Государственный долг и виды государственных займов

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения госзаймов, которые приводят к появлению государственного долга.

Бюджетный кодекс регламентирует понятия и формы госдолга, также понятие госкредитов.

Госдолгом РФ являются долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям.

Долговые обязательства могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

· соглашений и договоров, заключенных от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Госдолг - совокупность долговых обязательств с учетом процентов, начисленных на них к определенному моменту времени.

Госзаймы, которые составляют госдолг могут быть классифицированы по ряду следующих признаков:

1. По месту размещения:

· внешние займы – обязательства государства перед не резидентами (иностранные компании, банки);

· внутренние займы – обязательства перед резидентами;

2. По способу обращения:

· рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке;

· нерыночные займы – оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные ценные бумаги – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительство развитых стран оказывает влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению. Поскольку нерыночные ценные бумаги выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений;

3. По сроку заимствования, займы подразделяются на следующие виды:

· краткосрочные (срок обращения до 1 года);

· среднесрочные (срок обращения от 1-5 лет);

· долгосрочные (срок обращения свыше 5 лет);

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут подразделяться на:

· закладные займы – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом т.е. каким – либо имуществом;

· беззакладные займы – займы, оформленные в обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения;

На практике, госкредит реализуется посредством беззакладных займов так как государство бесспорно является надежным заемщиком (но к сожалению финансовый кризис 1998г. показал обратное).

5. По уровню эмитента госзаймы могут быть подразделены на федеральные, региональные, местные.

6. По форме выплаты дохода госзаймы могут быть следующих видов:

· процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала - этот тип займа является основным так как основная часть долга размещена в нем;

· дисконтные займы - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств со скидкой – дисконтом, которая позволяет оценить будущую стоимость по состоянию “на сегодня”. В ставку дисконтирования включается инфляция, риски, желаемая норма прибыли. В последующем займы погашаются по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

· выигрышные займы – доход, по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша, такие займы не предоставляют гарантируемого дохода;

· индексационные займы – доход, по ним выплачивается по средством индексации номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

7. По направлениям использования заемных средств, займы могут быть:

· целевые – используются для формирования конкретных программ, для реализации которых они размещаются;

· нецелевые - могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.

Наши рекомендации