Устойчивость коммерческого банка в период кризиса
Финансовый кризис будет продолжаться еще некоторое время. В этот период предприятиям, являющимся клиентами разных банков, следует внимательно проследить, как работают обслуживающие их банки. Банк по разным причинам может неожиданно прекратить проводить или начать серьезно задерживать платежи между контрагентами, может запретить снимать деньги с депозитов предприятия. В такие моменты у клиентов появляется беспокойство о сроках возможных задержек при переводах средств, выдачи наличных, списания средств, расчетов с налоговыми органами и другими расчетами.
Признаки надежности банка.
У руководства предприятия возникает закономерный вопрос: не находится ли банк на грани банкротства и не пора ли выводить из него свои средства?
По каким признакам клиенту банка можно предугадать надежность банка, где он обслуживается? Какую информацию клиент вправе требовать у своего банка, чтобы убедиться в его надежности? Как поступать в случае задержки платежа на один-три дня или на более длительный срок?
Первый признак - какое отношение к банку имеет государство. Оказывается ли финансовая поддержка со стороны государства?
В период начала мирового кризиса российское Правительство через Минфин РФ и Центробанк РФ оперативно реагировало на сложившуюся ситуацию и оказало финансовую помощь некоторым банкам.
Эксперты утверждают: если банк, где вы обслуживаетесь, оказался в числе тех, по отношению к которым государство предпринимает меры в рамках планов по санации банковской системы, если проводится сделка по слиянию или присоединению, то клиент может не сомневаться в том, что с этим банком, скорее всего, все будет в порядке, и забирать из него деньги не стоит. Конечно, могут быть временные трудности, но практика показала, что по тем банкам, которые были куплены другими банками в последнее время, все неплатежи и задержки были ликвидированы в течение недели. То есть если ваши деньги находятся в государственных или огосударствленных банках, то для вас нет никаких проблем.
По другим банкам руководству предприятия в период кризиса желательно иметь как можно больше информации о финансовом состоянии банка.
Конечно, если предприятие давно обслуживается в конкретном банке, то оно должно иметь постоянную информацию о состоянии банка и быть готовым к возможным изменениям ситуаций в нем. Но на практике большинство предприятий начинают прогнозировать ситуацию с банком и принимать «взвешенное» решение только тогда, когда вдруг начинаются задержки с платежами, списанием денежных средств со счетов и т. п.
В идеальном варианте на предприятии должна существовать служба риск - менеджмента, в компетенцию которой входила бы в том числе оценка рисков взаимодействия с банками. Но, к сожалению, оценка кредитоспособности банка - это работа, требующая большого объема информации, специальных знаний для ее анализа и времени на то, чтобы делать это постоянно, а риск-менеджеры есть лишь на крупных предприятиях.
Другой важный момент, который следует принимать во внимание руководству предприятия при оценке риска сотрудничества с банком, - отказ банка от кредитования предприятия, хотя до последнего времени оно со стороны банка было постоянным.
Вероятно, на решение банка повлияли общеэкономические условия в стране, проблемы с ипотечными кредитами, невозможностью выплаты по облигационным и вексельным займам и т. д. Эксперты считают, что сокращение сумм и сроков кредитов, повышение процентных ставок, пересмотр оценок риска, связанного с кредитованием, - все это является нормальной реакцией любого банка на кризисные явления в финансовом секторе. И именно такая реакция помогает кредитной организации проводить в срок платежи и, в конечном счете, выживать.
Следует также изучить информацию о том, насколько сильно диверсифицирована структура клиентов банка. Такую информацию можно почерпнуть на сайте самого банка.
Предприятию необходимо в условиях кризиса провести анализ и подготовить прогноз опасностей, которые могут возникнуть при задержке платежей банком.
Если отмена кредитов ставит крест на планах по развитию предприятий, то длительная задержка банком платежей между контрагентами может стать угрозой для репутации и дальнейшего существования компании.
Тревожный сигнал - задержки даже в один-два дня, особенно если ранее средства списывались и перечислялись на счет день в день. Должны насторожить задержки с зачислением выручки на счета. А не перечисление платежей контрагентам и даже на счета налоговых органов в федеральный бюджет уже является серьезным основанием для приостановки обслуживания в данном банке.
В то же время некоторые эксперты предлагают не делать скорых выводов и не паниковать из-за задержки платежа на один-два дня. В период, когда многие крупные относительно стабильные в финансовом отношении банки испытывают временные трудности, вопрос прогнозирования устойчивости банка очень сложен. Хотя такая ситуация должна насторожить клиента банка.
При оформлении перевода или платежа в том или ином банке эксперты советуют смотреть, насколько обширна сеть банков-корреспондентов, кто они, какая у них репутация. Системы межбанковских расчетов в разных странах различны. Нужно понимать, что системы переводов в рублях и иностранной валюте кардинально отличаются друг от друга. В России для расчетов в рублях, как правило, используется единая система расчетов Банка России или же система корреспондентских отношений самого банка, и, как правило, перевод денежных средств осуществляется в течение одного-двух дней со дня регистрации платежного поручения в обслуживающем банке.
