Организация системы страхования вкладов в странах ЕЕС (на примере Германии и Польши)

Для стран, входящих в состав Единого Европейского Союза (ЕЕС) 30 мая 1994 года Советом Европы была подписана директива 94/19/ЕЕС по вопросу систем гарантирования денежных вкладов на банковских счетах. Названная директива, являющаяся одной из составляющих европейского права, опирается на четыре принципа:

- всеобщая система гарантирования вкладов и равенство кредитных учреждений;

- обеспечение быстрых и эффективных выплат в рамках системы гарантирования;

- установление минимального лимита гарантирования вкладов (20000 евро);

- территориально система должна охватывать филиалы банка, созданные в других странах-членах ЕЕС.

Германия

Решение о создании в Германии фондов поддержки коммерческих банков относится к 60-м гг. ХХ столетия. С вступлением в силу 1 августа 1998 Закона о страховании вкладов и выплате компенсации инвесторам в Германии впервые появилась официальная система страхования вкладов наряду с уже существовавшими страховыми системами банковских объединений.

Застрахованными считаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады, включая именные сберегательные облигации. Страхование не распространяется на ценные бумаги на предъявителя, на обязательства, проистекающие из операций репо, а также на обязательства по обратной поставке в рамках ссудных операций с ценными бумагами. Не застрахованы и паи в фондах денежного рынка.

Закон о страховании вкладов и выплате компенсации инвесторам предусматривает ограниченную защиту собственников ценных бумаг в случае противоправных действий (злоупотреблений) со стороны сотрудников банка; страхование в этом случае распространяется на 90% "обязательств по операциям с ценными бумагами" до суммы в 20 тыс. евро на одного кредитора. При банкротстве банка клиент обладает правом на исключение из конкурсной массы хранившихся в самом банке или (по его поручению) в другом банке ценных бумаг, в том числе, процентов и дивидендов по ним.

Дополнительно к законодательно обоснованной (официальной) системе страхования выступают страховые системы банковских объединений: Федерального союза немецких банков (ФСНБ), Союза государственных банков в Германии (СГБ), Федерального союза кооперативных банков (ФСКБ), а также система региональных объединений сберкасс и расчетных палат в качестве основы системы страхования сектора сберкасс.

Системы страхования ФСНБ и СГБ строятся на страховых фондах, которые образуются в качестве несамостоятельных специализированных (внебюджетных) фондов из отчислений институтов, входящих в эти объединения. Размеры взносов каждого банка (выплачиваемых за прошедший год) составляют 0,003 от балансовой статьи "Обязательства по банковским операциям перед другими кредиторами" по состоянию на 30 июня каждого года. Страхование вкладов в кооперативных банках и сберкассах осуществляется через систему институциональной защиты, которая гарантирует от краха указанные институты. Ещё в преддверии банкротства убытки входящего в эти системы института компенсируются, а капитал восстанавливается из созданного за счет отчислений фонда. Для частных и государственных банков членство в страховой системе является добровольным, а для кооперативных банков и сберкасс – обязательным.

Официальная система страхования гарантирует каждому вкладчику компенсацию 90% вклада до эквивалента в 20 тыс.евро. Если неплатежеспособный кредитных институт дополнительно является членом фонда ФСНБ или СГБ, то сумма, превышающая этот лимит, выплачивается за счет этого фонда. При этом, вкладчик имеет право на компенсацию в том случае или в той степени, в какой его притязания не были удовлетворены официальной системой страхования вкладов.

Согласно уставу ФСНБ (около 250 частных институтов-членов), лимит страхования вкладов на одного вкладчика составляет 30% основного капитала плюс 25% прочего собственного (дополнительного) капитала. Так, Deutsche Bank AG на сегодняшний день гарантирует вклады одного вкладчика в размере до 6 736 830 тыс. евро, а крупнейший немецкий частный (в форме закрытого акционерного общества) банковский дом Sal. Oppenheim – до 210 749 тыс. евро.

