Законодательная база таможенного регулирования в РФ

Современный этап развития таможенного дела характеризуется тем, что имеет прочную законодательную базу. Это позволяет говорить о формировании таможенного права в России

Таможенное право России регламентирует особые общественные отношения - таможенные, которые складываются при пересечении таможенной границы страны физическими лицами и/или перемещении через нее товаров и транспортных средств как физическими так и юридическими лицами.

Эти отношения возникают между таможенными учреждениями, выступающими в качестве органов федеральной исполнительной власти и осуществляющими также правоохранительные функции, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, как российскими, так и иностранными, с другой стороны.

Права и обязанности всех участников таких правоотношений регулируются совокупностью правовых норм.

Законодательство России ( в основу положена романо-германская система права) базируется на кодексах и разветвленном централизованном законодательном регулировании.

Конституция РФ (12.12.93г.)

Кодексы, в т.ч. таможенный (1993)

Федеральные Законы, Указы Президента

Постановления Правительства

Приказы, инструкции, письма ГТК

Конституция РФ - база, фундамент для всех правовых норм в таможенном деле.

Федеральные Законы, Указы Президента - основное содержание системы правового регулирования таможенной сферы. Они обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормам. Не должны противоречить Конституции РФ.

Законодательную основу таможенной сферы составляют Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.)

Таможенный кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

По структуре и содержанию ТК РФ приближен к таможенному кодексу Европейского союза, состоит из 14 разделов, 64 глав и 456 статей.

Все главы и статьи пронумерованы по порядку. Каждый раздел является самостоятельной единицей, регулирующий законченный блок таможенных вопросов.

Логика построения ТК основана на традиционной блочной системе:

общие положения, раскрывающие определения таможенного дела, его организацию, функции, основные понятия;

принципы таможенного регулирования ВЭД и процедура таможенного контроля;

таможенные преступления и ответственность за нарушение таможенных правил.

Многие его статьи обладают прямым действием.

Особое значение ТК РФ заключается в том, что впервые:

была создана правовая среда, регулирующая весь спектр отношений в связи с перемещением через таможенную границу физических лиц, товаров и транспортных средств;

был установлен порядок организации деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля;

легализованы различные направления бизнеса в таможенном деле.

Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. Закон состоит из 7 разделов и 38 статей.

Структура закона включает в себя 3 блока элементов таможенно -тарифной системы.

Первый блок (разделы 1 и 2) содержит понятийный аппарат, порядок установления ставок таможенных пошлин.

Второй блок (раздел 3 и 4) посвящен таможенной стоимости. В нем дается понятие и функциональное назначение таможенной стоимости, а также методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения.

Третий блок (разделы 5 и 6) устанавливает общие принципы определения страны происхождения товаров и связанные с ним таможенные льготы и преференции.

Значение данного закона заключается в том, что он разработан в соответствии с принципами ГАТТ и СТС и полностью отвечает международным требованиям в отношении видов пошлин, их ставок, оценке таможенной стоимости и т.д. Он предусматривает создание условий для интеграции страны в мировую экономику, единство таможенной территории РФ, верховенство норм международных соглашений, участником которых является Россия.

Подзаконные акты различного уровня включают в себя постановления Правительства РФ, приказы ГТК РФ и др. Основное отличие от законов - в юридической силе. Юридическая сила законов выше, чем у подзаконных актов.

Вместе с тем в силу своей специфики таможенной сфере присущ большой объем управленческого подзаконного регулирования, осуществляемого путем издания ГТК РФ соответствующих приказов и указаний. Характерной особенностью является то, что в практической деятельности таможенные учреждения и их должностные лица руководствуются исключительно приказами ГТК РФ и поэтому исполнение Указов Президента и Постановлений Правительства осуществляется после их доведения до исполнительного звена таможен через соответствующие приказы ГТК РФ.

3. Структура таможенных органов Российской Федерации

В целях соблюдения таможенного законодательства и проведение в жизнь таможенной политики сформирована система специальных государственных органов - таможенная служба.