Если перевод списан с вашего счета, а получателю не поступил - не нужно поднимать панику. Следует попросить банк объяснить причины, в крайнем случае - затребовать выписку его корреспондентского счета с указанием списанной суммы. Если же перевод осуществляется в иной валюте, то проверьте, насколько плохо или хорошо чувствует себя иностранный банк, в адрес которого был направлен клиентский перевод средств, и через какие промежуточные корреспондентские банки он мог пройти.
Если же организация видит, что наряду с задержками в перечислении платежей банк увеличивает проценты по кредитам, существенно сокращает объемы кредитования, закрывает офисы, сокращает персонал и предлагает досрочно погасить кредит - пришла пора задуматься о том, чтобы расторгнуть договор банковского счета, снять остаток и оформить взаимоотношения с другим банком.
Дополнительную информацию о деятельности кредитных организаций, в том числе и вашего банка, можно найти у официального источника - Центробанка РФ.
На сайте www.cbr.ru существует раздел «Кредитные организации», где можно почерпнуть много полезного: регистрационный номер, адрес, телефон, размер уставного капитала, число филиалов, представительств и дополнительных офисов; используемые системы расчетов, список кредитных организаций, у которых отозвана лицензия. Помимо этого здесь содержится информация, отражающая финансовые показатели. Это данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета и отчет по прибылям и убыткам.
Безусловно, информация, содержащаяся в бухгалтерских формах, будет понятна скорее специалистам, одна кое-что могут почерпнуть и неспециалисты. Речь идет о показателях доходов и расходов, которые, в свою очередь, складываются из нескольких составляющих. Так, доходы могут быть от вложений в долговые обязательства, от векселей, от открытия и ведения банковских счетов, от операций с ценными бумагами. Расходы могут быть по полученным кредитам, по депозитам, по долговым обязательствам.
При анализе группировок различных показателей, содержащихся в бухгалтерских формах, можно узнать финансовые результаты банка за определенный период. Например, данные о том, убыточной оказалась деятельность банка или прибыльной и насколько, также можно определить по разделу 3 «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 102), не производя никаких расчетов. Кроме того, на сайте Центробанка РФ размещена отчетность кредитных организаций за предыдущие годы, что дает возможность проследить динамику роста или, наоборот, снижения активов. Помимо прочего Центробанк РФ размещает ежеквартальные отчеты кредитных организаций по ценным бумагам, в которых содержится подробная информация о банке (например, динамика объема предоставленных кредитов; размер просроченной задолженности, в том числе по платежам в бюджет; данные о динамике рентабельности и др.).
Правда, указанная информация не отражает деятельности всех банков. На сайте Центробанка РФ указан общий список кредитных организаций, давших согласие на раскрытие информации финансового характера. Отсутствие банка в этом списке дает возможность усомниться в надежности его финансовых показателей.
Полезно будет поинтересоваться и тем, не применялись ли к банку со стороны ЦБ РФ такие меры воздействия, как ограничение операций или ввод внешнего управления. Эту информацию можно попытаться узнать и в самом банке (скрывать ее для банка нет никакого смысла). Стоит упомянуть, что выводы о действиях внешнего управляющего могут быть неоднозначными. С одной стороны, внешнее управление далеко не всегда заканчивается хорошо, и в данном случае считать его спасением или оздоровлением не всегда разумно. С другой стороны, многие банки, куда вводили внешнее управление или ограничивали какие-то операции, в дальнейшем успешно восстанавливали свою деятельность.
Информацию о финансовом положении вашего банка можно получить из неофициального рейтинга банков, который публикуется в различных СМИ. Но эти рейтинги зачастую не отражают реального положения дел в сфере кредитной политики. Поэтому у вас могут возникнуть сомнения в их достоверности. Как оказывается на практике, рейтинговые агентства основываются на публикуемой отчетности или аналитических данных, но никак не на оперативной, ежедневно меняющейся информации. Сама по себе публикуемая отчетность банка также не является оперативной, к тому же известны случаи, когда при отзыве лицензии банка всплывает формулировка «за предоставление недостоверной отчетности». Получается, что даже Центробанк РФ не всегда владеет полноценной и достоверной информацией о положении дел в банках.
Существуют также другие неофициальные источники, из которых можно почерпнуть необходимую информацию. Помимо периодических массовых изданий есть сайты, ориентированные на банковское сообщество, например #"justify">Используя информацию этого сайта, кто-то сможет выбрать надежного партнера в лице конкретного банка, кто-то - совершить удачную сделку, кому-то это поможет выяснить, где искать пропавшие деньги, а кому-то - спрогнозировать общие тенденции банковской системы в целом и выбрать наиболее оптимальное направление собственного развития. Для кого-то будут нужны различные рейтинги и сравнения отдельных банков.
Используя ежеквартальные отчеты банков, можно проанализировать структуру банковского портфеля определенного банка: определить, как соотносятся по срокам активы и пассивы банка, какую долю составляют размеры забалансовых обязательств, таких как опционы, форварды, фьючерсы, насколько велика графа «Прочее» в активах.
