Государственный долг, его виды

Использование внутреннего и внешнего госкредита ведет к образованию государственного долга Республики Беларусь.

Государственный долгРеспублики Беларусь — общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь— общая сумму основного долга Республики Бе­ларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например на начало очередного года.

Внешний государственный долгРеспублики Беларусь— общаясумма основного долга Республики Беларусь по внешним государ­ственным займам на определенный момент времени.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долгпредставляет собой всюсумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств госу­дарства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение огосударственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определеныпонятие, состав государственного долга страны, поря­док его обслуживания, сроки погашения.

Внутренний государственный долгв Беларуси может выступатьв виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Сове­та Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гаран­тированных Советом Министров Республики Беларусь.

Управление государственным долгом.

Подуправлением государствен­ным долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется правительством Республики Беларусь.

В процессе управления государственным долгом используется различные методы регулирования:

· аннулирование государственного долга (государство полностью отказывается по обязательствам, по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом));

· рефинансирование(погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов);

· конверсия (изменение доходности займов). Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;

· консолидация(увеличение сроков действия уже выпущен­ных государственных займов). Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 году срок погашения функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет;

· унификация(объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа). Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;

· отсрочка погашения займа (дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов). Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами.

Под погашением государственного долгаРеспублики Беларусьпонимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долго­вых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Под обслуживанием государственного долгаРеспублики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

Содержание и значение финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых органами госу­дарственной власти и государственного управления в сфере финансовых отношений.

Главным субъектом финансовой политики выступает государство, разрабатывающие стратегию финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяющие задачи на предстоящий период, а также средства и пути их реализации.

Финансовая политика, как особая сфера деятельности, государства требует законодательного оформления соответствующими нормативными актами.

Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства определяют порядок формирования доходов бюджета и его исполнения, основные направления денежно-кредитной политики, порядок и правила предоставления средств юридическим и физическим лицам и т. д.

Основными задачами современной финансовой политикиявляются:

· финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;

· определение объема финансовых ресурсов, их источников и резервов увеличения;

· обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

· ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;

· разработка и постоянное совершенствование финансового механизма как средства реализации финансовой политики.

Финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах и опирается на систему обоснованных финансовых регуляторов.

Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики.

Различают три основных типа финансовой политики:

· классическую;

· регулирующую;

· планово-директивную.

Финансовый механизмпредставляет собой совокупность установлен­ных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики, так как чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике страны и социальной сфере. Одни и те же финансовые отношения могут быть организованы государством по-разному.

Финансовый механизм подразделяется на директивный регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство. В его сферу включаются налоги, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, бюджетный процесс, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретной области (сфере) финансов и не затрагивает прямо интересы государства. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятия самостоятельно определяют учетную и налоговую политику, объемы и источники финансирования инвестиций, порядок финансирования капитальных вложений и т. д.

Наши рекомендации