Теоретическая часть курсового проекта. Анализ безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть курсового проекта. Анализ безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности. 3
Расчетная часть курсового проекта. 16
Задача 1. 16
Задача 2. 19
Задача 3. 21
Задача 4. 24
Задача 5. 26
Заключение. 27
Список литературы.. 28
Теоретическая часть курсового проекта. Анализ безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности.
Для своевременного принятия качественных управленческих решений по хозяйственной деятельности организации разработано большое число разных методов анализа и обработки информации о текущем положении предприятия. К таким инструментам можно отнести:
- методы финансовой диагностики на основе горизонтального и вертикального анализа отчетности предприятия;
- модели факторного экономического анализа (цепные подстановки, индексный способ, расчеты абсолютных и относительных разниц);
- приемы маржинального и операционного анализа.
Маржинальный анализ возник в 30-х годах XX века в США. Впервые был подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г. Чумаченко.
Маржинальный анализ является методом обоснования управленческих решений в бизнесе, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ возник в 30-х годах XX века в США. Впервые был подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г. Чумаченко.
В основу методики маржинального анализа положено:
- деление затрат в зависимости от изменения объема продаж на переменные, постоянные и смешанные;
- использование категории маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой от реализации и условно-переменными затратами.
Исходной базой проведения маржинального анализа являются данные о хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени. Для удобства они обычно представляются в табличном виде. Например, для предприятия, производящего два изделия (ООО «Альфа») данные для проведения маржинального анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Данные ООО «Альфа» по производству изделий 1 и 2 данные за отчетный год д.е. на одно изделие.
Показатели | |||
1. Основные производственные материалы, д.е. | |||
2. Заработная плата производственных рабочих, д.е. | |||
Цех 1 | |||
Цех 2 | |||
3. Отчисления на социальное государственное страхование, д.е. | |||
Цех 1 | |||
Цех 2 | |||
4. Вспомогательные материалы, всего д.е. в т.ч. 50% переменные затраты | |||
Цех 1 | 40% | 30% | |
Цех 2 | 50% | 60% | |
5. Топливо и энергия, всего д.е. в т.ч. 39% переменные затраты | |||
Цех 1 | 30% | 40% | |
Цех 2 | 20% | 10% | |
6. Заработная плата вспомогательных рабочих, всего, д.е. в т.ч. 40% переменных затрат | |||
Цех 1 | 50% | 40% | |
Цех 2 | 50% | 60% | |
7. Амортизация оборудования и других основных средств, всего д.е. в т.ч. 75% переменные затраты | |||
Цех 1 | 40% | 45% | |
Цех 2 | 60% | 55% | |
8. Заработная плата аппарата управления, всего д.е., в т.ч. 5% переменные затраты | |||
Цех 1 | 12% | 10% | |
Цех 2 | 17% | 15% | |
9. Прочие общепроизводственные расходы, д.е. | |||
10. Прочие общехозяйственные расходы, д.е. | |||
11. Коммерческие расходы, д.е. | |||
12. Цена реализации изделия, д.е. |
Начальным этапом проведения маржинального анализа данных о хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год является их группировка на постоянные, переменные, смешанные.
Переменные затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства[1]. К ним относят расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы. Графическим представлением переменных затрат является наклонная кривая, которая растет по мере роста объема производства (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Графическое представление зависимости переменных расходов от объема производства.
Постоянные расходы не зависят от динамики объемов производства[2]. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оплата труда управленческого персонала, административные расходы. Графическим изображением зависимости постоянных расходов от объема производства является прямая, параллельная оси ординат (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Графическое представление зависимости переменных расходов от объема производства.
Смешанные затраты состоят из переменной и постоянной части. Примеры таких затрат расходы на почтовые и телеграфные переговоры, затраты на текущий ремонт оборудования. Для проведения маржинального анализа смешанные затраты разбиваются на постоянную и переменную часть и включаются в соответствующую группу расходов.
Таблица 2 Анализ динамки постоянных и переменных затрат в зависимости от объема реализации.
Объем производства (сбыта) | Переменные издержки | Постоянные издержки | ||
Суммарные | На единицу продукции | Суммарные | На единицу продукции | |
Растет | увеличиваются | неизменны | неизменны | уменьшаются |
Падает | уменьшаются | неизменны | неизменны | увеличиваются |
В таблице 2 подробно рассмотрена динамика изменения постоянных и переменных затрат в зависимости от объема реализации предприятия.
Сгруппируем затраты, представленные в таблице 1, по классификационным группам на постоянные и переменные, разделим на места возникновения (цех 1, цех 2, управление и сбыт). Смешанные затраты разделим согласно заданным коэффициентам.
В состав переменных расходов ООО «Альфа» входят затраты:
- переменные: на основные производственные материалы, заработная плата производственных рабочих (на предприятии применяется сдельная оплата труда, которая зависит от объема произведенной продукции), прочие общепроизводственные расходы;
- условно переменные, согласно коэффициентам, указанным в таблице 1, расходы на топливо, амортизацию, заработную плату.
