Классификация с точки зрения направления

Лекция № 4

ТЕМА: Виды аудита и аудиторских услуг

1. Виды аудита

2. Виды аудиторских услуг

Виды аудита

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

• контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

• подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

• подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

• анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

• оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия.

Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид аудита преследует 3 цели:

1. оценка эффективности управления;

2. выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

3. внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности или дальнейших действий.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

Таблица 1 Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой
Объект Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия   Главным образом, система учета и отчетности предприятия
Цели Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов Определяются законодательными или судебными инстанциями
Средства Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Исполнительная деятельность Предпринимательская деятельность
Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию
       
Квалификация Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата Начисляется по штатному расписанию Оплата предоставляемых услуг по договору
Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами
Методы Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации – это:

· Аудит на соответствие требованиям,

· Аудит финансовой отчетности

· Специальный аудит,

· Обязательный и инициативный аудит,

· Первоначальный и согласованный аудит.

1. Аудит на соответствие требованиям

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов.

Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленный государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. Основные задачи аудита на соответствие:

• проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

• правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

• обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

2. Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются.

Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.

3. Специальный аудит

Специальный аудит – проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.

4. Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

5. Первоначальный и согласованный аудит

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

6. Классификация с точки зрения аудитора

С точки зрения аудиторов, аудит делится на 3 вида:

1. подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности);

2. системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению.

3. аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском).

Классификация с точки зрения направления

С точки зрения направления аудит подразделяется на:

· общий (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);

· банковский,

· аудит страховых организаций,

· аудит бирж,

· аудит внебюджетных фондов,

· аудит инвестиционных институтов и т.д.

· На Западе выделяют еще и операционный аудит.

В книге «Аудит» Аренса и Лоббека приводится следующее определение: «операционный аудит – проверка методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности». По завершении этого аудита менеджеру выдаются рекомендации по совершенствованию операций. Из-за того, что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых различных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом, они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Наши рекомендации