Согласно Закону о страховании вкладов и выплате компенсации инвесторам. В случае банкротства вкладчик имеет формальное (реализуемое в рамках гражданского права) право претендовать на получение компенсации из внебюджетного фонда, созданного при Банке реконструкции и развития (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Срок действия этого правопритязания составляет 5 лет. Уставы частных страховых систем, напротив, не предусматривают формального права на получение компенсации. Все возможные споры о причинах и размерах притязания решаются согласно общим принципам гражданского права.

В случае банкротства банковского учреждения Федеральное ведомство по надзору за финансовой системой определяет наступление страхового случая и публикует соответствующее сообщение в Федеральном вестнике. Выплата компенсации производится в течение трех месяцев после наступления страхового случая. Если вкладчик не удовлетворен начисленной ему компенсацией, он может в течение года после наступления страхового случая письменно обратиться с жалобой в соответствующее страховое учреждение.

Что касается фондов денежного рынка, то здесь следует различать неплатежеспособность управляющей компании и банка, в котором хранятся средства такого фонда. Обособленность гарантий по управлению и хранению выражается при банкротстве управляющей компании в том, что страховой фонд не входит в состав конкурсной массы. При этом, правом на выделение фонда из конкурсной массы обладает не инвестор, а банк-депозитарий. В случае же банкротства депозитария право на выделение своего вклада из конкурсной массы имеет сам инвестор.

Компенсируя вклады размером не свыше 20 тыс. евро, официальная система обеспечивает своего рода базовое страхование. Поэтому для вкладчика особенно интересно, как обеспечены его вклады, превышающие 20 тыс. евро. С этой точки зрения системы институционального страхования ФСКБ и сберкасс, позволяющие избежать банкротства входящих в них институтов и тем самым фактически не предусматривающие лимитов на страховое покрытие, предлагают определенные преимущества по сравнению со страховыми фондами ФСНБ и СГБ. Поскольку банкротство банка предупреждается "в зародыше", частный вкладчик не сталкивается с его последствиями, в частности, с временным "замораживанием" вкладов. Он может и дальше свободно распоряжаться своими деньгами. Кроме того, институциональные системы защищают более широкий спектр вкладов, позволяя сохранить и долговые обязательства на предъявителя.

Страховые лимиты ФСНБ и СГБ столько высоки, что, как правило, гарантируют выплату каждому вкладчику полной компенсации. Однако, пока не было случая проверить на практике, насколько оправдывает себя страховой фонд при банкротстве крупного банка с десятками тысяч потерпевших и в какой степени в этом случае будут выполнены обещания о максимальном лимите страховых выплат.

Польша.

Декретом от 1948 г. о банковской реформе в Польше был создан банк Powszechna Kaza. Oszczednosci (PKO), задачей которой было накопление денежных сбережений населения. По обязательствам РКО, связанным со сберегательными вкладами, поручителем выступало государство. Таким образом, в польской банковской системе более чем на 50 лет был введен принцип ответственности Государственной казны за сберегательные вклады населения без ограничения их размера.

Со второй половины 1992 г., когда оказалось, что в условиях рыночной экономики в Польше банки могут стать несостоятельными, наличие или отсутствие "гарантий" Государственной казны стало для индивидуальных вкладчиков критерием разделения национального банковского сектора. Ответственность Государственной казны по сберегательным вкладам не была однозначно определена.

Перед лицом банковского кризиса, решением Сейма о принципах денежной политики на 1994 г. была введена своего рода временная гарантия. Согласно этому положению председатель Национального банка Польши (НБП) гарантировал вклады физических лиц, не превышающие в злотых эквивалента 1000 Экю, – на 100%, вклады в размере от 1000 до 3000 Экю – 90%. Закон "Банковское право" от 20 августа 1997 г. серьезно ограничил защиту вкладчиков с использованием "гарантий" Государственной казны. Итоговым шагом в подготовке к проведению реформ банковского сектора в Польше в конце 80-х гг. стало принятие 31.12.1989 закона "Банковское право", который предусматривал возникновение нескольких десятков частных банков и банков со смешанной структурой собственности. На данные банки не распространялись институциональные гарантии для размещаемых вкладов. Это вело к нарушению принципов конкуренции в банковском секторе.

