Государственный долг, его виды
Использование внутреннего и внешнего госкредита ведет к образованию государственного долга Республики Беларусь.
Государственный долгРеспублики Беларусь — общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь— общая сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например на начало очередного года.
Внешний государственный долгРеспублики Беларусь— общаясумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долгпредставляет собой всюсумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение огосударственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определеныпонятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долгв Беларуси может выступатьв виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Управление государственным долгом.
Подуправлением государственным долгомпонимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется правительством Республики Беларусь.
В процессе управления государственным долгом используется различные методы регулирования:
· аннулирование государственного долга (государство полностью отказывается по обязательствам, по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом));
· рефинансирование(погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов);
· конверсия (изменение доходности займов). Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
· консолидация(увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов). Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 году срок погашения функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет;
· унификация(объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа). Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;
· отсрочка погашения займа (дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов). Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами.
Под погашением государственного долгаРеспублики Беларусьпонимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Под обслуживанием государственного долгаРеспублики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.
Содержание и значение финансовой политики государства.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и государственного управления в сфере финансовых отношений.
Главным субъектом финансовой политики выступает государство, разрабатывающие стратегию финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяющие задачи на предстоящий период, а также средства и пути их реализации.
Финансовая политика, как особая сфера деятельности, государства требует законодательного оформления соответствующими нормативными актами.
Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства определяют порядок формирования доходов бюджета и его исполнения, основные направления денежно-кредитной политики, порядок и правила предоставления средств юридическим и физическим лицам и т. д.
Основными задачами современной финансовой политикиявляются:
· финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;
· определение объема финансовых ресурсов, их источников и резервов увеличения;
· обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
· взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
· ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;
· разработка и постоянное совершенствование финансового механизма как средства реализации финансовой политики.
Финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах и опирается на систему обоснованных финансовых регуляторов.
Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики.
Различают три основных типа финансовой политики:
· классическую;
· регулирующую;
· планово-директивную.
Финансовый механизмпредставляет собой совокупность установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики, так как чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике страны и социальной сфере. Одни и те же финансовые отношения могут быть организованы государством по-разному.
Финансовый механизм подразделяется на директивный регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство. В его сферу включаются налоги, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, бюджетный процесс, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретной области (сфере) финансов и не затрагивает прямо интересы государства. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятия самостоятельно определяют учетную и налоговую политику, объемы и источники финансирования инвестиций, порядок финансирования капитальных вложений и т. д.