баланса.

По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два основных раздела.

1. «Платежный баланс по текущим операциям»: 1) платежи и поступления по внешнеторговым опе­рациям, или торговый баланс; 2) баланс услуг и некоммерческих операций, доходы и платежи по инвестициям.

2. «Баланс движения капиталов (краткосрочные и дол­госрочные операции) и кредитов».

За балансом движения капиталов и кредитов сле­дует статья «Ошибки и пропуски», которая показыва­ет неучтенное движение краткосрочного капитала.

Международные расчеты - регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами и гражданами стран на основе их экономических, политических и культурных отношений. Расчеты осуществляются преимущественно безналичным путем в форме записей на счетах банков. Для этого на базе корреспондентских отношений с иностранными банками открываются банковские корреспондентские счета: "лоро" - зарубежный счет в национальном банке, "ностро" - счет данного банка в иностранном.

Вопрос 42. Основы банковского финансового менеджмента и банковского маркетинга.

Менеджмент - рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.

БМ представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.

Особенности БМ:

1) содействие движению финансовых резервов;

2) извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;

3) высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;

4) своеобразие банковского продукта;

5) высокие риски всех банковских операций;

6) наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны ЦБ;

7) необходимость использовать передовые информационные системы.

Функции БМ:

1) Выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности.

2) Координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления.

3) Организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д ).

Принципы БМ:

1) Учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка.

2) Учет нормативных требований ЦБ.

3) Ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитных организаций.

4) Оптимизация доходности и рисков банковских операций.

5) Сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Виды БМ: стратегический (общий), финансовый и менеджмент персонала.

Главные цели банковского маркетинга – это максимальная скорость осуществления услуг банка, когда соблюдается пропорция быстрой оборачиваемости капиталов, скорости продаж, а хранение денежных ресурсов стоило бы минимально, и, второй компонент целевой установки, своевременное удовлетворение клиентских потребностей.

Наши рекомендации