Для того чтобы изложенные принципы были реализованы на практике, необходимо наличие определенных условий

Условия проведения безналичных расчетов включают необ­ходимость открытия банковских счетов для проведения безна­личных платежей и заключение соответствующих договоров между банками и их клиентами. Как уже отмечалось, расчет­ные операции могут совершаться по различным банковским счетам — депозитным, контокоррентным, счетам по учету кре­дитной задолженности, карт-счетам и др. Однако основным счетом, который используется для проведения безналичных платежей юридических лиц, является текущий (расчетный) счет. Предприятие или организация имеют право самостоя­тельно выбрать банк для открытия счета. Порядок открытия и функционирования всех видов банковских счетов регулируется нормативными актами Национального банка. Безналичные расчеты по счетам клиентов банки совершают только в соответ­ствии с условиями заключенных с ними договоров — текущего (расчетного) счета, банковского вклада (депозита), кредитного или других.

Организация безналичных расчетов основывается на дого­ворных отношениях не только между банками и их клиентами, ведь потребность в платежах возникает у хозяйствующих субъ­ектов в связи с осуществлением конкретных сделок, выполне­нием финансовых обязательств и т.д. Таким образом, безналич­ные расчеты клиентов банков базируются на договорах на пос­тавку товаров, выполнение работ, предоставление услуг (основ­ных договорах). В этих договорах кроме всего прочего оговари­вается форма, в которой будут осуществляться безналичные платежи. Банки не имеют права контролировать исполнение клиентами обязательств по основному договору и вмешиваться в отношения между его сторонами.

Порядок проведения безналичных расчетов устанавливает­ся законодательством и определяет виды и форму платежных документов, сроки их исполнения, правила документооборота, очередность платежей, ответственность сторон за соблюдение платежной дисциплины и т.д. Он является единым для всех участников и действует независимо от конкретной формы рас­четов.

В Республике Беларусь безналичные расчетные операции проводятся банками на основании платежных инструкций кли­ентов.

Платежная инструкция представляет собой указания ини­циатора платежа банку-отправителю перевести в пользу бене­фициара определенную сумму денежных средств. Инициато­ром платежа может выступать и плательщик, и бенефициар. Клиент может выдать платежные инструкции банку-отправи­телю двумя способами: предоставив ему расчетные документы (платежные поручения, платежные требования или платежные требования-поручения) либо посредством использования пла- тежных инструментов (чеков, банковских пластиковых карто­чек и т.д.). Платежные инструкции могут оформляться на бу­мажном носителе или в виде электропного документа, требова­ния к их форме и содержанию устанавливаются Национальным банком. Получив платежную инструкцию клиента, банк обязан исполнить ее не позднее банковского дня, следующего за днем ее представления. Обстоятельства, при которых банк имеет право отказаться выполнять платежные инструкции клиентов, определяются действующим законодательством.

Последовательное перемещение платежных инструкций в процессе совершения платежей называется документооборо­том. Каждому виду платежной инструкции присущи свои осо­бенности документооборота и его продолжительность. Основ­ные правила документооборота в различных формах безналич­ных расчетов разрабатываются Национальный банком. В соот­ветствии с ними каждый банк устанавливает собственный по­рядок перемещения платежных инструкций между его струк­турными подразделениями.

Все платежи со счета клиента банк осуществляет в той по­следовательности, в которой поступили к нему платежные ин­струкции по этим платежам. Однако если средств на счете не­достаточно для оплаты всех поступивших платежных инструк­ций, для клиента большое значение приобретает очередность, в которой банк будет проводить расчеты по его обязательствам. Очередность платежей — это последовательность списания средств с текущих (расчетных) и других счетов для оплаты по­ступивших платежных инструкций при недостатке средств на счете. Она устанавливается в законодательном порядке и явля­ется для банков обязательной.

Выделяют следующие виды очередности: календарную, це­левую и по усмотрению клиента. Календарная очеред­ность подразумевает исполнение платежных инструкций в той последовательности, в какой они поступили в банк (независимо от цели и значения платежей). Ее недостаток заключается в том, что второстепенные для клиента обязательства могут быть оплачены в ущерб наиболее важным для него платежам. Целе­вая очередность предусматривает следующий порядок: исхо­дя из экономического значения платежей определяются груп­пы их очередности; оплата каждой последующей группы осу­ществляется только после завершения всех платежей предыду­щих групп.

В настоящее время в Республике Беларусь применяются все три вида очередности платежей. Определены целевые группы очередности, в пределах которых платежи совершаются, как правило, в порядке календарного поступления платежных ин­струкций. В последней группе допускается установление оче­редности платежей по усмотрению плательщика.

Наши рекомендации