Пример анализа хозяйственной деятельности предприятия
Основной частью прибыли предприятия сферы услуг при эффективной хозяйственной деятельности должна являться прибыль от реализации услуг. На анализируемом предприятии основным и единственным источником прибыли является прибыль от реализации услуг.
В процессе данного анализа необходимо установить динамику показателя прибыли от реализации услуг, выявить основные факторы и установить степень их влияния на его изменение. Полученные результаты оформлены в соответствии с таблицами 12.1-12.2.
Таблица 12.1
Анализ прибыли от реализации услуг
тыс. руб.
Показатели | В базисном 2011 году | В отчетном 2012 году | |
с учетом объема реализации услуг базисного 2011 года | в пересчете на объем реализации услуг 2012 отчетного года | ||
1. Объем реализации услуг | |||
2. Себестоимость услуг | (35816) | (33488) | (36342) |
3. Прибыль от реализации услуг |
Рассчитаем объем от реализации услуг в базисном году в пересчете на объем реализации услуг отчетного года:
Jцен = 15% (в 2010 году)
Vбаз./отч. = 43636 / 1,15 = 37944 тыс. руб.
Рассчитаем себестоимость услуг базисного 2011 года в пересчете на объем реализации услуг отчетного 2012 года:
Jo = 0,935
Сбаз./отч. = 35816 х 0,935 = 33488 тыс. руб.
Таблица 12.2
Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от реализации услуг
тыс. руб.
Основные факторы | Расчет их влияния на прибыль | Изменение прибыли под воздействием факторов |
1.Изменение объема реализации услуг | DПv = 4733*43636/40549 – 4733 П2011*В2012/В2011-П2011 | +360 |
2.Изменение себестоимости услуг | DПс = - (36342-33488) 2012- | -2854 |
3.Изменение структуры услуг | DПстр.= 2561 – 360 + 2854 | +5055 |
На изменение прибыли от реализации услуг оказывают влияние следующие основные факторы:
¾ изменение объема реализации услуг;
¾ изменение себестоимости услуг;
¾ изменение структуры услуг или структурные сдвиги.
Как видно из данных таблицы 12.1, в отчетном году произошло увеличение прибыли на 2561 тыс. рублей. Наибольшее влияние на изменение прибыли оказало изменение структуры услуг, которая представляет собой соотношение отдельных видов услуг в их общем объеме. Основными причинами изменения структуры услуг могут быть:
¾ изменение спроса на услуги;
¾ необеспеченность предприятия необходимыми материальными, трудовыми ресурсами, оборудованием;
¾ стремление предприятия оказывать наиболее рентабельные услуги.
Далее необходимо проанализировать изменение относительных показателей прибыльности, то есть рассчитать показатели рентабельности, которые характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия в целом. Показатели рентабельности более полно отражают конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, так как показывают соотношение эффекта с наличными или неиспользуемыми ресурсами.
Обычно показатели рентабельности объединяют в следующие три группы:
1) хозяйственная рентабельность (окупаемость затрат)
в базисном году Р пр. = 4733 / 35816 х 100% = 13,2 %
в отчетном году Р пр. = 7294 / 36342 х 100% = 20 %
2) коммерческая рентабельность (рентабельность продаж)
в базисном году Р прод. = 4733 / 40549 х 100% = 11,7 %
в отчетном году Р прод. = 7294 / 43636 х 100% = 16,7 %
3) экономическая рентабельность (рентабельность активов)
в базисном году Р ак. = 4733 / 16824 х 100% = 28,1%
в отчетном году Р ак. = 7294 / 47104 х 100% = 15,5%
4) финансовая рентабельность (доходность собственного капитала)
в базисном году Р ск = 4733 / 14124 х 100% = 33,5%
в отчетном году Р ск = 7294 / 13025 х 100% = 56%
По приведенным выше расчетам можно сделать вывод, что в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличивается рентабельность хозяйственной деятельности и рентабельность продаж, капитала. Рентабельность активов, напротив, снижается. Это может быть следствием снижения деловой активности предприятия.
Более подробно остановимся на анализе хозяйственной рентабельности.
