Государственные гарантии

Золотова: Гарантия – способ обеспечения обязательства (полностью или частично) 3-х лиц, т.е когда принципал не выполняет свои обязанности, то государство выплачивает за него.

В соотв. с ГКРФ гос-во не может выступать гарантодателем. Гос-во является гарантодателем в соответствии с БК, однако, договор заключается на основе ГКРФ. Правовой базой исполь­зования государственных и муниципальных гарантий является ГК и БК.

НО !!! у нас если дядя Ваня не смог выкупить машину, то гос-во вносит за него деньги и дядя Ваня забирает и уезжает на своей машине= > государство остается с носом))))

Гарант – тот, кто предоставляет гарантию. В нашем случае это государство.

Фактический заемщик – принципал. Он обращается к гаранту за гарантией

Кредитор – бенефициар.

Содержание государственных гарантийных операций предпола­гает, что государство принимает на себя определенное обязатель­ство. Государство-гарант обязуется при известных обстоятельствах исполнить обязатель­ства заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособ­ным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, неся при этом ответственность перед гарантом в виде процентов.

ст. 115 государственная или му­ниципальная гарантия обеспечивает:

• надлежащее исполнение принципалом (заемщиком) его обязательства перед кредитором (бенефициаром) основного обязательства;

• возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении га­рантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предо­ставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия государ­ственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару (кредитору) по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право ото­звать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Письменная форма государственной или муниципальной гаран­тииявляется обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет за собой ее недействительность (ничтожность). Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обяза­тельству принципала.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нескольких лиц - ответственность, при которой кредитор вправе требовать от этих лиц как совместно, так и в отдельности исполнения обязательства как в части, так и в целом.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (гаранта, поручителя) - ответственность гаранта (поручителя), при которой последний отвечает только за не исполненную должником часть обязательств перед кредитором.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

• наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Фе­дерации, муниципальное образование) и органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

• обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

• объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

• определение гарантийного случая;

• наименование принципала;

• безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

• основания выдачи гарантии;

• вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

• срок действия гарантии;

• порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

• порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

• наличие или отсутствие права требования гаранта к принци­палу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

• иные сведения, определенные Бюджетным кодексом РФ, пра­вовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика — субсидиарная. Уста­новлен порядок, в соответствии с которым каждая гарантия от имени Российской Федерации утверждается при рассмотрении закона о бюджете на очередной год, если гарантии превышают 1 млрд руб., 10 млн руб. (для субъекта Федерации), 100 тыс руб. (для муниципальных образований).

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала. Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возник­новению права регрессного требований гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источни­ках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита.

В случаях когда исполнение гарантом государственной или му­ниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессно­го требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответ­ствующего бюджета.

Управление долгом.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: 1) определение общих положений долговой политики 2) привлечение финансовых ресурсов, 3) погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Используемые в международной практике методы управления государственным долгом можно выделить в две группы (в РФ методы прописаны скудно):

1) административные методы управления долгом (основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом)

- аннулирование может проводиться по 2 причинам: в случае отказа от выплаты долга по разным мотивам, в случае финн несостоятельности государства

- списание задолженности (если в течении 3-х лет с даты следующей за датой погашения обязательства или истек срок по гарантиям, кредитор не предъявил никаких требований, то обязательство считается прекращенным; прощение долгов нищим странам)

- полное обслуживание внешней задолженности (возможно при быстрых темпах роста экономики)

- пролонгация долговых обязательств включает в себя продления срока действия договора и т.д.

2) экономические (рыночные) методы управления (состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием).

- выкуп (досрочное) погашение (самостоятельный выкуп своих долгов на открытом рынке, как правило, по цене ниже номинала)

- рефинансирование- погашение основной задолженности и % за счет средств, полученных от размещения новых займов.

- реструктуризация– это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или мун. долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. (из статьи Золотовой: реструктуризация предполагает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и установление иных условий обслуживания и сроков погашения.)

- конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. объявления государством о снижении/повышении для кредиторов доходности по займам, полученным государством

- консолидация предполагает изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение государства о переносе даты выплаты доходов по займа

- Унификация займов– это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг

- секьюритизация – это конверсия в долговые обязательства (облигации) и т.д.

Предельные объемы долга. Золотова:В части государства ограничений нет.

Долг субъекта РФ не может быть > общего годового объема доходов бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений.

Муниципальный долг не может быть > общего годового объема доходов муниципального бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Наши рекомендации