Отрасль, рынок и конкуренция
Потенциальный инвестор надеется, что после прочтения Инвестиционного предложения он будет лучше понимать отрасль, в которой действует ваша компания, рынки сбыта, а также уровень конкуренции. Это важнейшая информация, на основе которой потенциальный инвестор сможет сделать вывод, в состоянии ли компания успешно реализовать свои конкурентные преимущества на рынке в соответствии с бизнес-планом, а следовательно, обеспечить прибыль и прирост стоимости бизнеса.
Отрасль
Описывая отрасль, в которой действует компания, необходимо уделить внимание тенденциям изменений в отрасли, которые могут повлиять на положение компании. Поскольку состояние дел в отрасли, возможно, незнакомо потенциальному инвестору, в описании стоит уделить внимание следующим факторам:
способность поставщиков негативно для компании влиять на условия поставки; способность покупателей негативно для компании влиять на условия покупки продукции и/или услуг; возможность возникновения продуктов-заменителей; величина барьеров на вход новых предприятий-конкурентов (игроков) на рынки, на которых действует компания; уровень конкуренции в отрасли.
Рынок
Опишите целевые рынки, сегменты и целевые группы потребителей, где компания будет реализовывать свою продукцию и/или услуги. Описание должно включать четкое определение рынков или рыночных сегментов (включая демографические, географические, функциональные и др.) с указанием тенденций и важнейших факторов, определяющих изменение спроса на этих рынках и сегментах. Данный раздел должен содержать:
Определение важнейших групп потребителей (включая покупателей промышленных товаров, потребительских товаров, правительственных учреждений и т.п.) с указанием их важнейших характеристик. Описание исторического и предполагаемого в будущем роста рынка и рыночных сегментов. Определение существующих рынков (регионального, национального, международного) и будущих рынков (в связи с возможностями будущего роста). Описание способов дистрибуции продукции в каждый из целевых сегментов. Описание специфических и других характеристик целевых потребителей и областей, в которые определяют наиболее высокие возможности для роста (включая влияние поставщиков, барьеры на пути внедрения на рынок, сезонность, цикличность, валюта и т.п.).
Конкуренция
Потенциальный инвестор воспримет негативно такую компанию, которая не в состоянии продемонстрировать реалистичный взгляд на конкуренцию. Информация, содержащаяся в данном разделе, помогает потенциальному инвестору сделать вывод о вероятности успеха компании на рынке.
В этом разделе должна быть представлена следующая информация:
Кто ваши конкуренты? В чем их сильные и слабые стороны, какова их доля на рынке? Что является основой для конкуренции (ключевые факторы успеха на рынке: ценовая политика, качество продукта, надежность, качество обслуживания клиентов, стиль поведения, имидж, система продвижения продукции и т.п.)?
Потенциальный инвестор будет разбираться в том, как вы оцениваете свое положение на рынке или рыночных сегментах. После того как вы обозначите свои целевые группы потребителей, вы должны описать, как будут реагировать конкуренты на ваше появление на рынке. Инвесторы, безусловно, захотят понять, как ваша стратегия и реализация плана маркетинга позволит добиться успеха в борьбе с конкурентами. Представленная информация должна помочь потенциальному инвестору ответить на следующие вопросы:
Какую долю будет занимать ваша компания на рынке через период, определенный вашим планом маркетинга (бизнес-планом)? Будут ли созданы новые рынки, как результат реализации вашей стратегии? Будут ли клиенты вашей компании получены в результате роста общей емкости рынка или они будут перехвачены у конкурентов (укажите каких)? Какова будет реакция конкурентов на ваше расширение или выход на рынок или сегмент рынка? Как они ответят на ваши действия? Могут ли появиться новые конкуренты в результате вашей активности? Как вы будете реагировать на их появление?
