Тема 12. «государственное финансовое регулирование»
Цель лекции – раскрыть основы государственного финансового регулирования экономики.
План лекции:
Вопрос № 1. Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость.
Вопрос № 2. Макроэкономическое равновесие и финансы.
Вопрос № 3. Варианты фискальной политики.
Вопрос № 4. Влияние налогов на рыночное равновесие.
Основные понятия: государственное финансовое регулирование, макроэкономическое равновесие, фискальная политика
Вопрос № 1. Понятие государственного финансового регулирования,
Его необходимость
Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
2. Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление, от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки сформулированной в пункте 3.
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления.
К таким условиям относятся следующие:
а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам;
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства;
г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.).
Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом -внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия ,и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.
Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития. Применяемые элементы - регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.