Проблемы и пути оптимизации стратегии финансового менеджмента
Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Внешняя среда - это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы. Перечислим основные факторы, оказывающие определяющее влияние на формирующуюся в Казахстане рыночную экономику, на функционирующие в ней предпринимательские структуры: природные ресурсы Казахстана, трудовые ресурсы Казахстана (количество, демографическая ситуация, уровень образования, квалификация, культура), территория страны (размеры, региональные и национальные особенности), национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения), международные отношения (международное положение страны, интерес различных стран мира к ресурсам и экономике Казахстана), государственно-политическое устройство Казахстана (отношение органов государственной власти и управления к предпринимательству), состояние правопорядка в стране, отношения собственности (защищенность, гарантии), степень монополизации экономики, состояние развития конкуренции (внутренней и внешней), развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита), уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительность труда), инфляция (уровень и динамика), налогообложение (уровень и динамика), уровень, состояние социальной защищенности населения (системы трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной зарплаты, пенсий, пособий, стипендий), конвертируемость тенге (параллельное обращение национальной валюты), технические и технологические факторы[11].
Различные опасности могут проявляться в разных областях внешнего окружения. Исследование этих сфер позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации. При анализе экономических факторов, характерных для Казахстана, обычно рассматривают темпы инфляции, налоги, характер и уровень занятости населения, платежеспособность предприятий-партнеров, состояние денежных расчетов и т. д.
При анализе политических факторов рассматривают состояние и динамику изменений законодательства, нормативных актов местных органов власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования экономики, в частности, антимонопольного законодательства, кредитную политику, ограничения на получение кредитов и наем рабочей силы и др.
Рыночные факторы оказывают непосредственное влияние на эффективность работы компании. Их изучение позволяет руководству фирмы уточнить стратегию и укрепить ее позиции на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, защищенность его правительством и пр.
Руководство фирмы призвано постоянно следить и за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые могли бы представить осложнения для существования организации.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства фирмы за действиями соперников. В этой сфере выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка реальных возможностей конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Учет социальных факторов внешней среды связан с изменяющимися общественными ценностями, отношениями, ожиданиями и нравами. В условиях экологической нестабильности именно в социальной среде зарождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для фирмы. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, она как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
Наконец, рассмотрение международных факторов приобрело особо важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние компании активно действуют на международном рынке. Руководство фирм призвано следить за ситуацией, которая складывается в этом сегменте.
Анализ внешней сферы, исследование рассмотренных выше ее сфер облегчает руководству фирмы подготовку ответов на следующие вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на стратегию фирмы? Какие факторы представляют особую угрозу для текущей стратегии организации? Какие возможности представляют интерес для достижения общефирменных целей?
За системным -рассмотрением в динамике важнейших аспектов внешней обстановки фирмы следует анализ ее собственных потенциалов, ее сильных и слабых сторон. Здесь важно оценить: обладает ли фирма такими внутренними силами, чтобы эффективно воспользоваться возникающими возможностями, какие ее слабости, затруднения могут осложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть простым или более сложным. В обследование обычно входит изучение пяти функциональных зон: маркетинг, финансы и учет, производство,-персонал, а также организационная культура и имидж организации.
При анализе системы маркетинга фирмы, как правило, выделяют семь важнейших сегментов исследования. Первый - доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень деятельности организации, поскольку имеется определенная зависимость между долей рынка фирмы и эффективностью ее работы (прибыльностью).
Особое значение имеют разнообразие и качество ассортимента, которые во многом определяют устойчивость организации. Здесь возможны различные подходы. Одна фирма ориентируется на ограниченный ассортимент, оценивая свой главный успех в обеспечении качества продукции. Другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни новых изделий.
Трудно переоценить значение рыночной демографии. Исследование изменений такого рода на рынке и в структуре клиентов - весьма трудная задача для фирмы. Ее осложняет социальное расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы населения, трансформация общественных ценностей.
Очень важны рыночные исследования и разработки. Для поддержания постоянной конкурентоспособности фирме необходимо вести широкие конъюнктурные исследования, осуществлять разработки новых товаров и услуг, поиск новых рынков.
Все более важную роль играет предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное и добротное послепродажное обслуживание способствует увеличению объема продаж, оно формирует и укрепляет лояльность покупателей к фирме, позволяет устанавливать повышенные продажные цены[12]
В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.
Но, конечно, самое главное - это анализ прибыльности. Прибыль - обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.
Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния обычно проводится методами финансовой ревизии[13].
Методика анализа производственного потенциала фирмы существенно отличается от обычной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это объясняется в первую очередь направленностью на стратегическое управление, на развивающиеся рыночные отношения. Постоянное изучение производства имеет очень большое значение для своевременной адаптации внутренней структуры фирмы к изменениям во внешнем окружении и ее выживания в конкретной среде.
