Государственные гарантии
Золотова: Гарантия – способ обеспечения обязательства (полностью или частично) 3-х лиц, т.е когда принципал не выполняет свои обязанности, то государство выплачивает за него.
В соотв. с ГКРФ гос-во не может выступать гарантодателем. Гос-во является гарантодателем в соответствии с БК, однако, договор заключается на основе ГКРФ. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК и БК.
НО !!! у нас если дядя Ваня не смог выкупить машину, то гос-во вносит за него деньги и дядя Ваня забирает и уезжает на своей машине= > государство остается с носом))))
Гарант – тот, кто предоставляет гарантию. В нашем случае это государство.
Фактический заемщик – принципал. Он обращается к гаранту за гарантией
Кредитор – бенефициар.
Содержание государственных гарантийных операций предполагает, что государство принимает на себя определенное обязательство. Государство-гарант обязуется при известных обстоятельствах исполнить обязательства заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, неся при этом ответственность перед гарантом в виде процентов.
ст. 115 государственная или муниципальная гарантия обеспечивает:
• надлежащее исполнение принципалом (заемщиком) его обязательства перед кредитором (бенефициаром) основного обязательства;
• возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.
Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару (кредитору) по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантииявляется обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет за собой ее недействительность (ничтожность). Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нескольких лиц - ответственность, при которой кредитор вправе требовать от этих лиц как совместно, так и в отдельности исполнения обязательства как в части, так и в целом.
СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (гаранта, поручителя) - ответственность гаранта (поручителя), при которой последний отвечает только за не исполненную должником часть обязательств перед кредитором.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
• наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) и органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
• обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
• объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
• определение гарантийного случая;
• наименование принципала;
• безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
• основания выдачи гарантии;
• вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
• срок действия гарантии;
• порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
• порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
• наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
• иные сведения, определенные Бюджетным кодексом РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика — субсидиарная. Установлен порядок, в соответствии с которым каждая гарантия от имени Российской Федерации утверждается при рассмотрении закона о бюджете на очередной год, если гарантии превышают 1 млрд руб., 10 млн руб. (для субъекта Федерации), 100 тыс руб. (для муниципальных образований).
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала. Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требований гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита.
В случаях когда исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.
Управление долгом.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: 1) определение общих положений долговой политики 2) привлечение финансовых ресурсов, 3) погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Используемые в международной практике методы управления государственным долгом можно выделить в две группы (в РФ методы прописаны скудно):
1) административные методы управления долгом (основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом)
- аннулирование может проводиться по 2 причинам: в случае отказа от выплаты долга по разным мотивам, в случае финн несостоятельности государства
- списание задолженности (если в течении 3-х лет с даты следующей за датой погашения обязательства или истек срок по гарантиям, кредитор не предъявил никаких требований, то обязательство считается прекращенным; прощение долгов нищим странам)
- полное обслуживание внешней задолженности (возможно при быстрых темпах роста экономики)
- пролонгация долговых обязательств включает в себя продления срока действия договора и т.д.
2) экономические (рыночные) методы управления (состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием).
- выкуп (досрочное) погашение (самостоятельный выкуп своих долгов на открытом рынке, как правило, по цене ниже номинала)
- рефинансирование- погашение основной задолженности и % за счет средств, полученных от размещения новых займов.
- реструктуризация– это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или мун. долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. (из статьи Золотовой: реструктуризация предполагает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и установление иных условий обслуживания и сроков погашения.)
- конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. объявления государством о снижении/повышении для кредиторов доходности по займам, полученным государством
- консолидация предполагает изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение государства о переносе даты выплаты доходов по займа
- Унификация займов– это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг
- секьюритизация – это конверсия в долговые обязательства (облигации) и т.д.
Предельные объемы долга. Золотова:В части государства ограничений нет.
Долг субъекта РФ не может быть > общего годового объема доходов бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений.
Муниципальный долг не может быть > общего годового объема доходов муниципального бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.