К постоянным затратам относятся:
- полностью – коммерческие расходы, прочие общехозяйственные расходы;
- частично, согласно коэффициентам, указанным в таблице 1, расходы на топливо, амортизацию, заработную плату.
Таблица 3 Учет затрат по видам и местам возникновения в отчетном периоде д.е. на одно изделие ООО «Альфа».
Виды затрат | Затраты | Места возникновения | ||||
Полные | Постоянные | Переменные | Цех 1 | Цех 2 | Управление и сбыт | |
Сумма затрат | ||||||
База распределения |
Из таблицы 3 видно, что величина расходов ООО «Альфа» в отчетном периоде составила 5110 д.е., в том числе переменные затраты 1980 д.е. или 3129 д.е. В процентном соотношении 61% приходится на переменные затраты, 39% - постоянные затраты.
Для дальнейшего проведения маржинального анализа затрат необходимо выделить места их возникновения. На ООО «Альфа» выделяют три места возникновения затрат – цех 1, цех 2, управление и сбыт. На производственную деятельность в цеху 1 было потрачено за год 937 д.е., в цеху 2 – 1208 д.е., на организацию работы служб управления и сбыта – 2966 д.е.
Проведя структурный анализ, на основании таблицы 2 можно сделать вывод, что 18% затрат пришлось на цех 1, 24% на работу цеха 2, 58 % затрат приходится на службу сбыта и управление предприятием. Большая доля расходов на сбыт и управление связана с большими транспортными расходами на доставку продукции, производство пуско-наладочных работ, расходами на гарантийное обслуживание.
Для расчета себестоимости производимой продукции, необходимо сгруппировать виды затрат по изделиям.
Таблица 4 Учет затрат по изделиям ООО «Альфа» за отчетный период д.е. на одно изделие.
Виды затрат | ||
Переменные затраты | 1275,6 | |
1. Основные производственные материалы, д.е. | ||
2. Заработная плата производственных рабочих, д.е. | ||
3. Вспомогательные материалы, всего д.е. | ||
4. Топливо и энергия, всего д.е. в т.ч. 39% переменные затраты | 54,6 | 58,5 |
5. Заработная плата вспомогательных рабочих, всего, д.е. | ||
6. Амортизация оборудования и других основных средств, всего д.е. | 217,5 | |
7. Заработная плата аппарата управления, всего д.е. | ||
8. Прочие общепроизводственные расходы, д.е. | ||
Постоянные затраты | 1004,4 | |
1. Вспомогательные материалы, всего д.е. | ||
2. Топливо и энергия, всего д.е. | 85,4 | 91,5 |
3. Заработная плата вспомогательных рабочих, всего, д.е. | ||
4. Амортизация оборудования и других основных средств, всего д.е. | 72,5 | |
5. Заработная плата аппарата управления, всего д.е. | ||
6. Прочие общехозяйственные расходы, д.е. | ||
7. Коммерческие расходы, д.е. | ||
Всего затраты |
На основании таблицы 4 видно, что себестоимость производства изделия 1 составила 2280 д.е., при этом переменная часть – 1275,6 д.е., а постоянная часть – 1004,4 д.е. Если проанализировать данные в процентах, то переменная часть в себестоимости изделия 1 составляет 56%, а постоянная часть – 44%.
Себестоимость изделия 2 составила в отчетном периоде – 2830 д.е., при этом переменные расходы равны 1854 д.е., а постоянные затраты – 976 д.е. В процентном соотношении 66% - переменная часть, 34% – постоянная часть.
Завершающим этапом маржинального анализа хозяйственной деятельности предприятия является расчет показателей маржинального дохода, чистой прибыли.
Маржинальным доходом предприятия является разность между объемом реализации (ценной реализации) и переменными затратами (переменными затратами на одно изделие). Маржинальная прибыль за минусом постоянных расходов показывает чистую прибыль организации.
Для наглядности произведем расчет значений маржинальной и чистой прибыли ООО «Альфа», приходящейся на одно изделие в отчетном периоде (таблица 5).
Таблица 5 – Расчет результатов маржинального анализа для ООО «Альфа» за отчетный период.
Показатель | ||
Цена реализации изделия | ||
Переменные затраты | ||
Маржинальная прибыль | ||
Постоянные затраты | ||
Чистая прибыль | -680 | -630 |
В отчетном периоде изделие 1 принесло маржинальной прибыли в размере 324 д.е., а чистый убыток составил 680 д.е., для изделия 2 – маржинальная прибыль – 346 д.е., чистый убыток – 630 д.е.
Неудовлетворительные показатели маржинального анализа для одного изделия каждого вида ООО «Альфа» в отчетном периоде приводят к необходимости исследования причин возможного появления убытков. Самым эффективным методом решения возникшей задачи является операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем – Прибыль» («Costs – Volume – Profit» - CVP), помогающий отследить динамику зависимости затрат предприятия от объемов реализации.
Базовыми элементами операционного анализа безубыточной деятельности предприятия являются понятия – операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Анализ безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
- поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
- переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
- структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
- поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
- на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства[3].
