Информация для формирования финансовой отчетности

Информация в менеджменте - сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) можно найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль его выполнения.

Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента. Так, к информации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования.

1. Значимость,которая определяет насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.

2. Полнота,которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

3. Достоверность,которая определяет на сколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.

4. Своевременность,которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, "живут" в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие -месяц, квартал и т.п.

5. Понятность,которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (а соответственно и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует однако смешивать требования понятности информации для определенной категории пользователей с ее универсальной доступностью для понимания всеми участниками финансовой деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адекватной ее интерпретации.

6. Релевантность(или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. "Информационное переполнение" системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.

7. Сопоставимость,которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обеспечивается идентификацией определения отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии.

8. Эффективность,которая применительно к формированию информационной системы финансового менеджмента означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Система информационных потоков - совокупность физических перемещений информации от одного сотрудника или подразделения к другому, которая даёт возможность осуществить какой-либо процесс, реализовать какое-либо решение.

Информационные потоки можно подразделить на нисходящие (используются менеджерами разных уровней для передачи нижестоящим уровням управления управляющего воздействия в виде сообщения о текущих и перспективных задачах и целях), и восходящие (результат реагирования подчиненных на управленческое решение). Кроме того, существуют и горизонтальные информационные потоки (между субъектами одного уровня управления).

Информационные ресурсы - весь имеющийся объем информации в информационной системе. Федеральный закон "Об информации и информатизации" от 25 января 1995 года определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах).

Информационную систему можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации.

Обобщенной целью информационной системы является трансформация "сырьевых" ресурсов - данных в информационные "продукты", необходимые конкретным пользователям.

Информационная технология - система методов и способов сбора, передачи, обработки, хранения, представления и использования информации.

Из выше приведённых определений вытекает, что информационная основа системы управления предприятием представляет собой совокупность информационных ресурсов вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации (информационных технологий), а также персонала, осуществляющего эти действия с информацией.

Основная задача при создании информационной основы (базы) системы управления предприятием - создание единого информационного пространства, то есть совокупности методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам.

Предназначение информационной системы состоит в предоставлении необходимой информации конкретным пользователям. Информационная система помогает управлению в контроле соответствия текущей деятельности стратегическим целям компании. Это обеспечивается путем мониторинга выполняемых действий, и таким образом выявляются возникающие проблемы, и предоставляется необходимая для их преодоления информация.

Цели предприятия оказывают решающее влияние на построение информационной системы. В зависимости от решаемых задач определяется форма вырабатываемой системой выходной информации и, соответственно, набор входных данных, и способы его обработки, управления, контроля и хранения. В общем случае, информационная система преобразует входные данные в удобную для использования информацию, и процесс преобразования включает в себя пять основных ступеней:

- сбор данных;

- обработка данных;

- управление данными;

- контроль и сохранность данных;

- оформление выходной информации - информационных пакетов.

Важно отметить, что информационная система управления это не один какой-то элемент, например, информационная система финансового менеджмента. Предоставляя необходимую пользователям информацию, информационная система финансового менеджмента, взаимодействует с другими информационными системами (системой информации бухгалтерского учета, системой маркетинговой информации, системой производственной информации, системой информации о персонале и другим системами). Эти системы обеспечивают информацию, которую система финансового менеджмента обычно не предоставляет. Эта совокупность представляет собой информационную систему управления предприятием в целом.

Каждая из вышеперечисленных подсистем общей информационной системы имеет собственные цели. Например, цель информационной системы финансового менеджмента предоставить информацию для осуществления анализа, планирования, контроля и оценки эффективности управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности. Целью маркетинговой информационной системы является обеспечение предприятия информацией о потребителях, о состоянии товарных рынков, конкурентах и т.д. Аналогично по всем остальным подсистемам общей информационной системы управления предприятием.

