Основные направления государственной политики в области налоговой реформы. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
В экономической теории выделяют три состояния бюджета:
1.профицитное – превышение доходов над расходами;
2.сбалансированное – расходы полностью обеспечивают доходы;
3.дефицитное – превышение расходов над доходами.
Дефицит измеряется в % от ВВП.
Он подразделяется:
-активный-может быть вызван необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Рост инвестиций, которые осуществляет государство, приводит к увеличению занятости к уровню дохода, а следовательно ведет к экономическому росту.
-пассивный – связан с реальным сокращением ВВП, сопровождается снижением дохода государства.
-структурный – представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Когда экономика страны выходит в период спада, то налоговые поступления сокращаются, а социальные выплаты растут.
-циклический – разность между реально наблюдаемым бюджетным дефицитом и структурным.
Методы финансирования:
1.Инфляционные. К ним относят: эмиссию денег, заимствование у ЦБ страны, повышение уровня изъятия налогов( через косвенные налоги).
2.Не инфляционные. Заимствование на внутренних и внешних финансовых рынках Они ведут к увеличению государственного долга.
Нормальным для экономики считается дефицит приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране.
18. Содержание и формы государственного кредита.
Госуд. кредит – это совокупность экономических отношений между государствами в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита, имеет особенности финансов и кредита.
В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.
В качестве звена кредитной системы государственный кредит основывается на принципах срочности, платности и возвратности.
Различают три формы государственного кредита:
1. Государство, в качестве заемщика;
2. Государство, в качестве кредитора;
3. Государство, в качестве гаранта.
1.Как заемщик. В соответствии с ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие материальные ценности, а заемщик обязуется вернуть такую же сумму или равное количество материальных ценностей, того же рода и качества.
2. Как гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ выступает в качестве гаранта, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
3. Как кредитор.
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое значение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.
В современных условиях наряду с бюджетом внебюджетные фонды играют важную роль и это, объясняется рядом причин:
1.у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
2. предназначены для решения важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;
3. могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредитования.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1.выделение из бюджета определенных;
2.формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в название фонда указана цель расходования средств.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:
1.обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики(фонды НИОКР, экологические и др.);
2.расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.
Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФРФ и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства ПФР формируются за счет:
1. страховых взносов работодателей;
2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;
4. ассигнований из бюджетов субъектов РФ;
5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
6. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
7. доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
1.выплату государственных пенсий;
2.выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
3.оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4.финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
5.осуществляет прием документов и выдачу сертификата «О материнском капитале»;
6.другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.