Анализ и оценка обобщающих и частных показателей эффективности торговой деятельности

В качестве обобщающих показателей оценки экономической эффективности деятельности торговых предприятий могут быть использованы:

1. Коэффициент эффективности примененных ресурсов (Эр), характеризующих величину полученного экономического эффекта на единицу примененных ресурсов. Он исчисляется по формуле:

Эр=Т:(ОС+ОБ+ФЗП)

где Т – объем товарооборота в сопоставимых ценах; ОС – среднегодовая стоимость основных фондов; ОБ – среднегодовая сумма оборотных средств; ФЗП – израсходованный фонд заработной платы.

Показателю эффективности примененных ресурсов в зарубежной практике соответствует показатель производительности систем (Пс), исчисляемых как отношение объема произведенной продукции к количеству ресурсов, потребленных для этой продукции.

Пс=Q:З

где Q – объем произведенной продукции; З – затраты труда, капитала, энергии, материалов и др. ресурсов.

2. Коэффициент прибыльности примененных ресурсов (Кпр). Исчисляется по формуле:

Кпр=БП или ЧП:(ОС+ОБ+ФЗП)

где БП – балансовая прибыль; ЧП – чистая прибыль, остающаяся у предприятия посте уплаты налогов в бюджет.

3. Коэффициент эффективности текущих затрат (Эт.з.). Он характеризует величину прибыли, полученную от основной деятельности на рубль текущих затрат:

Эт.з.= П:Р

где П – прибыль от реализации товара; Р – расходы на реализацию товаров

Приведенные обобщающие показатели дополняют друг друга и предполагают учет при решении задач повышения экономической эффективности деятельности предприятия особенностей использования примененных и потребленный ресурсов.

4. Интегральный показатель динамики эффективности примененных ресурсов (I).

анализ и оценка обобщающих и частных показателей эффективности торговой деятельности - student2.ru

где IЭр – индекс изменения коэффициента эффективности примененных ресурсов (IЭр=Эр за отчетный период: Эр за прошлый период); IКпр – индекс изменения коэффициента прибыльности примененных ресурсов (IКпр=Кпр за отчетный период: Кпр за прошлый период).

Интегральный показатель рекомендуется применять только для оценки изменения эффективности во времени.




ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

Результаты использования экономического потенциала находят отражение в показателях экономической и социальной эффективности деятельности торговой организации

В целом под эффективностью понимают получение наибольших результатов при тех же затратах или тех же результатов при меньших затратах ресурсов.

Эффективность, как экономическая категория, выражает экономические отношения по поводу использования ресурсов для производства или реализации определенной массы потребительных стоимостей в целях удовлетворения личных и общественных потребностей и получения на этой основе прибыли, обеспечивающей нормальное функционирование торговой организации на рынке.

Отсюда, измерение эффективности и управление ею на всех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне являются настоятельной необходимостью.

Различают экономическую и социальную эффективность деятельности.

Эффективность должна рассматриваться как обобщенная функция от эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов, поскольку повышение ее есть общий результат лучшего использования ресурсов. Мерой роста этой эффективности является экономия текущих затрат. Вместе с тем различие состоит в том, что экономия ресурсов выступает как условие расширения деятельности организации и увеличения на этой основе прибыли, а экономия текущих затрат является источником увеличения прибыли.

Социальная эффективность торговой деятельности связана с выполнением торговлей социальных функций и характеризуется степенью удовлетворения спроса населения на товары при высоком качестве торгового обслуживания и рациональном использовании товаро-производственных ресурсов.

Показателями социального эффекта являются: уровень удовлетворения спроса населения на товары, качество торгового обслуживания, характеризуемое широтой и устойчивостью ассортимента товаров, применения прогрессивных форм продажи товаров, количеством и качеством дополнительных услуг, предоставляемых покупателям.

Наши рекомендации