Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка

Банк может прекратить свою деятельность в процессе реорганизации или ликвидации).

Реорганизация и ликвидация банка может осуществляться по решению:

- его учредителей (участников);

- уполномоченных государственных органов (в том числе суда);

- Национального банка Республики Беларусь.

Реорганизация банкапредставляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в процессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим лицам в порядке, определенном законодательством.

Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.

Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризуется следующими особенностями, установленными действующим банковским законодательством:

Слияние банков(Банк А+ Банк Б = Банк С)характеризуется тем, что деятельность реорганизуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку.

При присоединении(Банк А+ Банк Б = Банк А) одного или нескольких банков к другому банку они прекращают свою деятельность. В устав присоединившего банка вносятся необходимые изменения и дополнения, к нему переходят права и обязанности, а также лицензионные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Расширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Национальный банк о внесении соответствующих изменений или дополнений в перечень банковских операций, указанных в его лицензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Национальный банк.

При слиянии и присоединении происходит укрупнение банков в форме централизации банковского капитала. Данная тенденция, характерная для мировой банковской практики в последние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности финансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реорганизацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшиеся на грани банкротства.

Разделение и выделение банков сопровождается децентрализацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, например, не совпадают их экономические интересы или они расходятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.

При разделении банка (Банк А= Банк Б + Банк С) его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным балансом переходят к созданным на его основе банкам.

При выделении(Банк А= Банк А+ Банк Б) как и при разделении к созданным банкам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

При реорганизации, осуществляющейся путем преобразования(Банк А=Банк Б) банка в банк иного вида, к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

Ликвидация банка— это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопреемства к другим банкам или иным юридическим лицам.

Ликвидация банка может осуществляться:

- принудительно — по решению Национального банка или хозяйственного суда;

- добровольно — по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного органа банка.

Принудительная ликвидациябанкаможет производиться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Добровольная ликвидация банкаможет произойти в связи с нецелесообразностью его дальнейшей деятельности, достижением цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельствами.

Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвидационную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.

Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвидации. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него лицензию на осуществление банковской деятельности.

Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по ликвидации банка. С момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами банка, а к председателю комиссии — права руководителя банка.

Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в установленные сроки публикует в своем официальном издании и республиканских печатных средствах массовой информации.

Экономическая несостоятельность банка — это его неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер и признанная основанием для принятия мер по предотвращению банкротства этого банка.

Признаки экономической несостоятельности банкаопределяются законодательством, действующим в Республике Беларусь:

- неоднократное неисполнение банком своих обязательств перед кредиторами в течение последних шести месяцев в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на его корреспондентском счете или неуплата обязательных платежей к течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения;

- неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка или неуплата им обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения;

- снижение собственного капитала банка в абсолютном выражении более чем на 20 % по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, влекущее за собой невыполнение банком одного из обязательных нормативов, установленных Национальным банком;

- нарушение установленного норматива достаточности капитала;

- нарушение в течение последнего месяца более чем на 10 % установленного норматива текущей ликвидности.

Меры по улучшению финансового состояния банка включают:

- оказание финансовой помощи банку его участниками и иными лицами. Формами оказания такой помощи могут выступать: размещение денежных средств на депозите в данном банке; дача поручительств, банковских гарантий по кредитам для Панка; дополнительный взнос в уставный фонд банка; отказ от требований к банку и т.д.;

- изменение структуры активов и пассивов банка, в частности, улучшение качества кредитования, приведение в соответствие по срокам структуры активов и обеспечивающих их исполнение обязательств, продажа не приносящих дохода активов, сокращение расходов, увеличение собственных средств банка, увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных ресурсов и другие меры;

- изменение организационной структуры банка — состава и численности сотрудников банка; сокращение и ликвидация обособленных, а также иных структурных подразделений банка и т.д.

Банкротство банка – это его устойчивая неплатежеспособность, правомерно объявленная самим банком или признанная решением хозяйственного суда и влекущая за собой ликвидацию данного банка. Общий порядок осуществления банкротства банка согласно действующему законодательству и, в частности закону Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) можно представить следующим образом:

-заявление об отзыве банковской лицензии в Национальном банке Республики;

-отзыв банковской лицензии у банка;

- заявление о банкротстве банка в хозяйственный суд;

- конкурсное производство;

- ликвидационное производство.

