Понятие, предмет и метод финансового права
Финансовое право.Понятие и предмет правового регулирования
Фина́нсовое пра́во — отрасль юридической науки, а также отрасль права и дисциплина, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (фондов денежных средств государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.
Понятие, предмет и метод финансового права
Из общей теории права известно, что для разграничения отраслей права, в своей совокупности составляющих систему права, используются два основных признака – предмет и метод правового регулирования. Финансовое право, являющееся самостоятельной отраслью права, имеет только ей присущий предмет правового регулирования и обусловленный спецификой предмета финансового права определенный метод.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности и составляющие предмет финансового права, очень разнообразны и многочисленны, поскольку нормы финансового права законодательно закрепляют существующую в обществе финансовую систему. Однако при всем своем разнообразии эти отношения имеют общее направление – они возникают в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых для финансового обеспечения деятельности государства.
Общественные отношения, составляющие предмет финансового права, обладают следующими особенностями:
- направленность на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов при параллельном создании государством соответствующего организационно-правового и экономико-эффективного механизма развития всех хозяйствующих субъектов. Исходя из научно-методологического потенциала, основной категории финансового права следует констатировать главную особенность общественных отношений, составляющих предмет финансового права: они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- властный характер финансовых отношений, что обусловлено обязательным участием государства в лице компетентных органов, наделенных правом соответствующим нормативно-правовым образом воздействовать на других субъектов;
- имущественный характер отношений, являющийся сегодня доминантой в характеристике отношений, составляющих предмет финансового права, обусловленный их возникновением по поводу специфических финансовых ресурсов (денежных средств). При этом предметом финансового права являются только те денежные отношения, которые непосредственно связаны с мобилизацией, распределением и использованием централизованных денежных фондов и созданием соответствующих условий для функционирования децентрализованных денежных фондов;
- финансовые отношения характеризуются неравенством сторон, зависимостью одних субъектов (различные субъекты, выступающие в качестве налогоплательщиков, получателей бюджетных ассигнований и др.) от других (государство или специально уполномоченный орган), что порождает определенную конфликтность этих отношений.
Финансовое право как отрасль права характеризуется не только собственным предметом правового регулирования, но и наличием специфического метода регулирования, т. е. совокупностью приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений и характер связей между ними.
Финансовое право имеет свой метод правового регулирования – метод властных предписаний (полномочий), который заключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны финансового правоотношения.
Вопрос о методе правового регулирования, применяемого финансовым правом, остается в науке финансового права дискуссионным. Так, В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ различных точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет "различные методы регулирования, а … использует так называемый административный метод"[1]. Указанной позиции с определенной модификацией придерживаются и другие ученые.
Однако в юридической литературе была высказана и противоположная точка зрения о характере метода правового регулирования финансового права, применяемого финансовым правом. Признавая, что характерными особенностями метода правового регулирования финансового права являются "власть и подчинение", применяемые и другими отраслями публичного права, в частности административным правом, представители указанного направления делают попытки выявить особенности метода правового регулирования, применяемого при регулировании предмета финансового права. Так, профессор М. В. Сенцова (Карасева) определяет следующие специфические черты метода властных предписаний:
· преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права;
· метод властных предписаний носит императивный характер, т. е. субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими;
· конформизм метода властных предписаний. Это означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а лишь следуя предписаниям соответствующих актов государственных органов;
· юридическое неравенство субъектов финансового права, проявляющееся в том, что одни субъекты обладают юридически властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние – нет[2].
Таким образом, наличие самостоятельного предмета и соответствующего метода воздействия позволяет утверждать, что финансовое право– это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.