Финансовая политика государства
Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики определяется:
• соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;
• разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
• осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.
Классическая теория отводила государству практически «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, - это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок - главный регулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в послании Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск. Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами.
Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:
• без налогов государство не может существовать;
• налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается;
• в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;
• государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода свыше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса;
• налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;
• суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию к росту только при такой экономической системе, когда государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только оно нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;
• налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по их сбору, к росту недоимок и штрафов и в итоге к разрушению экономики;
• косвенные налоги наиболее удобны с позиции формирования доходов бюджета, однако их бремя падает на конечного потребителя товаров и услуг. Этот парадокс заключается в том, что при разных
уровнях доходов граждан уровень их потребления относительно одинаков. Использование косвенных налогов приводит к тому, что у основной части населения изымаются накопления, тем самым разрушается база кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаев;
• основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ (Банком России), ее задачами на ближайшие годы являются:
— сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
— создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени; развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;
— контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса по отношению к корзине валют;
— достижение полной конвертируемости рубля;
— снятие большинства ограничений в области валютного контроля.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление - увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).
Известно, что кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал - важнейшее условие осуществления воспроизводственного процесса, которое обеспечивает возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Высокие ставки рефинансирования сказываются самым негативным образом, так как имеют место невозврат кредитов, рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг, уменьшение рентабельности у заемщиков (вследствие чего происходит сокращение налогооблагаемой базы), свертывание производства, сужение внутреннего потребительского рынка из-за падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.
В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов.
Вопрос 33