Рассмотрим основные принципы построения и функционирования информационной системы управления:

1. целостность, позволяющая рассматривать одновременно информационную систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

2. иерархичность строения, т.е. наличие информационных систем различных уровней управления;

3. структуризация, позволяющая структурировать информацию по различным признакам, и предоставлять ее тем пользователям, которые уполномочены ее использовать;

4. множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания информационных процессов;

5. адаптивность, т.е. способность быстрого реагирования на изменяющиеся внутренние и внешние условия (например, процесса совершенствования технологий приема, обработки, передачи информации);

6. аналитичность предоставляемой информации, заключается в том, что вся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям руководителя, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна руководителю для всестороннего изучения экономических явлений и процессов;

7. единство информации, поступающей из разных источников. Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе;

8. оперативность - сокращение времени на поиск информации. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на компьютере и т.д.;

9. информационная система должна обеспечивать сопоставимость информации по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков;

10. система информации должна быть рациональной (эффективной), то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных;

11. возможность автоматизации информационной системы;

12. простота во взаимодействии пользователя и самой системы;

13. использование подходов логистики при построении информационной системы управления предприятием;

14. комплексность предполагает охват как внутренней, так и внешней среды организации; Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы: экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др.;

15. интеграционный принцип, суть которого в том, что информационная система охватывает как вертикальные связи (между отдельными элементами системы управления), так и горизонтальные связи (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Таким образом, информационная система должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше принципов, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления.

Виды информации Источники информации
Внешняя информация предприятия Законодательная база - административно – хозяйственное право - трудовое право - страховое право - таможенное право - налоговое право - законодательная база бухгалтерского учета - банковское право - инвестиционное право - нормативные акты об охране интеллектуальной собственности - законодательная база рынка ценных бумаг   Информация о внешней среде - Общеэкономические показатели - Демографическое состояние - Покупательская способность населения - Инфляция - Падение (рост) производства - Уровень занятости населения - Состояние рынка ценных бумаг - Курсы валют Ведомственно – отраслевая информация - Ведомственно – отраслевые планы, нормативы и отчетные показатели - Нормативно – инструктивная информация - Информация о конъюнктуре отраслевого рынка Информация о конъюнктуре рынков:   - товарных - средств производства - недвижимости - капитала - ценных бумаг - интеллектуальной собственности - технологий - компьютерного обеспечения - труда   Информация о контрагентах - Информация о конкурентах - Информация о поставщиках, потребителях, финансовых посредниках, инвесторах - Информация о возможных конкурентах и о фирмах – возможных партнерах Внутренняя информация предприятия Корпоративное право Учредительные документы - Договор о создании общества - Договор (решение) о реорганизации - Учредительный договор - Положение об акционировании - Устав Регистрационные документы Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации)   Организационные документы - Положение о персонале - Положение об организационной структуре - Положение о финансовой структуре - Положение об управлении (должностные инструкции) - Штатное расписание - Правила внутреннего трудового распорядка Распорядительные документы Приказы     Основополагающие компоненты и принципы деятельности для обеспечения нормального функционирования предприятия должны быть разработаны, зафиксированы и прописаны в соответствующих организационных документах: - Положение об учетной политике - Положение об амортизационной политике - Положение об управленческом учете и бюджетировании - Положение об эмиссионной политике - Положение о дивидендной политике - Положение о рационализаторстве и изобретательстве - Положение об акционерах - Положение об аренде - Методика оценки инвестиционных проектов - Положение о работе с ценными бумагами - Положение об организации внешне – экономической деятельности - другие Плановая информация     По видам деятельности: · планирование производственной деятельности -технико – экономическое планирование -оперативно – производственное планирование   · планирование финансовой деятельности -финансовые ресурсы и их источники -участие предприятия в других организациях -получение кредитов -выдача кредитов -операции предприятия на финансовых рынках -планирование инвестиционной деятельности планирование: -инновационной и инвестиционной деятельности -приобретения основных средств -приобретения нематериальных активов -продажи основных средств -продажи нематериальных активов   Нормативная информация нормативное хозяйство предприятия нормы и лимиты использования ресурсов нормы и нормативы по труду нормы затрат, обслуживания, управления   Справочно – аналитическая информация Трендовый анализ отчетности предыдущих периодов Аналитическая информация как комплекс отчетной информации предыдущих периодов Экспертные оценки и прогнозы   Отчетная информация · учет хозяйственной деятельности -производственной деятельности (состояние основных средств, структура оборотных средств, себестоимость продукции) -маркетинговой деятельности -снабженческой деятельности -сбытовой деятельности · учет финансовой деятельности -состояние активов и пассивов -движение денежных средств -движение собственного капитала -движение заемного капитала -операции предприятия на финансовых рынках -продажа краткосрочных финансовых вложений -котировки акций -информация об акционерах · учет инвестиционной деятельности -приобретение основных средств -приобретение нематериальных активов -продажа основных средств -продажа нематериальных активов -внедрение инвестиционных проектов -получение инвестиций -осуществление инвестиций   · Отчетная информация для внешних пользователей · Отчетная информация для внутренних пользователей   Источники внешней информации   Источниками Печатные сборники соответствующих правовых и нормативных актов; носителем могут стать готовые компьютерные программы и документы   Источники Периодическая печать, статистические сборники, различные бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы. Проекты бюджетов, курсы СКВ, валют СНГ и ценных бумаг – в динамике, прочая информация, в том числе биржевая и банковская.     Источники Сборники нормативных актов, периодическая печать, специальные документы на соответствующих иерархических уровнях.     Источники   Данные маркетинговых исследований Периодическая печать, статистические сборники, биржевые и банковские бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы. Различная информация о конъюнктуре финансовых рынков, бизнес– справки и заключения эккаунтинговых и аудиторских фирм по отраслевым объединениям, фирмам – контрагентам, банкам, финансовым и страховым компаниям. Справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в т.ч. банков) по управлению портфелями ценных бумаг, а также собственные расчеты для планирования инвестиций.   Источниками должны стать маркетинговые исследования и соответствующие базы данных: - конкурентов - поставщиков - потребителей - посредников - инвесторов Для формирования соответствующих баз данных должны использоваться документы предприятия, по которым предприятие работает с контрагентами (договора, контракты, коммерческая переписка и т.п.), а также периодическая печать, статистические сборники, внешняя отчетная информация данных фирм – контрагентов   Источники внутренней информации предприятия Источники Законодательные акты, нормативные и инструктивные документы (содержание корпоративного права не должно противоречить законодательству);печатные сборники соответствующих правовых и нормативных актов Типовые сборники соответствующих документов в качестве примера для разработки собственных документов Отраслевые рекомендации и инструкции, инструкции вышестоящих организаций для разработки собственного корпоративного права       Данные необходимые условия деятельности предприятия могут быть зафиксированы в распорядительных документах соответствующими приказами.   Источники перспективные планы развития предприятия, бизнес – планы, основанные на результатах маркетинговых исследований, обосновании стратегии предприятия, с учетом состояния основных фондов, кадров, технологии, наличия оборотных средств и предполагаемых финансовых результатов планы производственной деятельности технико – экономические разделы бизнес – планов оперативные планы   финансовые планы соответствующие формы заключительного раздела бизнес – плана перспективный финансовый план с разбивкой по годам текущий годовой финансовый план в форме шахматного баланса инвестиционные проекты бизнес – планы технико – экономические обоснования     Источники Методическая литература по нормированию, сборники нормативов (отраслевых) Нормы, нормативы и лимиты, разработанные на предприятия   Источники Отчетная информация Заключения и прогнозы экспертов   Источники Данные бухгалтерской, статистической, оперативно – диспетчерской информации Данные финансового и управленческого учета Комплекс первичной информации Соответствующие формы официальной бухгалтерской и статистической отчетности, разработанные предприятием формы документов – носителей информации; сборники соответствующих видов отчетной информации Баланс, приложения к балансу, другие виды бухгалтерской отчетности Биржевые бюллетени Отчеты о внедрении инвестиционных проектов    