Конкурсное производство — это процедура банкротства, цель которой заключается в обеспечении максимального удовлетворения требований кредиторов, защите прав и законных интересов банка, а также других лиц в процессе ликвидации данного банка.

Ликвидационное производство— это процедура конкурсного производства, которая применяется к банку, признанному банкротом, с целью его ликвидации, продажи принадлежащего ему имущества, освобождения его от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Вопросы для самоконтроля

1) Какие документы представляются банком для государственной регистрации?

2) Каким образом осуществляется государственная регистрация создаваемого банка и изменений (дополнений) в учредительные документы банка?

3) По каким причинам банку может быть отказано в государственной регистрации?

4) Что такое лицензия на проведение банковских операций и каков порядок ее получения?

5) Банк приобретает статус банковского лица после …?

6) Зачем банк создает территориально обособленные подразделения? Чем они отличаются друг от друга?

7) По каким причинам и по чьей инициативе банк может прекратить свою деятельность?

8) Что такое реорганизация банка? В каких формах она может проводиться?

9) Что такое экономическая несостоятельность банка?

10) Назовите меры по улучшению финансового состояния банка?

11) Меры по предупреждению банкротства.

Литература:

1) Банковский кодекс Республики Беларусь (гл.12);

2) Закон об экономической несостоятельности (банкротстве) от 13.07.2012 № 415-3;

3) Инструкция по бухгалтерскому учету операций по формированию и увеличению уставных фондов банков Республики Беларусь. Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30.06.2008 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.11.2012 № 600);

4) Инструкция о порядке государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности от 07.12.2012 № 640 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.12.2014 № 723);

5) «Об установлении Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь и утверждении инструкции о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь» (утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.08. 2013г. № 506);

6) Инструкция «О порядке принятия банкам и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по улучшению финансового состояния или реорганизации» от 30.10. 2012 № 556;

7) Инструкция «О порядке деятельности временной администрации по управлению банком и небанковской кредитно-финансовой организации» от 30. 10.2012 № 555 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.10.2013 № 567);

8) Инструкция «Об установлении квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых к независимым директорам и иным членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям, определении случаев и порядка проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации этих лиц» от 19.12.2012 № 669 (в редакции Постановления Национального банка Республики Беларусь от 05.06.2014 № 375);

9) « О дополнительных требованиях к порядку применения Национальным банком Республики Беларусь мер надзорного реагирования и критериях принятия решения об их применении» Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 № 641;

10) Инструкция о требованиях, предъявляемых к бизнес-плану, стратегическому плану развития банка, небанковской кредитно-финансовой организации, порядке оценки таких планов от 30.10.2012 № 554;

11) Инструкция о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы холдинга от 11.01.2013 № 19.

Тема 3 Баланс банка.

3.1 Строение баланса и Плана счетов.

3.2 Назначение баланса банка.

3.3 Виды балансов.

3.4 Банковская отчетность.

Строение баланса и Плана счетов.

Бухгалтерский баланс - основной отчетный финансовый документ, в котором на определенную дату отражено финансовое состояние банка, включая стоимостную оценку состояния активов и пассивов банка.

Особенность банковского баланса – его оперативность, которая проявляется в ежедневном составлении данного отчета.

В основе построения балансов банка лежит унифицированная схема, которая определена действующим для банков Планом счетов бухгалтерского учета.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, который используется для детальной и полной регистрации всех операций банка с целью обеспечения потребностей составления финансовой отчетности. Он разработан в соответствии с международными и национальными стандартами финансовой отчетности и законодательством Республики Беларусь, а также с общепринятыми в международной практике принципами бухгалтерского учета.

