Бюджетного законодательства российской федерации
Вступительное слово
Ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ посвящена четвертая часть БК и единственная глава в этой части - двадцать восьмая "Общие положения". В главе содержатся: определение нарушения бюджетного законодательства; перечень мер, применяемых к нарушителям; основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Закреплены полномочия: федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ; органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в области применения мер принуждения.
I. Нарушение бюджетного законодательства
Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.
Вместе с тем Кодекс поясняет, какие деяния вообще считаются нарушениями бюджетного законодательства - это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка:
- составления проектов бюджетов;
- рассмотрения проектов бюджетов;
- утверждения бюджетов;
- исполнения бюджетов;
- контроля за исполнением бюджетов.
В БК отсутствует понятие бюджетного правонарушения. На наш взгляд, под бюджетным правонарушением для удобства правоприменения целесообразно было бы понимать только те деяния, которые описаны в самом БК РФ и которые не образуют составов административных правонарушений или преступлений. В то время как понятие "нарушение бюджетного законодательства" гораздо более широкое, охватывающее помимо бюджетных правонарушений и административные правонарушения, и преступления.
II. Меры, применяемые к нарушителям
бюджетного законодательства
Перечень мер, названный в БК РФ, не является исчерпывающим (может изменяться), вот они:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- изъятие процентов (платы) за пользование бюджетными средствами;
- выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования;
- сокращение или прекращение форм финансовой помощи из соответствующего бюджета.
В БК РФ фактически нет "своего" штрафа: в каждой статье БК, описывающей тот или иной вид бюджетного правонарушения, в случае упоминания штрафа всегда делается ссылка на КоАП РФ. Соответственно, размеры штрафов, взыскиваемых за бюджетные правонарушения, устанавливаются не БК РФ, а КоАП РФ. Кроме того, при наличии признаков преступления в совершенном бюджетном правонарушении, возможно применение таких уголовно-правовых санкций как штраф, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.
Здесь, когда мы упоминаем КоАП или УК РФ, имеются в виду составы административных правонарушений и преступлений, названные в предыдущем параграфе.
При описании конкретного нарушения в соответствующей статье БК РФ указывается несколько мер, применяемых к нарушителю, как минимум две. Размеры санкций в числах указываются только в отношении пени, например, так: "в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки". В отношении других санкций размер указывается по-другому, например, "изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств" (размер суммы неизвестен, но уже понятно, что речь идет о всей сумме).
Порядок применения мер к нарушителям бюджетного законодательства в БК РФ не регламентируется. Этот пробел в какой-то степени восполняется на региональном уровне нормативными актами субъектов РФ. Например, Постановлением правительства Москвы от 16.11.2004 N 798-ПП утвержден Порядок применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ при использовании средств бюджета города Москвы. В нормативном акте перечислены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ, в том числе "взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств бюджета города Москвы, предоставленных на возвратной и возмездной основах"; имеются формы различных документов, включая форму "предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса".
III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
в соответствии с БК
1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:
- списывают в бесспорном порядке суммы: а) бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек; б) процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; в) суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- взыскивают в бесспорном порядке пени за: а) несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, б) просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, - в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
2. Министерство финансов РФ:
- вводит в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировку расходов;
- отменяет блокировку расходов федерального бюджета;
- применяет иные санкции, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:
- принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;
- привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов приостанавливают в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- списывают в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- списывают в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивают в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;
- выносят предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- составляют протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
- взыскивают в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
IV. Нарушения бюджетного законодательства;
названные в главе 28 БК
Нарушения бюджетного законодательства - это в соответствии с формулировкой БК РФ основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Перечень оснований не является исчерпывающим. Помимо Кодекса данный перечень может изменяться федеральными законами.
Особенности статей 289 - 306 БК, в которых описаны составы бюджетных правонарушений:
- эти статьи довольно часто отсылают правоприменителя к КоАП и УК РФ;
- в них никогда прямо не указывается субъект правонарушения.
Кроме того, в БК РФ не урегулированы такие традиционные для юридической ответственности институты, как "вина" и "обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность". Отсутствуют процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения к ответственности, за исключением статей 284 и 284.1, посвященных полномочиям различных органов в области применения мер принуждения.
Описание составов правонарушений в ряде случаев отсутствует, то есть диспозиция статьи повторяет ее заголовок, а затем следует санкция статьи. Учитывая это обстоятельство, далее мы не во всех случаях можем дать четкое описание объективной стороны нарушения бюджетного законодательства. В таких случаях названия правонарушений снабжены коротким комментарием.