Постарайтесь не поддаваться соблазну нереалистичных прогнозов. Очень легко переоценить сильные стороны своей компании и недооценить способности конкурентов. Отсутствие реализма будет оценено потенциальным инвестором как недостаток вашей компетенции. При этом может сформироваться скептическое мнение и о других частях вашего Инвестиционного предложения, которые были столь же оптимистичны, особенно если инвестор имеет опыт работы в данной отрасли.
Когда вы описываете отрасль, рынки и данные о конкуренции (исторические и прогнозные), постарайтесь использовать вторичные информационные источники: отчеты независимых консультационных фирм об исследованиях рынка, опубликованные отраслевые прогнозы, государственную статистическую информацию и другие публикации. Это поможет придать вашим данным больше надежности, правдоподобности и убедить потенциального инвестора в реалистичности ваших оценок.
Операции
Раздел должен включать информацию, дающую представление о том, как функционирует ваш бизнес. Что и как ваше предприятие производит и каким образом продает и доставляет продукцию клиентам? Описание должно содержать следующую информацию:
для промышленных проектов: описание производственного процесса компании, включая основные технологические операции и бизнес-процессы, возможности повышения качества и расширения производственных мощностей:
- дистрибьюторская система;
- процессы патентования и лицензирования;
- технологический уровень производства;
- типы используемого оборудования;
- производственные мощности;
- ключевые поставщики сырья, материалов и комплектующих;
- требования к уровню квалификации работников;
- собственные или арендуемые помещения и участки земли;
- ключевые преимущества;
- технологические ограничения (включая ограничения мощности) и как эти ограничения могут быть устранены.
для бизнеса, связанного с оказанием услуг:
- способы предоставления оказания услуг клиентам;
- требования к переподготовке кадров;
- факторы, ограничивающие возможности оказания услуг.
Дополнительная, детальная информация может быть представлена в Приложении, например: планировки производственных участков, фотографии, характеристики сырья и т.п.
Финансовая история
Раздел включает финансовые результаты работы компании в предыдущие отрезки времени, включая: баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о денежных потоках (не обязательно). Обычно эта информация берется из внешней финансовой отчетности компании и приводится к единому формату, соответствующему IAS. Данная информация необходима потенциальному инвестору, чтобы оценить, насколько эффективно компания действовала в прошлом. Инвесторы будут использовать эту отчетность для анализа реалистичности прогнозов финансовых результатов.
Желательно снабдить отчеты краткими комментариями, из которых будет понятно, какие события повлияли на полученные финансовые результаты в каждый представленный год. Комментарии должны пояснять изменения в объеме продаж, валовой прибыли, оперативной прибыли, рабочем капитале, долговых обязательствах и т.п. Таким образом, инвестору будет предоставлена информация о возможных перспективах, основанных на ранее достигнутых результатах. Это позволит инвестору понять объемы финансовых операций компании. Вы должны также объяснить все вероятные значительные несоответствия между прошлыми финансовыми результатами и будущими возможностями, представленными стратегическим планом.
Полные финансовые и аудиторские отчеты могут быть представлены в Приложении.
8. Стратегический план
Стратегический план - наиболее важная для инвестора часть Инвестиционного предложения, он позволяет инвестору понять, как компания планирует капитализировать свои возможности роста. Вы должны включить в этот раздел следующую информацию:
Описание стратегического плана развития компании, возможностей роста и каким образом они могут быть обеспечены. Описание конкретных действий, которые будут реализованы в процессе выполнения стратегического плана. Описание ожидаемого эффекта от этих действий на маркетинг и сбыт, издержки, финансирование, человеческие ресурсы и производственные функции.
Данная информация может быть представлена в различном виде. Например, в форме общего описания действий с указанием эффекта для каждой функциональной области или таблицы, которая содержит специфические цели для каждой функциональной области и описание того, как эти цели могут быть достигнуты и какие ресурсы потребуются для реализации планов. План должен согласовываться с другими частями Инвестиционного предложения и связывать вместе все утверждения, сделанные в предыдущих разделах.