Тема 1. Финансовая система, ее звенья
1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.
3. Финансовая политика.
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Термин «финансы» возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.
Финансы — категория историческая, поскольку имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.
Финансовые отношения охватывают две сферы. Первая — это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера — та, в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов проявляется в их функциях,под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.
Распределительная функция финансов.Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между участниками материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением между теми, кто его создавал, т. е. среди участников материального производства, но и в непроизводственную сферу, где национальный доход не создается. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.
Контрольная функция финансов.Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.
Стимулирующая функция финансов.Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Финансовыми рычагами являются: бюджет, цены, тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью, общественном воспроизводстве.
Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления.
Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов), публичные финансы (государственные и муниципальные финансы), финансы домашних хозяйств (населения).
Эти подсистемы подразделяются на звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Так, основными звеньями финансовой системы России являются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую входят: общегосударственные финансы,обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом. Во вторую — финансы предприятий(хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.
Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.
Государственный бюджет — это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства.
Помимо государственного бюджета в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.
Фонды страхованияобеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место имеет фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов — ценных бумаг. Основная задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.
Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.
В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это — реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги.
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере.
Под государственной финансовой политикой понимается часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Наряду с государственной финансовой политикой существует финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.