К 23 вопросу.Анализ производительности труда и факторов, влияющих на ее уровень

Анализ использования трудовых ресурсов во многом зависит от интенсивности труда, главным измерителем которой является производительность труда. Производительность труда определяется как отношение объема реализации продукции (работ, услуг) к среднесписочной численности занятых. Анализ производительности труда может быть осуществлен в три этапа. На первом этапе определяются основные факторы, влияющие на уровень и динамику производительности труда (табл. 6.3).

Основные факторы производительности труда

Группа факторов Характеристика факторов
Отраслевые Выпуск высокотехнологичной продукции высокого качества, отсутствие конкурентов
Структурные Повышение удельного веса покупных полуфабрикатов, относительное уменьшение численности персонала при росте объема производства
Технические Повышение мощности оборудования, внедрение прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производственных процессов
Организационные Увеличение норм выработки, ликвидация потерь рабочего времени
Территориальные Благоприятные территориальные условия производства, сокращение затрат на транспортировку продукции и исходного сырья
Социально-экономические Повышение уровня квалификации работников, улучшение условий труда
Морально-психологические Улучшение морально-психологического климата в коллективе, развитие позитивной мотивации труда

На втором этапе осуществляется расчет влияния данных факторов на изменение производительности труда. Третий этап предполагает выбор оптимального варианта экономического обоснования роста производительности труда за счет определенного подбора групп факторов.

К 12 вопросу по экономике.Методы планирования и прогнозирования затрат.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Основные задачи финансового планирования на предприятии:

> обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

> определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

> выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

> устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

> соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

> контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия

Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

>экономического анализа,

>нормативный,

>балансовых расчетов,

>денежных потоков,

>метод многовариантности,

>экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт- кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.(Если спросят- Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.)

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

1.прогноза отчета о прибылях и убытках;

2. прогноза движения денежных средств;

3.прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели.

Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.

Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при интервъюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюктуры.

Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

Фактор сезонности- оказывает большое влияние на объёмы продаж .

Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия,

Наши рекомендации