Таблица 12.3
Анализ хозяйственной рентабельности
Показатели | Базисный 2011 год | Отчетный 2012 год | Абсолютное отклонение |
1.Прибыль от реализации услуг, тыс. руб. | +2561 | ||
2.Себестоимость услуг, тыс. руб. | +526 | ||
3.Рентабельность, % | 13,2 | +6,8 |
Для анализа влияния основных факторов на рентабельность введем промежуточный расчетный показатель – условную рентабельность, рассчитываемую следующим образом:
Русл. = 7294 / 35816 х 100% = 20,4%
Рассчитаем влияние прибыли от реализации услуг на показатель рентабельности:
DРп. = 20,4% - 13,2% = +7,2%
Рассчитаем влияние себестоимости на показатель рентабельности:
DРс = 20% - 20,4% = - 0,4%
Таким образом, на показатель хозяйственной рентабельности наиболее существенное влияние оказывает изменение прибыли от реализации услуг. Увеличение прибыли на 2561 тыс. рублей в отчетном году привело к росту рентабельности на 7,2 %. Увеличение себестоимости услуг на 526 тысяч рублей привело к снижению показателя рентабельности на 0,4%.
Краткие выводы и рекомендации по результатам проведенного анализа
Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «РОСТА» показал, что данная компания занимает достаточно нестабильное положение на рынке услуг автосервиса. Анализ позволил выявить ряд негативных моментов в хозяйственной деятельности предприятия.
Основные производственные фонды используются неэффективно, хотя на предприятии имеются резервы повышения эффективности их использования.
Оборотные средства также используются неэффективно. В отчетном периоде наблюдается их перерасход и замедление оборачиваемости, поэтому возникает необходимость дополнительного вовлечения в оборот оборотных средств.
По сравнению с базисным периодом в отчетном периоде наблюдается снижение физического объема реализации услуг, что может являться следствием снижения спроса на услуги предприятия. Следовательно, увеличение объема реализации услуг в стоимостном выражении вызвано ростом цен на услуги. Поэтому увеличение численности основных работников в отчетном периоде было экономически нецелесообразным для предприятия, что подтверждается и снижением выработки одного рабочего.
Положительным моментом хозяйственной деятельности предприятия является снижение затрат на 1 рубль объема реализации услуг и увеличение прибыли от реализации услуг в отчетном периоде.
Об эффективном управлении трудовыми ресурсами свидетельствует стабильность персонала, которая обусловлена такими немаловажными факторами, как высокая и регулярно выплачиваемая заработная плата, частые премиальные выплаты, возможность карьерного роста, социальная защищенность работников и др.
На протяжении нескольких лет предприятие сумело обеспечить относительно высокое качество предоставляемых услуг и сервисного обслуживания. Повышение качества – один из основных элементов конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества услуг способствует повышению спроса на услуги. Высокое качество деятельности ЗАО «РОСТА» характеризуется такими свойствами, как высокий удельный вес высококачественных услуг в их общем объеме, высокий удельный вес услуг, соответствующих японским и некоторым мировым стандартам, надежность, технологичность, малые потери в общем объеме реализации услуг, вызванные браком и т.п.
Оценивая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать вывод, что компания находится на уровне самоокупаемости (уровень рентабельности составляет 20%). Поэтому прибыли предприятия явно недостаточно для его дальнейшего роста. Возможно, что для повышения прибыли предприятию необходимо изменить структуру услуг, увеличив долю наиболее рентабельных услуг.
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать ее и предвидеть возможные результаты. Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления деятельностью предприятия, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений. В современных условиях руководителю предприятия недостаточно рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят предприятию чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, которые серьезно относятся к анализу, имеют хорошие производственные и финансовые результаты и высокую экономическую эффективность.
Вопросы для самоконтроля
1. Назвать основные источники формирования прибыли предприятия.
2. Какие факторы влияют на изменение прибыли от реализации услуг?
3. Что представляет собой анализ внереализационных финансовых результатов деятельности предприятия?
4. Что представляет собой анализ балансовой и чистой прибыли?
5. Какие показатели характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат? Как они рассчитываются?
6. В чем принципиальное отличие анализа прибыли и рентабельности по международным стандартам от классического анализа этих показателей?
7. В чем заключается проблема максимизации прибыли для предприятия?
8. Каковы основные источники резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия?