Виды финансово-правовой ответственности за нарушение финансового законодательства
В системе юридической ответственности выделяются уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического – только административная (частично), гражданская и материальная.
За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния применяется так называемая финансово-правовая ответственность, которая содержит все признаки юридической ответствен-ности, но не является самостоятельным видом ответственности и находится в стадии формиро-вания.
Финансово-правовую ответственность можно определить как применение в установленном законом порядке к нарушителям финансово-правовых норм особых мер государственного принуждения – финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имуществен-ного характера.
Финансово-правовая ответственность выполняет ряд функций: превентивную, правовосста-новительную, карательную и воспитательную. Она основана на принципах законности, соразмерности, однократности и полного возмещения причиненного вреда. На сегодняшний день финансово-правовая ответственность является составной частью финансово-правового регули-рования. Она устанавливается актами финансового законодательства – Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также Таможенным кодексом РФ.
Финансовое правонарушение является основанием финансово-правовой ответственности, т.е. юридическим фактом, согласно которому возникает правоотношение, связанное с ответствен-ностью. Финансовое правонарушение, как и любое другое, характеризуется основополагающими признаками, а именно противоправностью, виновностью, антиобщественностью.
За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции, которые являются мерой финансово-правовой ответственности и подразделяются на карательные и восстановительные. Так, за налоговые правонарушения применяются штрафные санкции, имеющие карательный характер, а за нарушение бюджетного законодательства применяются меры принуждения, применяемые в целях обеспечения соблюдения требований бюджетного законо-дательства, которые носят в основном пресекательный либо правовосстановительный характер. Особенностью является то, что юридическая ответственность за нарушения бюджетного законодательства в строгом смысле как применение карательных (штрафных) санкций включает в себя меры административного и уголовно-правового характера.
Специфические признаки, рассмотренные вместе, позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых. Во-первых, финансово-правовые санкции применяются за совершение финансового правонарушения, которое в сравнении с административными имеет специфику. Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный) характер (пени и штрафы). Они носят штрафной и правовосстановительный характер. Обе разновидности финансовых санкций теснейшим образом взаимосвязаны, например, в налоговом законодательстве.
Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного госу-дарству или муниципальному образованию финансовым правонарушением, например начисление пени. Пени как финансово-правовая санкция отличается от пени как гражданско-правовая санкция. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых не могут быть установ-лены соглашением сторон; суммы этих пеней взыскиваются исключительно в доход государства или муниципальных образований; взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.
Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются за финансовые правонарушения в целях наказания правонарушителя, а также предупреждения новых правона-рушений, к ним относится только штраф. Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения. В отличие от гражданско-правового штрафа, относимого на внереализационные расходы предприятия, финансовый штраф уплачивается за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов.
Помимо финансово-правовых санкций компетентными органами в сфере финансовой деятельности применяются меры государственного принуждения. Эти меры направлены на предупреждение или пресечение неправомерных действий субъектов финансовых правоотно-шений и привлечение правонарушителя к ответственности. Меры государственного воздействия подразделяются на предупредительные и пресекательные. В число предупредительных мер входит осмотр помещений налогоплательщика, выемка документов и предметов, сокращение или прекращение всех видов финансовой помощи. К пресекательным мерам государственного принуждения относится закрепленное в налоговом законодательстве приостановление операций по счетам налогоплательщика, арест имущества налогоплательщика – юридического лица.
Порядок применения финансовых санкций различается в зависимости от вида санкций.
В отличие от мер государственного принуждения, применяемых в принудительном порядке, финансовые санкции (правовосстановительные и штрафные) могут применяться как в доброволь-ном, так и в принудительном порядке.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом принудительное взыскание пени с организации производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организаций налого-вый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации путем направления постановления судебному приставу.
Взыскание пени с банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, производится за счет денежных средств аналогичным образом. Однако принуди-тельное взыскание данной санкции за счет другого имущества банка осуществляется в судебном порядке.
В Бюджетном кодексе РФ также определен порядок применения финансовой санкции в виде пени. Полномочиями по взысканию в бесспорном порядке пени на нарушение бюджетной дисциплины наделено Федеральное казначейство РФ.
За неуплаченные таможенные платежи предусмотрено взыскание пени в бесспорном порядке как с организаций, так и с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ для коммерческих целей. С физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей, взыскание производится в судебном порядке.
Штрафы предусмотрены законодательством за налоговые, таможенные правонарушения, а также нарушения порядка ведения кассовых операций. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке. Последнее применяется в случае отказа добровольно уплатить сумму штрафа или пропуска срока уплаты. С юридических лиц взыскание осуществляется через арбитражный суд, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – через суд общей юрисдикции. Налоговым законодательством установлен срок давности привлечения к налоговой ответствен-ности и взыскания штрафных санкций – не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления акта.
Порядок взыскания штрафов за нарушение таможенных правил существенным образом отличается от порядка взыскания налоговых штрафов. Дела о нарушении таможенных правил рассматриваются не судом, а таможенном органом, т.е. в административном порядке. Решение таможенного органа может быть обжаловано в судебном порядке.
Наложение финансового штрафа за несоблюдение правил ведения кассовых операций, а также несоблюдение условий работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства РФ по налогам и сборам по сведениям, предоставленным коммерческими банками и другими органами, контролирующими соблюдение организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов зачисляются в федеральный бюджет.