Полученные официальные трансферты
- от нерезидентов;
- от других органов государственного управления (дотации, субвенции).
Важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Законодательство предусматривает возможность утверждения нормативов регулирующих доходов и на долговременной основе – не менее, чем на три года.
Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке». Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.
«Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотация, субвенция, субсидия
Субвенции и дотации предоставляются на основе решений соответствующих представительных органов власти, принимаемых по заявкам их получателей – органов представительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Закрытым административно-территориальным образованиям дотации и субвенции предоставляются в особом порядке: им выделяются средства из федерального бюджета для финансирования объектов Министерства РФ по атомной энергии и Министерства обороны РФ, которые находятся в пределах территории этих образований. «
Распределениедоходов и расходов бюджетов.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:
- образование доходов бюджета;
- использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Бюджеты состоят из доходной и расходной частей, в составе которых образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.
Доходы должны закрепляться за определенным уровнем бюджетной системы таким образом, чтобы их было достаточно для покрытия необходимых расходов и чтобы они достаточно просто, с минимальными усилиями, могли быть аккумулированы на данном уровне.
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:
соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
- учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
- учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет;
- самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, обусловленную принципом единства бюджетной системы, что обеспечивает сопоставимость их показателей.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.
Сбалансированность бюджета:
Большое значение имеет закрепленный в законодательстве принцип сбалансированности бюджета, т.е. соответствия объема расходов бюджета объему его доходов – он является необходимым условием реализации намеченных расходов.
Возможными проявлениями отклонения от принципа сбалансированности бюджета являются дефицит бюджета и профицит бюджета.
Негативным является каждое из этих отклонений: профицит сигнализирует о неэффективном использовании государством финансовых ресурсов, а дефицит — о неспособности государства профинансировать выполнение своих функций.
В Бюджетном кодексе в случае бюджетного дефицита предусматривается введение режима сокращения расходов, который вводится Правительством России, если дефицит бюджета не превышает 10 процентов годовых назначений (ст. 229). Когда дефицит бюджета превышает указанную величину, то соответствующий орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете (ст. 230).