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников информации, включает:

Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие государства - показатели макроэкономического развития - показатели отраслевого развития
Показатели, характеризующие состояние финансового рынка - фондового рынка - денежного рынка / рынка ссудного капитала - валютного рынка - рынка золота
Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов - поставщики - покупатели - банки - конкуренты - и т.п.
Нормативно – регулирующие показатели - минимальный размер уставного капитала - нормы амортизации - ставки налогов; и т.п.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников информации, включает:

Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия в целом - показатели платежеспособности - показатели финансовой устойчивости - показатели деловой активности - показатели рентабельности - показатели вероятности банкротства
Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности ЦФО - ЦД - выручка - ЦП - прибыль - и т.п.
Показатели, характеризующие результаты финансовых операций - эффективная ставка операций факторинга - стоимость облигационного займа - и т.п.
Нормативно – регулирующие показатели - система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия - система плановых показателей финансового развития предприятия

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями информации, прежде всего учредителями / акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.

Основой расчета данных коэффициентов является финансовая отчетность предприятия:

  • форма № 1 – бухгалтерский баланс;
  • форма № 2 – отчет о финансовых результатах;
  • форма № 4 – отчет о движении денежных средств.

Бухгалтерский баланс дает информацию (в суммовом выражении) о состоянии всех хозяйственных средств (в Активе) и источниках их образования (в Пассиве) на определенную дату. Данные, отраженные в Активе и Пассиве баланса, подтверждены фактическими остатками на активных и пассивных счетах в текущем бухгалтерском учете на эту же дату.