Если учесть, что менеджмент нередко трактуют как умение делать большие деньги с помощью подчиненных, то решение многих проблем современной компании в огромной степени зависит от обеспеченности и производства и управления квалифицированными и энергичными специалистами. Сбалансированная команда на рынке способна на очень многое при хорошем руководстве.
Отдельно нужно остановиться на организационной культуре и имидже фирмы. Социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной сфере. Вообще, культура не является изначально заданной, предопределенной. Она - результат взаимодействия в обществе, передается и поддерживается главным образом через общение и обучение. Культура в рамках фирмы проявляется через поведение членов ее коллектива.
Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Доброе имя в глазах общественности помогает фирме длительное время сохранять партнеров, расширять клиентуру. Финансовые результаты фирмы во многом зависят от общей культуры ее среды.
Для того, чтобы выжить предприятию в сегодняшней ситуации в Казахстане, необходимо просчитывать на рынке каждый шаг, постоянно вводить инновации в управление кадрами и предприятием. Необходимо уметь разумно рисковать и находить оптимальные выходы из самых сложных ситуаций. Потому столь важна работа квалифицированного менеджера фирмы и всей его команды.
Эффективное управление и высокое качество команды всегда может вывести предприятие из кризиса. Весь механизм управления фирмой должен быть лаконичным и в то же время всеохватывающим; в него обязана входить, и система управления ассортиментом продукции, и система управления издержками предприятия, и система финансового и налогового планирования, маркетинговая система и многое другое. Чем больше предприятие использует столь эффективные рычаги управления, тем жизнеспособнее оно окажется в нынешних нелегких условиях, тем больше у него шансов на успех.
В первую очередь следует остановиться на технологии финансовых успехов фирмы. Социальная и материальная защищенность каждого ее работника зависит от финансовой устойчивости компании, в которой он работает. Поэтому вопрос, за счет чего можно улучшить финансово-экономическое состояние фирмы, волнует не только руководителей и акционеров, но и всех сотрудников. Большинство казахстанских предприятий не являются сегодня инвестиционно привлекательными (около 40% из них - убыточны, и примерно столько же находятся в весьма неустойчивом финансовом состоянии). Условия, которые выдвигают инвесторы, часто оказываются просто невыгодными предприятию. По этим причинам финансовая поддержка несостоятельных предприятий практически отсутствует. Вероятно, в ближайшем будущем несостоятельность будет основной причиной продажи предприятий-должников. Поэтому необходим коллективный поиск возможностей внутреннего реформирования и преобразования деятельности предприятий, что означает активизацию использования и развития собственных потенциалов и, в первую очередь - благодаря совершенствованию системы управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный финансовый менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений, в том числе в финансовой области. Это ни в коем случае не догматическое, а очень динамичное многоплановое явление, проявление которого постоянно корректируется в соответствии с конкретными условиями. Как только менеджмент отстает от реальных потребностей рыночной обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям. Управленческие решения, разработанные одним предприятием и хорошо себя у него зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другого. Многовариантность решений и ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:
- стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;
- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
- ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;
- использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
- изменение функции планирования от текущего - к перспективному;
- выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;
- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
- привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;
- осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
- опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;
- проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
- способность разумно рисковать и управлять риском.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бригхэм Юджин, Гапенски, Луис Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х томах. Т.2. - 2014.
2. Дюсембаев К.Ш. Аудит и Анализ финансовой отчетности Алматы. «Каржи - Каражат» 2013.
3. Томпсон А.А., А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент М.: «Банки и биржи», 2014.
4. Стратегический менеджмент. Учебник. / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2014
5. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой - М.: Перспектива, 2012.
6. Крейнина М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие М.: Изд-во «Дело», 2011.
7. Мельников В.Д., Ли В.Д. Общий курс финансов. Алматы: «Институт развития Казахстана», 2012г.
8. Радостовец В. К. Финансовый и управленческий учет в условиях рынка Алматы.:НАК «Центраудит», 2015 г. С 362
9. Официальный сайт компании http://www.mechstroyservice.kz/finansy/otchetnost
10. Дюсембаев К.Ш. "Анализ финансового состояния предприятия". Алматы, 2011 г.
11. Пономарев А.Я.. Введение в административный и экономический менеджмент. Санкт-Петербург. 2013.
12. Копылов Е.П.. Менеджмент (методические указания для студентов заочной формы обучения. Ярославль. 2012.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс; М.: Издательство МГУ, 2014
14. Коротков Э.М. Концепция менеджмента; М.: Издательство-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2014.