Понятие, предмет и метод финансового права

Общественные отношения, возникающие в процессе финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированное™, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек­тов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права.

Таким образом, финансовое право — это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, воз­никающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

В связи с финансовой деятельностью государства и муници­пальных образований возникают, помимо финансовых, иные общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансо­вое же право распространяется только на финансовые отноше­ния. Эти отношения имеют имущественный (денежный) ха­рактер.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой систе­мы, распределение компетенции в данной области между Феде­рацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице со­ответствующих органов, а на основе этих исходных норм регу­лирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют пред­мет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это обществен­ные отношения, возникающие в процессе деятельности государ­ства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фон­дов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообраз­ны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и госу­дарства. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотноше­ния со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного са­моуправления — с организациями и физическими лицами, вза­имодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления.

Связь финансового права именно с государственными фи­нансами и соответствующей деятельностью земств, т. е. органов местного самоуправления, отмечалась в русской дореволюци­онной литературе, а также современными зарубежными иссле­дователями финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансово­го права, можно выделить следующие их группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муници­пальными образованиями и административно-территориальны­ми единицами, возникающие в связи с распределением финан­совых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учрежде­ниями, с другой — в связи с выполнением финансовых обяза­тельств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государствен­ных и муниципальных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муници­пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюд­жетных, кредитных, страховых);

г) между государственными и муниципальными предприяти­ями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органа­ми, с другой — в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собствен­ных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной сторо­ны, и юридическими и физическими лицами, с другой — в связи с образованием и распределением государственных кредит­ных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой — в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Указанные финансовые отношения при всем своем разнооб­разии имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и — в рамках за­конодательства — органов местного самоуправления.

Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномочен­ных органов государства и местного самоуправления (импера­тивный).

Формирующееся финансовое право Российской Федерации отра­жает новые экономические и политические условия страны. Это выражается в установлении равенства прав субъектов, независи­мо от формы собственности, и соответственно этому — их фи­нансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов и т. д.; в нацеленности финансово-правового регулирования на усиление эффективности финансовой системы; в применении более разнообразных методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (однако, при еще недостаточ­ном развитии ее социальной направленности). Финансовое пра­во отражает развитие в России федеративных отношений и мест­ного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов РФ, расширение их самостоятель­ности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отно­шении органов местного самоуправления. Вместе с тем эти про­цессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечива­ющей единую финансовую политику в стране.

В то же время отмеченные направления в развитии финансо­вого права Российской Федерации во многих случаях представ­ляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения.

Наши рекомендации