Историческим началом создания таможенной службы РФ является 25.08.91 г. - принятие распоряжения Президента РФ.

Современная таможенная служба строго определенное место в политико- экономической деятельности России. Она обеспечивает реализацию фискальной, правоохранительной и регулирующей функций. Сложилась двухуровневая система организации таможенной службы.

В первый (верхний) уровень входят парламент (Государственная Дума, Федеральное собрание), президент, правительство, взаимодеймтвующие министерства, комитеты и ведомства.

Парламент

Президент

Правительство

ЦБ, МЭРТ, МВД, ФСБ, прокуратура

Парламент создает законодательные основы таможенного дела в соответствии с направлениями таможенной политики. Президент осуществляет общее руководство таможенным делом. По своим конституционным обязанностям он может реорганизовать ФТС РФ, придать ему новые функции, назначить или освободить от должности председателя комитета. Своими указами президент способствует становлению таможенной службы.

Правительство наделено чрезвычайно большими полномочиями по всем вопросам таможенного дела.

ФТС РФ непосредственно подчинен правительству. Оно назначает заместителей председателя ГТК, утверждает состав его коллегии, сумму расходов на финансирование деятельности таможенных органов, товарную номенклатуру ВЭД, тарифы, ставки акцизов, положение о деятельности таможенного брокера, устанавливает льготы и решает другие вопросы.

В разной степени вопросами таможенного дела занимаются ЦБ, МВЭС, МВД, прокуратура и др. министерства и комитеты.

Во второй уровень входит единая система таможенных органов:

Федеральная таможенная служба РФ

Региональные таможенные управления

Таможни

Таможенные посты

Таможенные органы являются правоохранительными органами, непосредственно осуществляющими таможенное дело в РФ.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Положение о ФТС РФ утверждает Президент России или правительство по его поручению. Положение о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах утверждает ФТС РФ.

Никто, кроме Президента, Правительства России и парламента, не вправе вмешиваться в компетенцию таможенных органов.

ФТС РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России.

Основными задачами ФТС являются:

1) Участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;

2) Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

3) Обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ;

4) Защита экономических интересов РФ;

5) Организация применения и совершенствования средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях

6) Организация и совершенствование таможенного дела в РФ;

7) Обеспечение соблюдения таможенного законодательства;

8) Обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Управленческая деятельность ФТС сосредоточена на жесткой централизованной системе управления подчиненными таможенными органами.

Основной формой реализации ФТС своей компетенции является подготовка и издание правовых актов: приказов, указаний, писем.

Территориальные региональные таможенные управления (РТУ) входят в единую систему таможенных органов и осуществляют руководство таможенным делом на территории подведомственного региона.

Основные задачи и функции РТУ совпадают с задачами и функциями ГТК РФ, но они имеют свою специфику, связанную с особенностью региона.

РТУ выполняют функции по организации, координации и контролю деятельности подведомственных таможенных органов, обеспечению взимания таможенных платежей таможенными органами, подбору, расстановке и подготовке таможенных кадров региона, обеспечению рационального использования материальных и денежных средств на содержание и развитие таможенных органов, взаимодействию с местными властями, банками, коммерческими структурами, созданию необходимых условий для работников таможенных органов.

РТУ имеет право издавать в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения, вносить в ФТС предложения по совершенствованию таможенного дела.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможня является главным звеном в цепи таможенных органов. Она осуществляет свою деятельность под руководством ФТС РФ и РТУ.

Регион деятельности таможни, создание, реорганизацию и ликвидацию определяет ФТС РФ.

Основные задачи, решение которых возложено на таможню, совпадают с задачами РТУ.

Сложными, многообразными и конкретными являются функции таможни, следующие из ее определения:

Таможня - государственное учреждение, обеспечивающее порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей; производящее таможенный контроль и таможенное оформление, сбор и обработку сведений о перемещаемых товарах, осуществляющее ведение таможенной статистики и ТН ВЭД, возбуждающее уголовные дела по фактам совершения таможенных преступлений, производящее дознание и осуществляющее оперативно -розыскную деятельность.

Наши рекомендации