АКТИВ   ПАССИВ
  Чем владеет предприятие для ведения бизнеса = Совокупность источников финансирования активов: что предприятие должно учредителям, кредиторам и другим участникам бизнеса

Актив баланса

Согласно положениям международных стандартоввсе активы аккумулируются в двух группах (разделах):

· Текущие (краткосрочные):

- оборотных производственных фондов (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и

- фондов обращения (готовые изделия, средства в расчетах и денежные средства), т.е. это имущество, которое обладает стоимостью и может быть превращено в денежные средства в течение отчетного периода.

· Долгосрочные (недвижимые) активы

- основные средства

- нематериальные активы

- прочие внеоборотные активы

В настоящее время в международной практике принято группировать активы внутри баланса в порядке их ликвидности от наиболее ликвидных к наименее ликвидным. На схеме все активы распределены на 4 группы :

Виды активов Статьи активов
Абсолютно ликвидные Денежные средства
Хорошо ликвидные Инвестиции и ценные бумаги Дебиторская задолженность Авансы полученные Расчеты с учредителями
Менее ликвидные Готовая продукция Незавершенное производство Производственные запасы
Трудно ликвидные (долгосрочные): продажа недвижимого имущества связана со значительными временными затратами Основные средства и прочие внеоборотные активы

Информация для формирования финансовой отчетности - student2.ru

Пассив баланса

В первом разделе Пассива баланса «Источники собственных средств» в аналитическом разрезе представлены сведения о денежном выражении части ресурсов, находящихся в полной собственности предприятия и о прибыли текущего года и прошлых лет.

Второй раздел пассива отражает долю активов предприятия, на которые могут предъявлять права другие юридические и физические лица, предоставившие предприятию свои денежные средства или другие ресурсы, но которые не являются учредителями данного предприятия. В этом же разделе отражаются обязательства предприятия перед государством существующие на момент составления баланса.

Статьи актива Статьи пассива
1. Оборотные и текущие активы : - Денежные средства в кассе и на счетах в банках - Краткосрочные ценные бумаги или краткосрочные финансовые вложения - Дебиторская задолженность или счета к получению - Производственные запасы - Прочие оборотные активы   2. Внеоборотные активы : - Земля - Здания - Оборудование - Долгосрочные финансовые вложения (акции, облигации и др.) - Капитальные вложения - Нематериальные активы - Амортизация (износ)   1. Кредиторская задолженность : - Счета к оплате (задолженность поставщикам и подрядчикам) - Векселя выданные - Задолженность по расчетам с бюджетом - Задолженность по внебюджетным фондам - Задолженность рабочим и служащим - Задолженность прочим кредиторам 2. Кредиты и займы : - Долгосрочные банков - Краткосрочные банков - Облигации и другие долгосрочные займы - Прочие краткосрочные займы 3. Источники собственных средств : - Уставный капитал - Добавочный капитал - Резервы и фонды предприятия - Нераспределенная прибыль : - прошлого года - текущего года
Всего активов Всего пассивов

В увязке с принятием финансовых решений структура баланса может быть представлена следующим образом:

Инвестиции Производство текущей деятельности Финансирование
Актив Оборотный капитал (текущие активы) + Основной капитал + Прочие активы = Всего активы Баланс Чистая прибыль или убыток Пассив Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) + Долгосрочные обязательства + Собственный капитал = Всего пассивы и собственный капитал  

Можно идентифицировать различные разрезы в балансе, позволяющие обособить отдельные функции и задачи финансового менеджера.

1. Вертикальный разрез по активу. Условно обособляются разделы 1 и 2 , т.е. это задачи по управлению активами (ресурсным потенциалом предприятия); сюда относятся следующие задачи: определение общего объема ресурсов, оптимизация их структуры, управление внеоборотными активами (основными средствами, нематериальными активами и др.), управление оборотными активами (запасы, дебиторская задолженность и др.)

2. Вертикальный разрез по пассиву. Условно обособляются разделы 3,4 и 5, т.е. это задачи по управлению источниками финансирования; сюда относятся следующие задачи: управление собственным капиталом и отдельными его видами, управление заемным капиталом и отдельными его видами, оптимизация структуры источников финансирования и др.