Основной принцип действия операционного рычага проявляется в том, что любое изменение объемов реализации предприятия приводит к еще большему изменению прибыли. При проведении практических расчетов для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинальной прибыли к прибыли:
Воздействие операционного рычага = Маржинальная прибыль / Прибыль.
(1-1)
Рассчитаем силу воздействия операционного рычага для ООО «Альфа, при условии, что в отчетный период реализовано 5 изделий 1 и 6 изделий 2. Согласно данным таблицы 5 и формуле 1-1 получим, что сила воздействия операционного рычага составляет:
- для изделия 1: 324*5 / (324*5 – 1004) = 2,63;
- для изделия 2: 346*6 / (346*6 - 976) = 1,89.
Важной особенностью силы воздействия финансового рычага можно считать ее рост по мере снижения объемов реализации. Каждый процент снижения объемов прибыли дает все больший и больший процент снижения прибыли[4]. При возрастании объемов реализации прибыли (если порог рентабельности пройдет), сила воздействия операционного рычага уже убывает. Каждый процент прироста объема реализации дает все меньший и меньший процент прироста прибыли.
Порогом рентабельности для целей операционного анализа признано определять такой объем реализации, при котором предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей[5]. Маржинальной прибыли в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль предприятия равна нулю.
Согласно определению порога рентабельности:
Прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы = 0
Прибыль = Порог рентабельности * ( Маржинальная прибыль / Объем реализации ) – Постоянные затраты = 0
(1-2)
Преобразуя формулу 1-2, получим формулу для определения порога рентабельности предприятия:
Порог рентабельности = Постоянные затраты * Объем реализации / Маржинальная прибыль.
(1-3)
Порог рентабельности рассчитывается на практике в единицах реализации (пороговый объем реализации) и в суммарном объеме, выраженном в денежном измерении, обеспечивающем безубыточную деятельность предприятия.
Проведем расчеты порога рентабельности для ООО «Альфа». По данным таблицы 5 соотношения маржинальной прибыли и объема реализации составляют:
- для изделия 1: 324 / 1600 = 0,2025;
- для изделия 2: 346 / 2200 = 0,1573.
Соответственно порог рентабельности по изделиям ООО «Альфа» согласно формуле (1-3) равен:
- для изделия 1: 1004 / 0,2025 = 4958 д.е.;
- для изделия 2: 976 / 0,1573 = 6205 д.е.
Таким образом, можно сделать вывод, что если ООО «Альфа» будет реализовывать изделий 1 на общую сумму 4958 д.е., то предприятие будет покрывать свои постоянные издержки и получать прибыль в размере 0 руб., а для изделия 2 размер такого объема реализации равен 6205 д.е.
Для расчета порогового объема реализации воспользуемся формулой вида:
Пороговый объем реализации = Порог рентабельности / Цена реализации
(1-4)
Если воспользоваться данными таблицы 5 и формулой 1-4, то пороговые объемы реализации для изделий ОО «Альфа» составят:
- для изделия 1: 4958 / 1600 = 4 изделия;
- для изделия 2: 6205 / 2200 = 3 изделия.
Каждое выпущенное изделие 1 более 4-х будет приносить прибыль ООО «Альфе», то же самое для изделия 2 при выпуске более 3-х. Таким образом, операционный анализ позволяет предприятию задать пороговые критерии производственной программы предприятия, любой выпуск ниже которых обернется убытками. Например, для ООО «Альфа» такие критерии представлены в таблице 6.
Таблица 6 Пороговые критерии плана продаж ООО «Альфа» для достижения прибыли.
Изделие | ||
Минимальные объемы реализации изделий для получения прибыли |
Для нахождения порога рентабельности можно воспользоваться графическими способами, которые не представляют сложностей для применения[6]. Первый способ представлен на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Первый графический способ определения порога рентабельности.
Первый способ определения порога рентабельности (рис. 1.3) с помощью графика основан на равенстве маржинальной прибыли (валовой маржи) и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.
Второй способ нахождения порога рентабельности с помощью графика основан на равенстве выручки и постоянных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 1-4).
Рис. 1.4 Второй графический способ определения порога рентабельности.
Другим важным элементом операционного анализа является запас финансовой прочности, который показывает разницу между фактическим объемом реализации и порогом рентабельности:
Запас финансовой прочности = Фактический объем реализации – Порог рентабельности.
(1-5)
Если воспользоваться данными таблицы 5 для ООО «Альфа» и формулой 1-5, то запас финансовой прочности составит:
- для изделия 1 (при фактической реализации 5 шт.): 5 * 1600 – 4958 = 3042 д.е.;
- для изделия 2 (при фактической реализации 6 шт.): 6 * 2200 – 6205 = 6995 д.е.
В результате проведения операционного анализа на предприятии делаются выводы о привлекательности его для инвестирования. Положительными критериями являются:
- солидный (для большинства предприятий – более 10%) запас финансовой прочности;
- благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при относительно небольшом удельном весе постоянных затрат в общей их сумме;
- высокий уровень экономической рентабельности активов.