Определение стратегических целей
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется «Главная цель или перспектива города на период до 2020 г.» (или какой-либо другой соответствующей даты).
Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:
1. Временное измерение;
2. Оригинальное «продаваемое» предложение (ОПП - или продвижение брэнда, сделанного в городе);
3. «Движущие силы»;
4. Флагманские проекты.
Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
Примерами главных целей стратегических планов развития городов могут быть:
· "Улучшить ситуацию в городе, чтобы он стал крупным сервисным центром в регионе и начал развиваться как небольшой город международного значения"
· «Создать динамично развивающийся производственный сектор, предоставляющий жителям города возможность подбора высокооплачиваемой работы на предприятиях малого и среднего бизнеса»
· «Стать крупнейшим центром туризма и отдыха в Российской Федерации, обладающим развитой системой гостиниц, способным принять 5 млн. посетителей в год, из которых 5% составят зарубежные туристы».
· "К 2015 г. Калининград воспользуется преимуществами своего уникального географического положения как центра торговли и туризма. Это будет не только активно функционирующий порт и центр производства, выпускающий высококачественные потребительские и промышленные товары для продажи в России и за рубежом, но и центр стремительно растущей индустрии услуг, обслуживающей не только город, что создаст высокий уровень жизни его населения и большое количество разнообразных рабочих мест; это будет город растущей уверенности, гордости за его историческое прошлое и устойчивое будущее развитие как экологически чистого города и части мирового сообщества."
· "Через двадцать лет Сочи станет конкурентоспособным на мировой арене, быстро растущим привлекательным курортным городом, куда туристы будут приезжать снова и снова, привлеченные разнообразием видов туризма: природным туризмом, и возможностями заниматься спортом. Кроме того, в город будут приезжать и бизнесмены, привлеченные производственным сектором, связанным с торговлей туристическим товарами, что позволит создать большое количество разнообразных рабочих мест и дать высокий уровень заработной платы рабочим и прибыльные инвестиционные возможности для крупных и мелких предприятий. 10% посетителей города составят иностранные туристы."
· "К 2015 г. Вологда станет оживленным производственным центром, выпускающим высококачественные потребительские и промышленные товары для продажи на российском и экспортном рынках. Кроме того, в городе появится быстро растущий сектор услуг, предоставляемых и за пределами города, так что у его жителей повысится уровень жизни, возникнут разнообразные возможности в плане трудоустройства, а заработная плата в городе будет на 20% выше, чем в среднем по России при уровне безработицы на 20% ниже, чем в среднем по стране."
При формировании стратегических целей социального развития муниципального образования повышение качества жизни населения развертывается в систему показателей в рамках основных направлений: 1) охрана здоровья населения; 2) обеспечение общественного порядка и законности; 3) улучшение экологической ситуации; 4) защита социально уязвимых групп населения; 5) обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами; 6) благоустройство территории; 7) бытовое обслуживание и торговля; 8) сфера образования; 9) культура и искусство; 10) транспортное обслуживание и др. Не имея в настоящее время утвержденной системы стандартов качества жизни на уровне государственного управления, муниципальное образование, тем не менее, может приступить к разработке собственной системы социальных стандартов, учитывающей особенности его развития (достигнутый уровень качества жизни, выбранные приоритеты социальной политики, действующие нормативы). Величина стандарта должна определяться исходя из специфики показателя и особенностей составляющей социальной системы, которую он описывает.
В качестве типовых стратегических условий установок социального развития муниципального образования рекомендуется использовать следующие:
· нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;
· реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции “совершенствования медицинского обслуживания населения” к концепции “расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения”;
· переориентация социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
· активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;
· обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала;
· интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;
· формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения;
· развитие и совершенствование муниципальной социальной инфраструктуры;
· улучшение экологии города и сохранение среды обитания.