Такими принципами являются:

- непрерывность деятельности — банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;

- осмотрительность (осторожность) — активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие потенциально угрожающие финансовому положению банков риски на следующие периоды;

- постоянство правил бухгалтерского учета — банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики);

- принцип начисления — все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты;

- приоритет экономического содержания над юридической формой — отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

- достоверность — формирование учетной и отчетной информации в соответствии с требованиями законодательства;

- раздельное отражение активов и пассивов — все счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде;

- единицы измерения — активы и пассивы должны учитываться по их первоначальной стоимости на момент их признания в бухгалтерском балансе и эта первоначальная стоимость не должна изменяться до момента прекращения их признания;

- преемственность входящего баланса — остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего отчетного периода;

- существенность информации — информация считается существенной, если ее непредставление может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера статей финансовой отчетности, оцениваемых в конкретных обстоятельствах;

- сопоставимость — пользователи получают информацию о финансовом положении банка для определения тенденции ее изменения по сравнению с предшествующими или соответствующими отчетными периодами или деятельностью других банков.

Банки Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывают и утверждают учетную политику, которая конкретизирует методологические, организационные и технические аспекты учета, применяемые в данном банке. Вместе с тем существует ряд требований и правил, являющихся общими для всех банков республики. Одним из таких правил является то, что бухгалтерский учет операций, совершаемых банками, ведется в белорусских рублях. При этом бухгалтерский учет операций в иностранной валюте ведется в иностранной валюте и ее эквиваленте в белорусских рублях.

Счета в Плане счетов являются многовалютными, т.е. это означает, что бухгалтерский учет операций в иностранной валюте осуществляется на тех же счетах, что и операции в белорусских рублях. Связь между операциями в иностранной валюте и белорусских рублях обеспечивают счета валютной позиции, которые ведутся по видам иностранных валют, и счета рублевого эквивалента валютной позиции, которые открываются только в белорусских рублях и также ведутся по видам иностранных валют.

Принципы построения баланса банка такие же, как и у прочих субъектов хозяйствования. Пассив показывает, из каких источников сформированы средства банка, актив – во что они вложены (размещены). Отличие заключается в том, что в активах банка преобладают всевозможные виды финансовых активов, а доля основных средств минимальна. В пассивах преобладают привлеченные (заёмные) средства.

Структура баланса банка

Актив Пассив
Размещение средств Собственные средства Привлеченные (заёмные) средства
Баланс Баланс

План счетов состоит из 10 классов:

класс 1 - Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции;

класс 2 – Кредиты и иные активные операции;

класс 3 – Счета по операциям клиентов;

класс 4 - Ценные бумаги;

класс 5 – Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество;

класс 6 – Прочие активы и прочие пассивы;

класс 7 – Собственный капитал банка;

класс 8 – Доходы банка;

класс 9 – Расходы банка;

класс 99 – Внебалансовые счета.

В первом классе Плана счетов наиболее ярко проявляется признак группировки счетов по степени убывания ликвидности активов и степени востребованности пассивов. На счетах данного класса находят отражение наиболее ликвидные активы банка: денежные средства; драгоценные металлы; средства, размещенные в Национальном банке и центральных банках других государств; средства, размещенные в других банках. В этом классе содержатся также пассивные счета, на которых отражаются средства Национального банка и других банков. Кроме этого, включаются счета, на которых отражаются пролонгированная и просроченная задолженности по межбанковским опе^ рациям, начисленные доходы (расходы) и просроченные процентные доходы по операциям с драгоценными металлами и межбанковским операциям; резервы на покрытие возможных убытков и резервы по неполученным процентным доходам.

Во втором классе сконцентрированы всевозможные кредитные и иные активные операции банка с клиентами, которые представляют собой финансирование под уступку денежного требования (факторинг); краткосрочные и долгосрочные кредиты; финансовую аренду (лизинг); исполненные банком обязательства за клиентов; средства, предоставленные по операциям «Репо»; средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения своих обязательств перед клиентом и др. Здесь же содержатся счета, на которых отражаются пролонгированная и просроченная задолженности клиентов; начисленные и просроченные процентные доходы по кредитам и иным активным операциям; резервы на покрытие возможных убытков по кредитам и иным операциям с клиентами и резервы по неполученным процентным доходам по данным операциям.

Третий класс объединяет пассивные счета по операциям банка с клиентами. В этом классе учитываются средства на текущих (расчетных) счетах; средства на иных счетах, в частности — на карт-счетах; счетах по доверительному управлению имуществом; благотворительных счетах; средства, полученные в качест-пе обеспечения исполнения обязательств; аккредитивы; средства для расчетов чеками и др. Кроме этого, здесь находят отражение нклады (депозиты) клиентов, размещенные в банке на различных условиях: до востребования, срочные, условные. На счетах третьего класса аккумулируются бюджетные и иные государственные средства, а также отражаются процентные расходы по средствам на счетах по операциям клиентов.