3. Финансовые решения стратегического и долгосрочного характера. Условно обособляются разделы 1, 3 и 4, т.е. задачи по управлению инвестиционными программами, нацеленными на :

- как развивать основной компонент ресурсного потенциала предприятия – его материально – техническую базу ;

- из каких источников может быть профинансировано это развитие.

4. Финансовые решения тактического и краткосрочного характера. Условно обособляются разделы 2 и 5, т.е. это задачи по управлению текущей финансово-хозяйственной деятельностью, включая управление ликвидностью и платежеспособностью. С позиций кругооборота и трансформации денежных средств текущая деятельность обозначает поступление производственных запасов с одновременным возникновением (как правило) кредиторской задолженности и последующую трансформацию запасов в незавершенное производство, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Т.о., сюда относятся задачи по управлению оборотными активами и источниками их финансирования.

Информация для формирования финансовой отчетности - student2.ru

Удорожание активов, проявившееся в том, что их продажная цена оказалась выше затрат по приобретению, трансформировалось в увеличение статьи, отражающей долю собственников в капитале предприятия. Сумма реинвестированной (капитализированной) собственниками прибыли будет отражена в бухгалтерском балансе предприятия как нераспределенная прибыль. В совокупности с уставным капиталом (величина которого не изменяется без перерегистрации учредительных документов) нераспределенная прибыль составляет собственный капитал предприятия. Если реинвестирование прибыли производится собственниками из года в год, то каждая новая сумма добавляется к уже отраженной в балансе, т.е. происходит накопление нераспределенной прибыли. Таким образом, собственный капитал можно представить как совокупность двух частей: относительно неизменной (уставный капитал) и переменной (накопленная нераспределенная прибыль).

При формировании активов предприятия важно обеспечить эффективное их использование, что связано с постоянным наблюдением за изменением стоимости приобретаемых активов. Любое решение по вовлечению активов должно обеспечить создание дополнительного дохода, который должен быть выше стоимости их приобретения.

Таким образом, оценивая любой актив, следует сопоставлять его стоимость с эффективностью.

Эффект актива принято выражать денежным потоком, упорядоченным во времени и видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой), т.е. притока и оттока денежных средств, связанных с использованием данного актива. При этом учитывается фактор временной стоимости денег, что связано с приведением разных по времени денежных потоков к настоящему времени. Это достигается двумя способами:

- дисконтированием, когда предполагается приведение будущих денежных потоков к настоящему времени;

- компаундингом, когда оценка стоимости настоящих вложений производится с учетом будущей стоимости.

Существует «золотое правило» финансирования, которое коротко можно сформулировать так :

- Необходимые для инвестиций финансовые ресурсы должны находиться в распоряжении предприятия до тех пор, пока они остаются связанными в результате осуществления этих инвестиций

- Управление кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения без ущерба нарушения сложившихся деловых отношений

- Между активами и пассивами должна быть обеспечена строго определенная связь

Это правило следует учитывать на всех этапах управления финансовыми пропорциями.

На стадии планирования, исходя из финансовой стратегии устанавливаются пропорции внутри актива, пассива и между ними.

Активы Пассивы
1. Основные средства и внеоборотные активы 1.1. Основные средства и нематериальные активы.     1.2. Капитальные вложения     1.3. Долгосрочные финансовые вложения     1. Уставный и добавочный капитал 2. Нераспределенная прибыль, ФН 3. Долгосрочные кредиты и займы (в порядке исключения) 1. Уставный и добавочный капитал 2. Долгосрочные кредиты и займы 3. Нераспределенная прибыль, ФН 1. Уставный и добавочный капитал 2. Нераспределенная прибыль, ФН 3. Долгосрочные кредиты и займы
2.Оборотные средства 1.1. Запасы и затраты     2.2. Дебиторы     2.3. Краткосрочные финансовые вложения   1. Уставный и добавочный капитал 2. Резервный капитал 3. ФН и нераспределенная прибыль (остаток) 4. Устойчивые пассивы 5. Долгосрочные кредиты и займы 6. Краткосрочные кредиты и займы 7. Кредиторы 8. ФН и резервы 1. Задолженность по коммерческому кредиту 2. Краткосрочные кредиты и займы 1. Резервный капитал 2. ФН и нераспределенная прибыль 3. Кредиты и займы 4. Кредиторы 5. Фонды потребления и резервов  

На предприятии должен соблюдаться ряд важнейших балансовых пропорций :

- Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их.

- Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых приходится на данный период) или превышать их.

- Медленнореализуемые активы (запасы готовой продукции, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их.

- Труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.

Наши рекомендации