Сущность таможенного регулирования
Согласно Конституции Российской Федерации, таможенное регулирование в нашей стране должны осуществлять федеральные органы (т.е. производится оно только на федеральном уровне). Это позволяет выработать единые правила ведения внешнеэкономической деятельности для всех ее участников, определить единые правила прохождения таможенных процедур для товаров, пересекающих границу России.
Другими словами, государство имеет исключительные права на реализацию таможенного регулирования – оно может выбирать таможенную политику, разрабатывать инструменты регулирования, обеспечивать единство таможенной территории.
Относительно единства таможенной территории, в Конституции РФ говорится, что на территории России нельзя устанавливать таможенные границы, которые препятствовали бы движению финансовых средств, товаров, услуг. В России таможенная территория – это территория всей страны.
В общем случае, таможенное регулирование – это спектр отношений, которые непосредственным образом связаны с деятельностью страны, ее внешней и внутренней политикой. Оно имеет многоцелевой характер и признано учитывать интересы участников ВЭД, а также потребности современного российского общества.
Основу таможенного регулирования составляют таможенная политика, а также ряд мер и правил, действующих при перемещении товаров и транспорта через российскую границу, процедуру таможенного оформления, взимание таможенных пошлин, таможенный контроль и многие другие средства, с помощью которых оно осуществляется. Понятие «таможенное регулирование», прежде всего, означает действие, направленное на защиту экономических и политических интересов страны.
Таможенное регулирование предусматривает два типа мер осуществления таможенной политики – фритредерство и протекционизм.
Фритредерство направлено на развитие свободной торговли между странами. Его задача – устранять различные преграды, которые помешали бы развитию внешнеэкономических отношений, удовлетворению потребностей в тех или иных товарах для нашей страны.
Протекционизм направлен, прежде всего, на защиту интересов собственных производителей на внутреннем рынке страны. Этим мерам характерны повышение таможенных пошлин и различные ограничения на ввоз тех или иных товаров.
Правила таможенного регулирования регламентируются в соответствующих федеральных законах.
Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ Россия ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.
Основы нормативного регулирования в Таможенном союзе установлены ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Теперь согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - исходя из законодательства государств - членов ТС, но только до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС.
Основным инструментом, которым обладает таможенное регулирование РФ, выступает тарифное регулирование, подразумевающее под собой сбор пошлин с участников ВЭД в зависимости от того, какие ими выбраны таможенные процедуры и с какой целью они перевозят товары. Общие положения по таможенным процедурам содержит Таможенный кодекс Таможенного союза.
6.2. Таможенные процедуры: понятие и их виды.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
6.3. Определение страны происхождения товаров
Вопросы определения страны происхождения товаров отданы на откуп национальным законодательствам. Однако в соответствии с новой редакцией страна товаров, происходящих с территории государства - члена ТС, определяется по законодательству такого государства - члена ТС, если иное не установлено международными договорами.
Иными словами, если товар происходит с территории страны - участницы ТС, то страна его происхождения определяется законодательством этого государства. Если товар иностранный, страна его происхождения определяется на основании подписанных международных соглашений.
В соответствии с законодательством страной происхождения товара считается страна, группа стран или регион, в которой (которых) товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в РФ. Происхождение товара подтверждается Сертификатом о происхождении товара.
6.4. Таможенная стоимость товаров
С 1 июля 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости будут регулироваться Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее – Соглашение).
При ввозе товаров на территорию ТС их таможенная стоимость определяется в соответствии с договором стран-участниц. А вот при вывозе - по законодательству государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого выпущены товары (ч. 1 ст. 64 ТК ТС).
Выпуск товара в данном случае сформулирован как законченное действие, в то время как таможенная стоимость определяется до выпуска.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно Соглашению в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на ТТ ТС. В настоящее время такие расходы подлежат включению в таможенную стоимость товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации
6.5. Виды таможенных платежей.
В соответствии со статьей 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:
ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на ТТ ТС;
таможенные сборы.
Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае, при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен – до выпуска товаров.
Таможенные пошлины, налоги, по-прежнему, уплачиваются на счет Федерального казначейства. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г.