По четвертому классу Плана счетов учитываются выпущенные и приобретенные банком ценные бумаги. Исключение составляют акции других юридических лиц, учет которых осуществляется в пятом классе. Счета четвертого класса объединены в четыре основные группы.

Первая группа счетов предназначена для учета ценных бумаг, приобретенных с одной из следующих целей:

- продажи или погашения в краткосрочном периоде (до 1года) и получения дохода в результате краткосрочных колебаний их цен;

- учета по справедливой стоимости и получения дохода от изменения их справедливой стоимости.

Счета, объединенные во второй группе, служат для учета приобретенных банком ценных бумаг, в отношении которых у банка имеются намерение и возможность не осуществлять с ними операций до погашения , т.е. удерживать их до погашения.

Третья группа счетов предназначена для учета ценных бумаг, которые определяются банком как имеющиеся в наличии для продажи, и цель их приобретения отличается от целей, определенных для первой и второй групп; ценных бумаг, по которым справедливая стоимость не может быть надежно оценена.

Счета четвертой группы используются для учета ценных бумаг, выпущенных банком.

На счетах четвертого класса учитываются также начисленные и просроченные процентные доходы (расходы) по ценным бумагам; резервы на покрытие возможных убытков по неполученным процентным доходам по соответствующим ценным бумагам.

В пятом классе Плана счетов отражаются инвестиции банка в уставные фонды других юридических лиц; операции с основными средствами, нематериальными активами, а также операции с имуществом, переданным банку в погашение задолженности.

По шестому классу Плана счетов учитываются прочие активы и пассивы банка. К ним относятся: производные финансовые инструменты; межфилиальные счета; резервы на риски и платежи; транзитные и клиринговые счета; доходы и расходы будущих периодов; дебиторская и кредиторская задолженности по хозяйственной деятельности; начисленные доходы и расходы (комиссионные, прочие банковские, операционные); счета но валютной позиции и переоценке статей баланса.

Счета седьмого класса предназначены для отражения собственного капитала банка. Он прежде всего включает уставный фонд и эмиссионный доход, а также фонды, сформированные банком за счет отчислений от прибыли: резервный фонд, фонд развития банка и др. Составной частью собственного капитала банка является нераспределенная прибыль прошлых лет и прибыль отчетного года. Кроме отражения накопленной банком прибыли, счета седьмого класса отражают данные об ее использовании, допущенных банком убытках и затратах на выкуп собственных акций.

Отдельную группу в седьмом классе составляют счета, на которых отражаются результаты переоценки различных статей баланса, например, основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования, ценных бумаг, инструментов хеджирования и прочих статей баланса. К этой же группе относятся счета, предназначенные для учета нереализованной курсовой разницы от переоценки иностранной валюты в фондах банка.

Доходы и расходы банка в разрезе процентных, комиссионных, прочих банковских и операционных, а также отчисления (уменьшения) в резервы и непредвиденные доходы (расходы) отражаются соответственно по счетам восьмого класса «Доходы» и девятого класса «Расходы».

Класс девяносто девять Плана счетов предназначен для учета обязательств и требований банка, не отраженных по балансовым счетам, поскольку риски по ним еще не реализовались. Это требования и обязательства банка по отдельным видам гарантий; по предоставлению денежных средств; по операциям с ценными бумагами, иностранной валютой и драгоценными металлами. Кроме этого, счета этой группы используются для количественного учета ценностей и документов, находящихся в собственности банка или на хранении.

Балансовые счета подразделяются на группы счетов: счета I порядка (классы); счета II порядка (двузначные); счета III порядка (трехзначные); счета IV порядка (четырехзначные).

Синтетический учет осуществляется на уровне балансовых счетов II, III, IV порядка. Аналитический учет всех операций производится на уровне лицевых счетов (13 знаков).

Балансовые счета IV порядка в Плане счетов классифицируются по:

- видам контрагентов;

- характеру операций;

- степени убывания ликвидности.

Наши рекомендации