Еще один источник, на который можно полагаться только частично и подходить к оценке данных следует критически, - это инсайдерская информация самого банка. Но этот источник также не гарантирует точности: дать информацию должен руководитель самого высшего уровня, который вряд ли будет распространять такие сведения, особенно негативные, а менеджер среднего звена не владеет полными данными.
Бывают ситуации, когда внутренняя информация банка оказывается недостоверной или ошибочной. Бывают случаи, когда клиент, состоявший в теплых дружеских отношениях с руководством одного из банков, регулярно консультировался с ним и был уверен, что в банке все в порядке. Но, как показала практика, ошибаться насчет своего положения может и само руководство банка. В этой ситуации руководители банка до последнего верили, что смогут справиться с временными трудностями, но средства, на которые они рассчитывали, так и не пришли. Они просто переоценили свои возможности, и системный кризис не позволил им выполнить все обязательства. Приходится констатировать, что с подтверждением реального положения дел в банке все очень и очень сложно. Можно порекомендовать одно - оценивать информацию комплексно и всесторонне.
Важно прояснить, насколько четко и последовательно банк следует выбранной и анонсированной стратегии развития, не слишком ли часто она меняется. Как правило, стратегия развития разрабатывается на период от трех до пяти лет.
Если у банка имеется филиальная сеть в различных регионах, в том числе и в крупных промышленных центрах, то это также увеличивает шансы банка выстоять перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
Наличие сети структурных подразделений означает диверсификацию банковского бизнеса и, как следствие, обычно способствует повышению устойчивости банка. Информационная открытость банка для клиентов позволяет клиентам иметь дополнительную информацию о финансовом состоянии и надежности банка.
В кризисной ситуации весьма важным становится понятие «лояльность клиента». Зависит оно очень часто от того, насколько банк открыт и честен перед своими клиентами и контрагентами и насколько клиенты верят банку. Отзывы клиентов можно легко найти на специализированных тематических банковских сайтах.
Организации очень важно оценить, в каком объеме, с какой степенью детализации банк готов предоставить ей информацию о текущей ситуации. Честность и открытость в предоставлении любых, даже негативных сведений говорит о том, что банк адекватно оценивает ситуацию и готов приложить все усилия к предотвращению потенциально возможных проблем. В любой ситуации банк должен своевременно информировать клиента о любых проблемах, в том числе и проблемах с проведением платежей. Это не приводит к панике, к оттоку средств с депозитов и может более или менее нормализовать ситуацию с платежами.
При грамотно выстроенной коммуникации с клиентами банк всегда объясняет причину отказа в кредитовании или изменении его параметров, при этом не допуская нарушений с юридической точки зрения. Между тем недомолвки, с которыми очень часто сталкиваются клиенты банков в сложные моменты, вполне объяснимы. Сказать клиентам во многих случаях бывает просто нечего, а порядочность не позволяет руководству банка уверять клиентов, что все хорошо. В период кризиса было бы разумно наладить частичное информирование клиентов, например, объявить, что хотя банк и не обязан делиться оперативной информацией, но с целью поддержания отношений с клиентами он принимает решение о раскрытии информации о положении. Банк такую информацию может в определенные дни предоставлять отдельным клиентам, желающим ознакомиться с определенными документами.
Открытие хотя бы частичного доступа к информации - это нормальная клиентская работа, которая может снизить панические настроения и сохранить наиболее важных клиентов. В то же время представители крупного предприятия помимо обычного ознакомления с информацией могут даже приехать в банк с нанятыми аудиторами, чтобы просмотреть оперативную отчетность. Если банк заинтересован в этом клиенте и может обосновать свои проблемы или показать, что у него все порядке, - это отличный цивилизованный метод поведения в сложный период.
Косвенной приметой неблагоприятного положения дел в банке является информация о проблемах в аффинированных с банком структурах: ПИФах и ОФБУ, лизинговых и страховых компаниях.
В некоторых банках во время кризиса клиенты проверяли надежность банка простым способом. Забирали свои вклады, переносили их в этом же банке в сейфовые ячейки. Ждали несколько дней, и если ситуация в банке не ухудшалась, то открывали снова счет.
В то же время иногда несвоевременное проведение платежей или отказ банка от ранее согласованного предоставления средств в рамках открытой кредитной линии может свидетельствовать не о трудностях банка, а о проблемах самого клиента.
Эксперты советуют руководству предприятия прежде всего определить, не является ли оно само виновником сложной ситуации. Причин справедливого отказа банка от платежей может быть множество. Например, перекредитованность, убытки, несвоевременное предоставление финансовой отчетности, наличие акционерного конфликта с неблагоприятными правовыми последствиями, которые могут отразиться на финансовом состоянии предприятия. Перечисленные факторы надежности обслуживания в банке необходимо учитывать в совокупности.
Любые кризисы имеют обыкновение благополучно завершаться, но пережить их удается не всем. Поэтому чем раньше вы отреагируете на возможные риски, тем больше шансов выйти из кризиса без потерь. Если невозможно получить кредиты, то, может быть, стоит пересмотреть свои планы.