Анализ финансовой политики россии
Финансовая политика России в настоящее время определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Бюджетного послания Президента России Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».
Перечисленные выше документы подчеркивают, что современная финансовая политика России нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития», создания предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности.[10]
Создание и развитие рыночных отношений обуславливает проведение принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики, как правило, требует основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.
Современная финансовая политика нашей страны является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом России, исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, и утверждаются законодательными органами государственной власти в процессе рассмотрения и утверждения бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на очередной финансовый год и плановый период.
Среди основных направлений современной финансовой политики России можно выделить: бюджетную политику, налоговую, таможенную и
др.
В процессе эволюции российской экономики финансовая политика призвана решать проблемы стабилизационного характера, а именно проблемы снижения инфляции, восстановления инвестиционного процесса, возобновления устойчивых взаимосвязей между бюджетной системой, банковской системой, реальным сектором экономики, в том числе процессов долгосрочного и краткосрочного кредитования и др.
Благодаря антикризисным мерам постепенно происходит восстановление российской экономики. Широкое распространение получили также внебюджетные фонды государства, которым уделяется повышенное внимание со стороны государства, в частности к пенсионной системе.
Появился страховой рынок, на котором создаются независимые частные страховые компании, вводятся новые отрасли и виды страхования, изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.
В общем и целом Россия на современном этапе своего развития определила следующие основные направления финансовой политики:
1. Изменение расходов бюджета:
а) Сокращение расходов финансирования народного хозяйства, убыточных хозяйств;
б) Изменение порядка предоставления бюджетных средств, все большее значение приобретает метод планирования бюджетных расходов.
2) Увеличение расхода бюджета на социальные нужды;
3) Развитие рынка ценных бумаг;
4) Развитие страхового рынка – создание независимых частных страховых компаний, введение новых отраслей и видов страхования. Преобладание добровольного страхования над обязательным;
5) Налоговые реформы – снижение налогового времени и упрощение налоговой системы за счет низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены некоторых налоговых льгот.
Важным также представляется повышение качества работы в государственных финансовых органах (повышение квалификации аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов).
Главное место в составе финансовой политики занимает бюджетная политика государства. Бюджет играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития нашей страны и обеспечении достойной жизни ее населения. Через бюджетную систему Российской Федерации проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование выполнения всех функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также предоставление важнейших государственных и муниципальных услуг.
Бюджетную политику можно подразделить на:
– Политику мобилизации доходов в бюджеты;
– Политику в области расходов бюджетов;
– Политику в сфере межбюджетных отношений.
Проведение бюджетной политики должно основываться на следующих принципах:
– Гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
– Связывание избыточной денежной ликвидности;
– Последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга;
– Переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
Бюджетная политика во многом определяет уровень инфляции и финансовую стабильность страны. Особенностью роста экономики и финансов страны в последние годы является то обстоятельство, что большая часть их прироста определяется нефтегазовыми доходами.
Бюджетная политика России в настоящее время определяется, прежде всего, положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г[11]. В соответствии с этим документом главной стратегической задачей бюджетной политики является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации при безусловном финансовом обеспечении проводимых в условиях перехода к новому типу экономического развития структурных реформ, нацеленных на повышение качества жизни населения и реализацию конкурентных преимуществ нашего государства в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора, переработки природных ресурсов и высокотехнологичных производств в мировой экономике.[12] (см. приложение 2)
Достаточно четко цели и задачи бюджетной политики на ближайшие три года были отражены в Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2014-2016 годы, в котором главным требованием, предъявляемым к бюджетной политике, является экономический рост.
В бюджетной сфере, по мнению В.В. Путина, Россия должна перейти к долгосрочной политике развития, а это в свою очередь увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций. Президентом также было отмечено, что указанные выше задачи уже были отмечены в прошлом Послании о бюджетной политике, и работа по их реализации была проведена, но не в полной мере и бюджетная политика нашего государства в ближайшее время должна перейти на качественно новый уровень.
Текущая политика в области расходов бюджета сегодня характеризуется отраслевой направленностью. Это связано с выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современно этапе имеет первостепенно значение. К ним относят образование, здравоохранение, транспорт и национальную оборону.
Таким образом, бюджетная политика России на современном этапе направлена, прежде всего, на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
Следующий важный элемент в составе финансовой политики –налоговая политика, представляющая собой комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Главная цель налоговой политики – оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика является составной частью бюджетной политики и фактически представляет мобилизацию денежных средств в бюджеты бюджетной системы России. Проведенная в России налоговая реформа имеет достаточно положительные результаты, к которым можно отнести следующие:
– Повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов;
– Снижение налога на прибыль до 20%, ставки НДС – до 18% и др. (см. приложение 3)
–Введение единой ставки налога на доходы физических лиц, что способствовало снижению количества случаев уклонения от уплаты налогов;
Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
В настоящее время, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, «важнейшая задача – это повышение конкурентоспособности налоговой системы. Мы сейчас принимаем целый комплекс мер по улучшению делового климата, повышению привлекательности национальной юрисдикции. В том числе более удобными для бизнеса стали процедуры уплаты налогов. Это отмечают и отечественные предприниматели, и международные эксперты».[13]
Минфин России также ведет разработку Основных направлений налоговой политики России на 2014-2016 годы, которые подготовлены с целью составления проекта бюджета на будущий финансовый год и двухлетний плановый период. Но стоит отметить, что данный документ не вступил пока в силу. Анализ вышеназванного документа позволяет нам выделить основные приоритеты в области налоговой политики в перспективе. В частности на сегодняшний день главной задачей является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость.