Доходы региональных (местных) бюджетов
Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет: местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов.
Местные налоги и сборы являются базовым источником для формирования отдельных региональных (местных) бюджетов. Реальное соотношение всех источников в формировании отдельных региональных (местных) бюджетов определяется функциями региональных (местных) органов управления, потенциальными возможностями получения дохода за счет местных налогов, а также возможностями вышестоящих органов власти финансировать нижестоящие региональные (местные) бюджеты.
Поступления из вышестоящих бюджетовосуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.
Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.
Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:
· доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности,
· арендные доходы,
· денежные сборы,
· штрафы,
· пошлины,
· добровольные взносы предприятий и населения.
Удельный вес неналоговых доходов в финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов бюджета.
Расходы региональных (местных) бюджетов
Основные расходы региональных (местных) бюджетов – это расходы на:
· на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство)
· здравоохранение,
· образование,
· погашением займов и выплат процентов по ним,
· содержание местных органов власти и правопорядка, а в некоторых странах и судов.
Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.
Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:
· текущие или эксплуатационные,
· инвестиционные или капитальные вложения.
И, соответственно, формируются бюджет текущих затрат и бюджет развития.
Бюджет текущих затрат, как правило, финансируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Основными источниками для финансирования бюджета развитияявляются субвенции, местные займы, пожертвования.
Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
Платежеспособность и ликвидность являются основными характеристикамифинансового состояния организации. Следует разграничивать платежеспособность предприятия, т.е. ожидаемую способность в конечном итоге погасить задолженность, и ликвидность предприятия, т.е. достаточность имеющихся денежных и других средств для оплаты долгов в текущий момент. Однако на практике понятия платежеспособности и ликвидности как правило, выступают в качестве синонимов.
Платежеспособность предприятия
Важным показателем, характеризующим платежеспособность и ликвидность предприятия, является собственный оборотный капитал, который определяется как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Предприятие имеет собственный оборотный капитал до тех пор, пока оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Этот показатель также называют чистыми текущими активами.
В большинстве случаев основной причиной изменения величины собственного оборотного капитала является полученная организацией прибыль (или убыток).
Рост собственного оборотного капитала, вызванный опережением увеличения оборотных активов по сравнению с краткосрочными обязательствами, обычно сопровождается оттоком денежных средств. Уменьшение же собственного оборотного капитала, наблюдаемое, если рост оборотных активов отстает от увеличения краткосрочных обязательств, как правило, обусловливается получением кредитов и займов.
Собственный оборотный капитал должен без затруднений трансформироваться в денежные средства. Если же в оборотных активах велик удельный вес труднореализуемых их видов, это может снижать платежеспособность предприятия.
Банкротство
Решения, принимаемые в соответствии с рассмотренной системой критериев о признании организаций неплатежеспособными, служат основанием для подготовки предложений о финансовой поддержке неплатежеспособных организаций, их реорганизации или ликвидации.
Кроме этого, при неспособности организации погашать свои краткосрочные обязательства кредиторы могут обратиться в арбитраж с заявлением о признании организации — дебитора несостоятельной (банкротом).
Следовательно, банкротство как определенное состояние неплатежеспособности устанавливается в судебном порядке.
Банкротство бывает двух видов:
Простое банкротство применяется к должнику, виновному в легкомыслии, непоследовательности и плохом ведении дел (спекулятивные операции, азартные игры, чрезмерные бытовые потребности, беспорядочное выписывание векселей, недостатки в ведении бухгалтерского учета и т.д.).
Злостное банкротство обусловливается совершением противоправных действий с целью введения в заблуждение кредиторов (сокрытие документов и определенной части пассивов организации, а также сознательное завышение источников формирования имущества организации).
Кроме рассмотренных признаков, дающих возможность отнести данное предприятие к числу неплатежеспособных, существуют также критерии, позволяющие прогнозировать вероятность потенциального банкротства предприятия.
Критерии банктротства предприятия:
§ неудовлетворительная структура оборотных активов; тенденция к росту доли труднореализуемых активов (материально-производственных запасов, имеющих медленную оборачиваемость, сомнительной дебиторской задолженности) может привести к неплатежеспособности организации;
§ замедление оборачиваемости оборотных средств по причине накопления чрезмерных запасов и наличия просроченной задолженности покупателей и заказчиков;
§ преобладание в обязательствах предприятия дорогостоящих кредитов и займов;
§ наличие просроченной кредиторской задолженности и рост ее удельного веса в составе обязательств организации;
§ значительные суммы дебиторской задолженности, списываемые на убытки;
§ тенденция преимущественного увеличения самых срочных обязательств по отношению к росту наиболее ликвидных активов;
§ уменьшение коэффициентов ликвидности;
§ формирование внеоборотных активов за счет краткосрочных источников средств, и др.
При анализе необходимо своевременно выявлять и устранять названные негативные тенденции в деятельности предприятия.
Необходимо иметь в виду, что текущую платежеспособность предприятия можно выявить по данным баланса только один раз в месяц или квартал. Однако предприятие осуществляет расчеты с кредиторами ежедневно. Поэтому для оперативного анализа текущей платежеспособности, для ежедневного контроля за поступлением средств от реализации продукции (работ, услуг), от погашения другой дебиторской задолженности и за другими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками и другими кредиторами необходимо составлять платежный календарь, в котором, с одной стороны, показываются имеющиеся в наличии денежные средства, ожидаемые поступления денежных средств, то есть дебиторская задолженность и с другой стороны отражаются платежные обязательства на этот же период. Оперативный платежный календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о приобретенных средствах производства, документов о расчетах по заработной плате, на выдачу авансов работникам, выписок из банковских счетов и др.
Для оценки же перспектив платежеспособности предприятия рассчитываются показатели ликвидности.