Внутренний и внешний государственный долг

Собранные таким способом фи­нансовые ресурсы формируют внутренний и внешний госу­дарственный долг.

Отношения по внутреннему государственному долгу ре­гулируются Законом от 27 мая 1993 г. «О внутреннем госу­дарственном долге Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 1 названного Закона под внут­ренним государственным долгомпонимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задол­женность Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. Порядок, условия вы­пуска, размещения, обращения и обслуживания государст­венных долговых обязательств определяется Правительст­вом либо по его поручению Министерством финансов Рес­публики Беларусь. Эта деятельность относится к управле­нию государственным долгом.

В состав внутреннего государственного долга Респуб­лики Беларусь не входят долги местных Советов депутатов. Порядок управления местными долгами регулируется ре­шениями местных Советов депутатов, а ежегодный пре­дельный прирост или сокращение местных долгов устанав­ливается законодательной властью по предложениям Пре­зидента Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может выступать в следующих формах:

- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг от имени Прави­тельства;

- кредитов Национального банка Республики Беларусь;

- других долговых обязательств, гарантированных Пра­вительством Республики Беларусь.

Главное назначение государственного кредита - покры­тие дефицита бюджета. Кроме этого, основными задачами государственного кредита являются: снижение темпов ин­фляции; исполнение бюджета по расходам; привлечение средств для инвестиций; регулирование денежного обраще­ния.

Важным признаком государственного кредита является его срочность, который тесно переплетается с признаком возвратности. Срочность заключается в том, что государство рано или поздно обязано вернуть денежные средства креди­торам. По срокам государственный кредит бывает кратко-срочным (до года) и долгосрочным (свыше одного года). Время возврата устанавливается самим государством.

Интересы кредиторов выражает признак платности (возмездность) государственного кредита (долга). Юриди­ческие и физические лица, ссужающие денежные средства государству, получают от последнего доход, который мо­жет выражаться в различных формах (денежной, товарной, в виде выигрыша и др.).

Основной признак, отличающий государственный кре­дит от налогов, - добровольность вступления кредиторов в отношения по государственному кредиту. Юридические и физические лица добровольно приобретают облигации го­сударственных займов и другие ценные бумаги государст­ва, в то время как отношения по уплате налогов носят обя­зательный характер и охраняются принудительной силой государства.

Финансовые отношения в области государственного кредита обладают рядом особенностей:

1) отношения по государственному кредиту возникают в процессе финансовой деятельности государства и исполь­зуются для мобилизации денежных средств в бюджет;

2) обязательной стороной этих отношений выступает государство в лице уполномоченных органов (Правительст­ва Республики Беларусь, Министерства финансов Респуб­лики Беларусь);

3) условия выпуска, обращения и погашения государст­венных ценных бумаг разрабатываются и утверждаются самим государством (Советом Министров Республики Бе­ларусь);

4) изменить эти условия вторая сторона - юридические и физические лица (инвесторы) по своей собственной ини­циативе не могут.

Необходимо различать государственный кредит и бан­ковский кредит, отличительные признаки которых приве­дены в таблице.

Таблица

Признак Государственный кредит Банковский кредит
Должники Государство Юридические и фи­зические лица
Кредиторы Юридические и физические лица Банковская система
Цель использо­вания Прежде всего покрытие дефи­цита бюджета Недостаток собствен­ных денежных средств
Назначение Не имеет строго целевого назна­чения На конкретные цели
Ответственность Как правило, в отношении госу­дарства не преду­сматриваются экономические санкции Срок возврата кре­дита строго опреде­лен и его нарушение приводит к возникно­вению ответственно­сти
Влияние на де­нежную массу в обращении Сокращает коли­чество денег в обращении Может вызвать по­явление избыточной денежной массы

Отношения в области внешнего государственного долга регулируются Законом «О внешнем государственном долге Республики Беларусь».

При внешнем государственном долге государство вы­ступает заемщиком, а кредиторами - другие государства, международные организации, иностранные юридические и I физические лица (нерезиденты Республики Беларусь).

Внешний государственный долгРеспублики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государствен­ным займам на определенный момент времени.

Ежегодно законом о бюджете на очередной год устанавливается лимит внешнего государственного долга, пред­ставляющий из себя максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США. На протяжении 1995-2005 гг. лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долл. США.

Внешние государственные займы привлекаются и ис­пользуются для покрытия дефицита республиканского бюджета; пополнения валютных резервов Республики Бе­ларусь; реализации инвестиционных проектов и государст­венных программ в соответствии с приоритетными направ­лениями развития экономики республики; решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации послед­ствий стихийных бедствий; импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае кри­тического положения в обеспечении ими республики; под­держки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в каче­стве государственных долговых обязательств, форми­рующих внешний государственный долг, могут исполь­зоваться только для покрытия дефицита республиканско­го бюджета и (или) пополнения валютных резервов наше­го государства.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собст­венности республики имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего го­сударственного долга предусматриваются в законе о бюд­жете Республики Беларусь на очередной год до тех пор, по­ка задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Данные платежи являются пер­воочередными по отношению к другим расходам при ис­полнении республиканского бюджета. Государство не отве­чает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государст­венной гарантии.

Наши рекомендации