Качественно новая ситуация была создана только принятием 14 декабря 1994 г. закона о Фонде гарантирования вкладов (BFG), необходимость создание которого вытекала из директивы Совета Европы 94/19 ЕЕС от 30.05.1994 по вопросу гарантирования денежных вкладов на банковских счетах. Так возникла всеобщая и обязательная система гарантий для вкладчиков всех действующих в стране банков.

Основными целями установленной законом системы гарантирования банковских вкладов (BFG) являются:

- защита вкладчиков, которые не имея возможности самостоятельно оценить степень финансового риска, доверяют это банкам как институтам общественного доверия,

- создание системных условий предоставления финансовой помощи банкам, которые находятся под угрозой неплатежеспособности,

- несоблюдение системных условий предоставления финансовой помощи банкам, которые находятся под угрозой неплатежеспособности,

- наблюдение за финансовым состоянием субъектов, охваченных системой гарантирования вкладов.

Концепция деятельности BFG предусматривает два вида воздействия.

Первый тип воздействия касается предоставления возвратной финансовой помощи банкам из вспомогательного фонда. Помощь может предоставляться на более выгодных условиях, чем существую на рынке (меньше на 0,1-0,4% редисконта векселей на срок до 10 лет). Основным условием предоставления займа является возникновение угрозы неплатежеспособности банка. Важным моментом является то, что размер помощи не может превышать сумму ответственности BFG по гарантиям по вкладам в банке, находящемся под угрозой. Другой тип воздействия реализуется в случае объявления судом банкротства банка и состоит в выплате уполномоченным вкладчикам гарантируемых средств до сумм, определенных законодательством (до 1000 евро – на 100%, от 1000 до 22500 евро – на 90%). Источником удовлетворения требований является, прежде всего, Фонд защиты гарантируемых средств.

Законодательно установленная система защиты вкладов позволяет отнести польскую систему гарантирования к эксплицитным системам (DIS). Субъект, охваченный системой, обязан создавать фонд защиты гарантируемых средств на удовлетворение требований клиентов банков-банкротов.

Совет BFG состоит из 11 членов: председатель назначается премьер-министром, 3 члена – министром финансов, 4 –члена председателем НБП и 3 члена выбираются Союзом польских банков. Ежегодно утверждается размер взноса в фонд (максимальный размер ставки – 0,4% от суммы денежных средств, размещенных в банке на всех счетах, по которым начисляется сумма обязательных резервов). При этом, в отличие от взносов во вспомогательный фонд, банки не перечисляют на счет BFG денежных средств, соответствующих квотам, которые должны быть оплачены в BFG. Данные средства должны быть размещены банками в казначейских ценных бумагах, облигациях и других ценных бумагах центрального банка, или в единицах участия фондов денежного рынка. Реализация соответствующей части этих ценных бумаг наступает только после того, как решением правления BFG будет определена доля участи данного банка в сумме средств передаваемых внешнему управляющему банка-банкрота. В связи с тем, что средства, являющиеся покрытием Фонда защиты гарантируемых средств, хранятся в банках до момента их передачи BFG, польская система гарантирования иногда причисляется к системам смешанного типа.

Угрозой неплатежеспособности признается ситуация, когда показатель достаточности капитала опускается ниже уровня, предусмотренного законодательством, а также ситуация, когда в банке возникли балансовые убытки. Анализ состояния банка охватывает, кроме того, оценку тенденций изменения основных финансово-экономических показателей банка

Наши рекомендации