Понятия и формы реализации норм бюджетного права
1, Регулируемые нормами бюджетного права общественные отношения традиционно относятся к сфере публичного права. Поэтому большая частьбюджетно-правовых норм носит ярко выраженный императивный(властный) характер. Кроме того, реализация норм бюджетного права (как и норм других отраслей права) обеспечивается имеющимися в распоряжении правоприменителей организационными и стимулирующими, средствами, а также подкрепляется возможностью применения к участникам бюджетных правоотношений, не удержавшихся в рамках правомерного поведения, принудительной силы государства.
2. Таким образом, реализация норм бюджетного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований, правил и образцов (моделей) поведения участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений.
Выделяют несколько способов (или форм) реализации норм права: */ исполнение; %/ применение; */ использование;
• соблюдение. Исполнение норм бюджетного права представляет собой процесс совер-шения всеми участниками бюджетных правоотношений тех действий,
которые предписаны в нормах. Примером такого должного поведения субъектов права может выступать исполнение бюджета. В отличие от исполнения применение налогово-правовых норм осуществ
ляется государственными органами, специально наделенными на то властными полномочиями, и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий, бездействия, издании финансовыми органами индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т. д.
При использовании норм бюджетного права участник бюджетных правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет каким-либо, предусмотренным бюджетно-правовыми нормами правом.
. Норма бюджетного права (или, как ее иначе именуют в литературе, бюджетно-правовая норма) - это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного (должного) либо неправомерного.
Нормы бюджетного права выражают сущность регулируемых ими общественных отношений особого вида. В своей определенной совокупности они составляют содержание конкретных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства - БК РФ, региональных и местных законов о бюджетах соответствующих субъектов РФ или муниципального образования, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д.
3. Нормы бюджетного права, как и любые другие нормы права, являясь по сути своей системными образованиями, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права обычно понимается внутреннее строение нормы, обусловленное связью ее элементов.
Норма бюджетного права по своей структуре, как правило, включает в себя три элемента (части): %/ гипотезу;
• диспозицию; */ санкцию. Каждая из указанных частей бюджетно-правовой нормы имеет свое, особое функциональное значение. Как свидетельствует история развития юридической науки, первоначально такое понимание структуры нормы права относилось лишь к нормам гражданского права, ибо именно в них чаще всего усматривались перечисленные части: если наступают (складываются) соответствующие обстоятельства (гипотеза), то стороны (субъекты) обязаны совершить такие-то необходимые действия (диспозиция), а иначе наступят неблагоприятные для них последствия (сан
кция). Более кратко это логическое строение можно изложить так: "если -» то -> иначе"1*.
Гипотезой традиционно именуется та часть нормы бюджетного права, в которой заключены:
содержание самого правила поведения; i/ фактические условия реализации нормы;
обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения.
Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы. Она форму лирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или реко мендуемого данной нормой права правила поведения.
Санкция - часть нормы бюджетного права, в которой указывается на правовые последствия: поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила.
. Наука бюджетного права- это система знаний о бюджетном праве как совокупности правовых норм, об основных бюджетно-правовых категориях, таких как бюджет, бюджетный процесс, бюджетный контроль, бюджетные правоотношения, а также о процессе возникновения и развития бюджетного права, о тенденциях его развития и направлениях совершенствования бюджетно-правового регулирования.
Назначение науки бюджетного права - не только исследовать установленные бюджетно-правовые нормы и бюджетно-правовые отношения, но с помощью исторического, сравнительного, логического и других методов познания способствовать совершенствованию правового регулирования общественных отношений нормами бюджетного права, восполнять пробелы, устранять противоречия, исправлять неточности в законодательном регулировании бюджетных отношений. Наука бюджетного права относительно объективного бюджетного права <1> выполняет следующие функции: аналитическую - в процессе комментирования и анализа действующих бюджетно-правовых норм и отношений; критическую - в процессе выявления пробелов и дефектов в бюджетном законодательстве; конструктивную - когда способствует образованию новых, более совершенных бюджетно-правовых механизмов <2>.
К основным объектам науки бюджетного права относятся: нормы бюджетного права;
предмет и метод бюджетного права;
принципы бюджетного права;
источники бюджетного права;
бюджетные правоотношения;
понятийно-категориальный аппарат;
правоприменительная практика.
Источники бюджетного права как подотрасли финансового права нужно отличать от
источников науки бюджетного права. Так, источниками науки бюджетного права наряду с нормативными правовыми актами являются теоретические источники: монографии, научные статьи, кандидатские и докторские диссертации по проблемам бюджетного права.
Следует отличать императивный метод бюджетного права от методов науки бюджетного права. Методами, с помощью которых наука бюджетного права изучает бюджетно-правовую действительность, являются: исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой (компаративный), социологический и др.