Государственные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды –это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические (фонды личного и имущественного страхования, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические и др.) и социальные. В соответствии с уровнем управления делятся на государственные, региональные и местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС. По срокам действия фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
С помощью внебюджетных фондов можно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- Обеспечивать природные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- представлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Следовательно, внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения государством национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, т.е. не входят в состав бюджетов бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
Целевые внебюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения согласно Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Ведущее место заняли социальные внебюджетные фонды. При их создании ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были образованы иные внебюджетные фонды.
Социальные внебюджетные фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (покупка ценных бумаг, инвестирование);
- займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- другие доходы, предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят:
• Пенсионный фонд РФ (ПФР);
• Фонд социального страхования РФ (ФСС);
• Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).
ПФР введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Важнейшие задачи ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения - аккумуляция страховых взносов и расходование его средств в соответствии с действующим законодательством.
Средства ПФР направляются на выплату трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей.
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а страховой и накопительной частей - за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Граждане РФ стали получать страховые свидетельства государственного пенсионного страхования в соответствии с реализацией Федерального закона от 11 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие соответственно возраста 60 и 55 лет. При этом обязательным условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением умышленного нанесения ущерба своему здоровью) и продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют право получать нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам. ФСС призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. ФСС стал создаваться в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования РФ» и Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ».
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования - федеральная государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами в Государственной Думе после внесения их на рассмотрение Правительством РФ.
Основная задача ФСС - выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
· признание безработным;
· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пособие по временной нетрудоспособности;
3) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
4) пособие по беременности и родам;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет;
6) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
7) единовременное пособие при рождении ребенка;
8) пособие на санаторно-курортное лечение;
9) социальное пособие на погребение;
10) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Субъекты обязательного социального страхования - страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях выплачивать страховое возмещение, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) - составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. ОМС было учреждено согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г. Основные задачи Федерального ФОМС:
• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования;
• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав
граждан в системе обязательного медицинского страхования;
• участие в разработке и осуществлении государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.
Гражданам РФ гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Гражданам РФ выдается страховой медицинский полис ОМС - документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других государств, с которыми РФ имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане РФ не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Страховые медицинские организации используют полученные от территориального ФОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по ОМС.
Средства Федерального ФОМС используются на следующие мероприятия:
· оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
· финансирование целевых медицинских программ;
· подготовку и переподготовку специалистов;
· развитие медицинской науки;
· улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов - это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных ФОМСов и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Особое значение в современных условиях имеет контроль за рациональным и эффективным использованием средств Федерального ФОМС.
Бюджет территориального ФОМС включает расходы на финансирование территориальной программы ОМС и иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию. Расходы на финансирование территориальной программы ОМС включают расходы на выполнение территориальной программы ОМС и выполнение управленческих функций территориальным ФОМСом.
Вопрос 43